Презентация на тему: Теория культурных кругов

Теория культурных кругов
Определение теории
Зарождение теории
Теория культурных кругов
Теория культурных кругов
Теория культурных кругов
Теория культурных кругов
Теория культурных кругов
Теория культурных кругов
1/9
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 12)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (31084 Кб)
1

Первый слайд презентации: Теория культурных кругов

Работу выполнила: студентка 2 курса факультета социальной психологии по направлению Реклама и СО, Абравева Юлия Николаевна

Изображение слайда
2

Слайд 2: Определение теории

Теория «культурных кругов» - это диффузионистское направление, представляющее собой комплексы географически обособленных культурных признаков, сложившихся в период ранней истории человечества и затем распространившихся в других частях света. Оно возникло в рамках немецкой исторической школы в культурологии, антропологии и этнологии/этнографии и представленно рядом концепций, обосновывающих необходимость изучения «культурных кругов». Иными словами, суть теории в том, что предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо распространяются из территориально-локализированных очагов, так называемых «культурных кругов», в другие культурные общности, рассеиваясь и постепенно затухая.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Зарождение теории

Данная теория зародилась в конце XIX — начале XX века в Германии. Она сменила эволюционистскую школу, решительно опровергнув ее идеи. Немецкий историк, Эрнст Бернгейм, являвшийся идейным предшественником теории, считал, что человек, из-за особенностей строения органов чувств, не сумеет полностью добиться объективного познания, охватывающее окружающее пространство, даже если попытается воспользоваться всеми имеющимися у него знаниями. Таким образом, из этого историко-философского агностицизма следовало, что понятие «исторический» становилось равным понятию «случайный», а научное исследование могло затрагивать только вопросы второстепенного содержания, как например о «формировании культурных связей», о том где искать центры появления тех или иных культурных комплексов, как определить их возраст, а также проследить направления их распространения.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Одним из первых, кто попытался создать теорию культурных кругов был основатель антропогеографии, геополитики, а также создатель теории диффузионизма немецкий географ и этнолог, социолог Фридрих Ратцель. Им было предложено понятие «культурной провинции». Под этим словом, он понимал территорию, на которой расположена особенная для неё совокупность «этнографических предметов». Благодаря ему было задано направление в сторону более предметного исследования культур как в их взаимодействии окружающей природной средой, так и друг с другом. Лео Фробениус, в свою очередь, ввёл в научный наоборот само понятие «культурный круг», которое использовал в систематизации культур Африки. Он полагал, что особенность культуры заключается в определённом наборе элементов, которые относятся к ней, чьё место расположения и образовывает «культурный круг», и в первую очередь материальных элементов.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Ещё одними ключевыми личностями в разработке теории культурных кругов выступили Бернхард Анкерманн и Фриц Гребнер, предложившие отказаться от принятого до этого представления о культурных кругах как сосуществующих в пространстве в соответствии с их последовательностью во времени, что позволило выделять не только культурные круги, но также и культурные слои. Благодаря этому окончательно сложились все составляющие нового методологического подхода. По мнению Гребнера, в своей он работе сумел слить воедино культурные достижения всех народов, населяющих Землю, находящихся на стадии развития предшествующей возникновению государства, выделив из общей массы шесть культурных кругов.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Второй шаг в развитии теории культурных кругов был сделан двумя представителями культурно-исторической школы немецкими этнологами и католическими священниками Вильгельмом Шмидтом и Вильгельмом Копперсом, попытавшимися соединить её вместе доктриной политического католичества. Шмидт старался изложить схемы Гребнера в виде стадий, сменяющих друг друга. Так он сумел выделить следующие виды культурных кругов: 1) первобытные; 2) первичные; 3) вторичные; 4) третичные. Внешне эта схема не сильно отличалась от теоретической основы Гребнера, поскольку шесть имеющихся Шмидт дополнил седьмым. Но все же в новой схеме собранные Гребнером понятия (географическое распространение, материальная культура, социальная организация) в большей степени стали стремиться к единоначалию. ДАЛЬНЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изображение слайда
7

Слайд 7

Таким образом, в новом виде теория культурных кругов вобрала в себя окаменелость эволюционистов, в то время отказываясь от всего остального идейного наследия. Каждая из форм культуры стала сводиться к одному-единственному центру происхождения, которым выступало библейское повествование о сотворении мира Богом, являвшееся, с исторической точки зрения, наиболее древним культурным кругом, где краеугольными камнями выступали государство, моногамия, монотеизм и частная собственность. Особое место занимало обоснование места частной собственности в жизни человека.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Из-за того, что теоретические построения Шмидта по прошествии определённого времени стали критиковаться, в 1937 году он решил попробовать сохранить основания своей школы, указав на наличие различия между «собственно культурным кругом» и «культурным кругом как средством и целью исследования», и стремясь дать объяснение слабым местам своей концепции общим состоянием научного исследования. В 1952 году Шмидт скончался и его преемником стал Копперс, предпринявший попытку целиком воссоздать схему культурных кругов так, как это первоначально сделал его предшественник. В дальнейшем сторонники венской школы отказались от важнейших идей Шмидта, а также привнесли отдельные положения методологии и теоретических разработок иных направлений этнографии, в частности, бихевиоризма.

Изображение слайда
9

Последний слайд презентации: Теория культурных кругов

Спасибо за внимание!

Изображение слайда