Презентация на тему: Теория перспектив

Теория перспектив
Теория перспектив
Теория перспектив
Теория перспектив
Теория перспектив
Теория перспектив
Теория перспектив
Теория перспектив
Теория перспектив
1/9
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 43)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (93 Кб)
1

Первый слайд презентации: Теория перспектив

Прежде чем говорить о “ Теории перспектив ”, предложенной Д. Канеманом, вспомним прошлый курс Введения в теорию игр и математическую экономику. Речь шла об отношении к случайным событиям, называемым в этой теории лотереями. С помощью математического ожидания находили денежные выигрыши, сопряженные с определенными величинами полезности. Такую зависимость уровня удовлетворения индивидуума от величины денежного выигрыша называли функцией полезности, предложенной Д. Бернулли. Бернулли в своей работе считал, что функция полезности универсальна, не зависит от времени и зависит от богатства индивидуума. Если предъявить пару лотерей, индивид всегда, независимо от истории, будет предпочитать одно событие другому.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Теория перспектив

В теории Бернулли понимается, что индивид оценивает свое состояние, сыграв в лотерею, в зависимости от размера богатства по ее итогам. И именно этот момент критикует Канеман. Он предлагает ряд примеров, показывающих, что теория в форме, сформулированной Бернулли, не выполняется. Пример : Первая пара : a) сыграть в лотерею : с вероятностью ½ индивид ничего не получает, с вероятностью ½ получает 1000 $; b) альтернатива : гарантированно индивид получает 500 $. Вторая пара : Индивид получает 1000 $, после этого предлагается : a) гарантированно отдать 500 $; b) альтернатива : сыграть в лотерею : с вероятностью ½ остаться с 1000 $, с вероятностью ½ отдать 1000 $.

Изображение слайда
3

Слайд 3

С точки зрения начального состояния, исходы попарно эквивалентны ( a) первой пары эквивалентно b) второй пары и, соответственно, b) первой ~ a) второй). Варианты предлагались с некоторым временным сдвигом, и было отмечено разное отношение людей к исходам. Так, в первой ситуации, подавляющее большинство предпочитало гарантированно получить 500 $. А во второй ситуации, когда 1000 $ уже была дана, не отдавать 500 $, а сыграть в лотерею и с вероятностью ½ остаться с данными деньгами. Вывод : Этот опыт позволил сформулировать положение : “ Отношение к случайному исходу существенно зависит от начальной точки ”. В теории же Бернулли считалось, что имеет значение только абсолютная величина.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Канеман выдвигает свою альтернативную теорию, которую назвал “ Теория перспектив ”, отмечая особую роль начальной точки. Наиболее важные моменты теории : наличие точки отсчета (0, относительно которого все рассматривается) ; 2) снижение чувствительности как к выигрышам, так и к потерям ; 3) неприятие потерь ( то есть субъективное отношение : ущерб от потерь существенно больше, чем положительный эффект от приобретения ). Все эти пункты выражаются наглядно в виде функции полезности, которую он предлагает : Δ w – выигрыш относительно точки отсчета На данном графике видим, что при равных значениях выигрыша и потери угловой коэффициент потерь больше. Это отражает то, что потери воспринимаются более болезненно, чем положительный эффект от выигрыша. Вогнутость отражает эффект насыщения – снижения чувствительности.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Вопрос об ограниченности функции полезности. Для обоснования ограниченности полезности рассматривается мысленный эксперимент : Человеку предлагается лотерея, включающая два события : 1) быть зажаренным на сковороде с вероятностью ½ ; 2) получить большую сумму денег с вероятностью ½. Вопрос : если полезность не ограничена, то, по идее, можно подобрать такую сумму денег, чтобы с вероятностью ½ быть зажаренным, а с вероятностью ½ получить деньги. Поскольку подавляющее большинство индивидуумов решительно отвергает такие предложения, делается вывод, что полезности ограничены у людей. Замечание 1: Канеман отмечает, что его “ Теория перспектив “, поправившая в одном отношении теорию Бернулли, все равно не учитывает целый ряд психологических факторов, проявляющихся в экспериментах. Это факторы “ сожаления ” и “ разочарования ”. Замечание 2 : Оценка одного и того же исхода зависит от лотереи. Пусть заданный процент людей выигрывает 1000 $. В первой лотерее выигрывает каждый 10, во второй 9 из 10. Тогда во второй ситуации исход “0” оценивается как “ плохой ”, в то время как в первом случае - заметно выше.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Теперь от лотереи переходим к полезности потребления. Пусть имеется некоторое пространство товаров. Рассмотрим два товара : доход (благосостояние) и отдых ( время, которое индивид не работает). Линии уровня функции полезности для этих двух товаров имеют следующий вид : Кривая показывает соотношение дохода и времени отдыха, которое дает фиксированную полезность. Причем для верхней кривой полезность выше. 1 – исходная точка В – первая альтернатива А – вторая альтернатива

