Презентация на тему: Теория и технология экологического образования детей

Реклама. Продолжение ниже
Теория и технология экологического образования детей
Материалы для подготовки
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
План
1. ТиТЭО как дисциплина
Сравните
ТиТЭО
2. Экологическое образование в детском саду
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
Структура экологического сознания
Основные этапы развития методики
Этапы Э.О.
Основные аспекты экологического образования
Теория и технология экологического образования детей
Концепция экологического воспитания (С.Н.Николаева, 1996)
Теория и технология экологического образования детей
Экологическое образование в рамках ФГОС ДО
ФГОС ДО
Реализация ЭО
Реализация ЭО
Реализация ЭО
Реализация ЭО
3. Технологический подход к экологическому образованию
4. Формирование представлений у детей дошкольного возраста
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
Методические приемы при формировании понятий
Виды знаний
Теория и технология экологического образования детей
Теория и технология экологического образования детей
Принципы отбора содержания в рамках ЭО
5. Методы экологического образования
Структура метода
Классификация методов
Методические приемы
1/42
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 60)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1822 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Теория и технология экологического образования детей

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
2

Слайд 2: Материалы для подготовки

Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста : монография [Текст] / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1365/Теория%20и%20технология%20экологического%20образования%20детей%20дошкольного%20возраста.pdf?sequence=1&isAllowed=y

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 335 с. http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20tehnologii%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20doshkolnikov%20-%20Uchebnoe%20posobie%20-%202008.pdf

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6

Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Сидякина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – 79 с. https ://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/3375/1/Сидякина%201-08-12.pdf

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: План

1. Теория и технология экологического образования ( ТиТЭО ) как дисциплина. 2. Экологическое образование в детском саду. 3. Технологический подход к экологическому образованию. 4. Формирование представлений у детей дошкольного возраста. 5. Методы экологического образования.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: 1. ТиТЭО как дисциплина

ТиТЭО – дисциплина, изучающая процесс экологического образования детей дошкольного возраста. Объект: процесс экологического образования детей дошкольного возраста. Предмет: содержание, методы, приемы, средства, технологии и др. компоненты экологического образования.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Сравните

Наименование Цель Объект Предмет Методы Естественные науки Познание природы Природные объекты Строение, свойства, функции Наблюдение, опыт, эксперимент Экология Познание взаимосвязей Закономерности и взаимосвязи Организм, сообщество, человек и среда Наблюдение, моделирова-ние Психология Познание психики и психической деятельности Психика и психическая деятельность человека Темперамент, эмоции, интеллект… Опросы, тесты, наблюдение, близнецовый Педагогика Познание педагогических процессов Педагогический процесс Формы, методы, средства, технологии… Пед. наблюдение и пед. эксперимент ТиТЭО Познание процесса э.о. Процесс э.о. Формы, приемы, средства, технологии … Пед. наблюдение и пед. эксперимент

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: ТиТЭО

Цель – эффективность процесса э.о. Задачи : -Зачем? Цель э.о. в дошкольном возрасте -Чему? Содержание э.о. -Как? Методы э.о. -Каким образом? Диагностика э.о.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12: 2. Экологическое образование в детском саду

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Экологическая культура - это показатель личности, понимающей ценность природы, обладающей системой экологических знаний, экологическим сознанием, занимающейся экологической деятельностью, а также доброжелательно относящейся к природе [ Исламова К.И., Алматы, 2001 ]

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим. Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности. ( EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010) Экологическое сознание - это форма общественного сознания, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно практику отношений между человеком и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы "общество-природа"

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Структура экологического сознания

Рациональный компонент Чувственно-эмоциональный компонент Поведенческий компонент Для благоприятного формирования экологического сознания необходимы соответствующие законы, общественное мнение и экологическое воспитание и образование с детских лет.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Основные этапы развития методики

I этап – идеи о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка ( XVII -Я.А.Коменский, XVIII –Ж.Ж.Руссо, XVIII-XIX – И.Г.Песталоцци, XIX - XX – К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова) II этап с 1919-1980-е – становление и развитие ознакомления детей с природой (В.Г.Грецова (1971), А.В. Запорожец, Л.С.Выготский; Н.Н.Подъяков, Е.И. Радина, А.П. Усова (1970-1980) и др.) III этап – с конца 1980-х г. - теория и методика экологического образования детей (С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова)

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Этапы Э.О

I этап – 1970-1980 г. природоохранное образование II этап с 1980-1992 – экологическое образование III этап – с 1992 г. – экологическое образование как фактор устойчивого развития

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Основные аспекты экологического образования

Научный (естественные, социальные, технические закономерности понятия, представления и термины, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимосвязи) – система знаний (представлений) Ценностный – осознание природы как универсальной ценности (познавательная, эстетическая, санитарно-гигиеническая и др.)

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Нормативный – система моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природе ( правила поведения ). Деятельностный - деятельность, направленная на овладение приемами целевого и вероятностного мышления в области комплексной экологии, приобретение опыта, принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. ( Деятельность )

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: Концепция экологического воспитания (С.Н.Николаева, 1996)

Цель э.в.- формирование начал экологической культуры – становление осознанно правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, создающим на основе ее богатств материальные и духовные ценности, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимость от окружающей среды, осознание своих умений созидательного взаимодействия с природой.

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Содержание э.в. включает два аспекта: 1. Передача экологических знаний 2. Трансформация знаний в отношения Отношение складывается из познавательного, эстетического и гуманистического компонента Познавательный – ярко выраженный интерес к природе Эстетический – проявление внимания к внешним качествам явления и оценка Гуманистический - сочувствие, обеспокоенность, готовность к помощи

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Экологическое образование в рамках ФГОС ДО

С 01 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ». Завершение перехода на новый стандарт в дошкольном образовании к 2016 году.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: ФГОС ДО

ФГОС ДО - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Реализация ФГОС ДО осуществляется через образовательные Программы. Исполнители - организации, ИП, а также родителями или их законными представителями в форме семейного образования. В Стандарте определены требования к структуре и объему Программы, условиям реализации и результатам освоения Программы.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Реализация ЭО

№ п/п Образовательная область Пути реализации 1 Социально-коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Одной из задач экологического воспитания является формирование ценностных ориентаций: осознание природы как универсальной ценности и формирование ответственного отношения к окружающему миру. Эмоциональная отзывчивость и сопереживание рождается из общения с миром природы – животными и растениями.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Реализация ЭО

№ п/п Образовательная область Пути реализации 2 Познавательное развитие Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Все перечисленное входит в состав содержательного компонента различных программ в экологическом образовании.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Реализация ЭО

№ п/п Образовательная область Пути реализации 3 Художественно-эстетическое развитие Понимание, в том числе, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 4 Речевое развитие Чтение книг о природе, знакомство с произведениями В.Бианки, Н.Сладкова, В.Чарушиной, К.Паустовского и др. помогает обогащению активного словаря, развитию культуры речи, приводит к пониманию различных жанров детской литературы

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Реализация ЭО

№ п/п Образовательная область Пути реализации 5 Физическое развитие Использование экологических подвижных игр, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Традиционно формирование навыков здорового образа жизни рассматривался как один из аспектов экологического образования. Батурина О.Ю. Реализация экологического образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования //Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: Сб. науч. Тр. Всерос. научно- практ. конф. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014.-Вып.13. С.88-93

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: 3. Технологический подход к экологическому образованию

Цель : формирование основ ЭК Задачи : представления, отношение, качества Процесс : содержание, формы, методы, средства Результат : (диагностика) достижение цели Цель Результат Задачи Процесс

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: 4. Формирование представлений у детей дошкольного возраста