Изображение слайда
7

Слайд 7

Описывается эксперимент : Есть начальная точка отсчета ( на графике точка 1), которая соответствует определенному количеству дней отдыха и определенному доходу. И рассматриваются две альтернативы (точки А и В) для улучшения положения, которые изначально равноценны для данного субъекта : доход увеличивается на 10 000 $ в год (точка В) ; отпуск увеличивается на 12 дней (точка А). Далее людям, оказавшимся в ситуации, когда отдых увеличился, предлагалось поменяться и сократить отпуск на 12 дней с увеличением дохода ; и обратно : людям с увеличенным доходом увеличить отпуск и снизить доход. Результат : Доля тех, кто согласился на переход, оказалась крайне незначительной. Хотя изначально переходы из точки 1 в точки А и В представляются одинаковы, после того, как индивид перешел в новое состояние, они утратили свою эквивалентность. То есть опять видим зависимость от точки отсчета. При этом наблюдается количественная закономерность : полезность текущего состояния возрастает.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Эффект владения Направление, изучающее особенности экономического поведения, называется “ поведенческая экономика ”. Одним из исследователей в этой области был Ричард Талер. Он отметил важный эффект, названный “ эффектом владения ”, который наиболее ярко на практике проявляется на рынке недвижимости в разнице между ценами продажи и покупки. Индивиды, покупающие что-то и продающие что-то, если это оказывается предметом длительного пользования, по-разному оценивают предметы, при том, что изначально находились в статистически одинаковых группах. После того, как часть индивидуумов становится владельцами, их функция полезности меняется, и они оценивают собственную недвижимость в среднем выше, чем те, кто занимается покупкой. При этом важным моментом является различие между товарами для обмена и товарами для длительного пользования. Замечание : роль “ эффекта владения ” важна не для всех категорий экономических агентов. Первая категория : профессиональные трейдеры не подвержены “ эффекту владения ”. Опыт работы заставляет их быстро избавляться от этого эффекта и они учатся оценивать предмет по его рыночной стоимости. И вторая категория людей, у которых слабо проявляется эффект владения – бедные потребители ( те, у кого сложные жизненные обстоятельства, кому приходится себе в чем-то постоянно отказывать. Для них есть жизненная необходимость в возможности продать что-то и получить необходимые вещи).

Изображение слайда
9

Последний слайд презентации: Теория перспектив

Эксперимент : Испытуемым студентам давались жетоны, причем одна группа могла поменять их на деньги по одной ставке, а другая по более высокой ставке ( то есть для одних полезность жетонов была ниже, а для других выше). После испытуемые могли между собой поторговаться. Происходившая торговля оказалась в полном соответствии с классической теорией : цена на жетоны сошлась к равновесию спрос - предложение. И по этой цене прошли все продажи между студентами. После был произведен аналогичный эксперимент, но вместо жетонов раздали кружки с символикой ( то есть кружка представляла определенную ценность, не связанную с деньгами, которую можно было оставить себе ). В этом случае цена предложения оказалась в среднем существенно выше цены спроса, и значительная часть кружек осталась у владельцев. Замечена эмпирическая закономерность : средняя продажная цена в 2 раза превышала цену покупателей.

Изображение слайда