Процесс формирования понятий Ощущение - отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Восприятие - отражение целых предметов или ситуаций объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущение Понятие Восприятие Представление

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31

Восприятие: созерцание и наблюдение. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов. « Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами » (Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т.1, с. 384)

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32

Представление - чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представления: памяти и воображения. Понятие - высшая форма человеческого мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

Условия Средства Правильность восприятия - учет источников предварительных – правильных и ошибочных представлений (кошка, человек, собака –живое; дерево, земля –неживое, признак – движение) -наглядность – наблюдение преимущественно натуральных объектов - точное образное слово воспитателя -опыты с объектами (со снеговиком) - игры с натуральными объектами, в которых проявляются их свойства - неоднократный повтор Правильность представлений - вопросы воспитателя - упражнения по узнаванию и различию -моделирование -рисование по памяти Правильность понятий - постановка проблемы (что любит червяк) - логика при знакомстве с материалом (изменения в неживой природе- изменения в жизни растений- изменения в жизни животных-изменения в деятельности людей) -упражнения в классификации, сравнении, установлении причинно-следственных связей -моделирование - связь знаний с практической деятельностью (например уход за растениями) -задачи-задания (например, как нужно поступить, если нашли птенца…)

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Методические приемы при формировании понятий

Выявление признаков Сравнение Аналогия Абстрагирование Постановка и разрешение проблемы Вывод

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: Виды знаний

Факты - действительное, вполне реальное событие, явление Сведения- известие, информация. Знание о чем-либо. Вопросы истории, знания об выдающихся деятелях, сведения о жизни растений и животных. Термин - название определенного понятия Закон – отражает существенные связи ограниченной совокупности фактов Идея - мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36

Экологические знания : взаимосвязь организма со средой обитания, приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, среда обитания, экосистема, цепи питания, взаимодействие человека с природой Экологическая идея : любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни.

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37

Экологические закономерности : Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве. 3) Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе индивидуального развития. В дошкольном возрасте критериями отбора знаний являются наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

Изображение слайда
1/1
38

Слайд 38: Принципы отбора содержания в рамках ЭО

Научность Регионализм Доступность Системность Гуманистичность Преемственность Прогностичность Деятельность Интеграция Целостность Конструктивизм (нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация)

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39: 5. Методы экологического образования

Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение образовательных и воспитательных задач. Функции метода : - информационно-образовательная; - эмоционально-воспитательная; -организационно-управленческая.

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40: Структура метода

- цель (например, дети 4-5 лет: метод наблюдения, наблюдение за растениями, цель – выяснить что где растет) - объем содержания (одуванчик растет на лугу, никто его не сажает и никто за ним не ухаживает, цветочки превращаются в семянки с пушинками-парашютиками, которые разносятся ветром; анютины глазки растут на клумбе, их сажают люди для красоты и ухаживают за ним) - обобщение, вывод (есть растения, которые растут в природе сами, а есть которые растут на клумбе, их сажают люди).

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41: Классификация методов

По источнику знания : - словесные (рассказ, беседа, чтение детской литературы, экологические сказки) - наглядные (демонстрация натуральных объектов, демонстрация изобразительных средств, демонстрация опытов, демонстрация с использованием технических средств) - практические (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, исследование, проект) - игровые (дидактические игры)

Изображение слайда
1/1
42

Последний слайд презентации: Теория и технология экологического образования детей: Методические приемы

Методический прием – часть метода, с помощью которой он реализуется. Различают : - логические приемы (сравнение, выявление признаков, постановка проблемы, вывод и др.) - игровые приемы (загадки, элементы интриги, сюрпризы и др.) - организационные приемы (работа с группой детей, со всем коллективом, индивидуально, расположение детей полукругом стоя, сидя за столиками, сидя на диване, сидя на ковре и т.п.) - технические (техническое исполнение, либо привлечение наглядных пособий или технических средств) Например, читая рассказ, фоном можно включить музыку.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже