Презентация на тему: ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Что такое нарратив?
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Нарратив в психологии
Метафоры нарратива
Метафоры нарратива
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Нарратив и отечественная психология
Теория личности Михаила Михайловича Бахтина
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основные идеи
Теория развития личности Эрика Эриксона
Структура идентичности включает в себя три части:
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В развитии человека восемь стадий
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
четыре основных аспекта идентичности
Теория идентичности Д. МакАдамса
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проанализировав более двухсот интервью, Макадамс предложил следующие показатели для анализа структуры и содержания жизненных историй взрослых людей
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Клиника и нарративная психология
Цели работы нарративного практика
1/32
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 37)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1207 Кб)
1

Первый слайд презентации: ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 4. Нарратив. Нарративная психология. Нарративная идентичность. Нарративная психотерапия.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что такое нарратив?

Нарратив (англ. N arrative — рассказывать, повествовать) — изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Нарратив понятие философии постмодернизма, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (по мнению Ролана Барта, «сообщающего») текста. В литературоведение термин пришел из историографии, где появляется при разработке концепции « нарративной истории», рассматривающей исторические события как возникшие не в результате закономерных исторических процессов, а в контексте рассказа об этих событиях и неразрывно связанные с их интерпретацией. Так же как событие в рамках нарративной истории не возводится к некой изначальной первопричине, для текстов не важно наличие в них исходного смысла ( постмодернизм ).

Изображение слайда
3

Слайд 3

По определению психологов и философов Рома Харре и  Йенса Брокмейера, нарратив — это ансамбль «лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством». Ром Харре ( Horace Romano Harr e 1927 – наст.вр.) Сообщение о любом жизненном событии обычно принимает форму истории, рассказанной в соответствии с «определенными соглашениями». С помощью этой истории человек пытается упорядочить собственный опыт, исходя из своих представлений о мире. Так или иначе, нарратив переносит основное содержание истории из фабулы в сам процесс и способ повествования. Йенс Брокмейер ( Jens Brockmeier, 1951 – наст.вр )

Изображение слайда
4

Слайд 4: Нарратив в психологии

В 1980-е гг. с работами Дж. Брунера, Т. Сарбина, Д. Полкингхорна, К. Гергена, Д. Макадамса и других авторов психология открыла для себя роль историй в человеческой жизни, и в особенности в формировании Я и идентичности. Вслед за Э. Гидденсом нарративные психологи утверждают: « Идентичность человека обнаруживается не в его поведении и не в реакциях других людей (какими бы важными они ни были ), но в способности поддерживать определенный нарратив ».

Изображение слайда
5

Слайд 5: Метафоры нарратива

Нарратив как общая метатеоретическая парадигма Теодор Сарбин Theodore R. Sarbin (1911–2005) Нарратив как одна из форм дискурса, образующая особый « нарративный » ( контекстуализированный ) тип мышления Джером Брунер Jerome Seymour Bruner (1915— 2016)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Метафоры нарратива

Нарратив как метафора для практической работы Майкл Уайт ( Michael White 1949 —2008) Дэвид Эпстон ( David Epston 1944 – наст.вр.)

Изображение слайда
7

Слайд 7

В 1986-м году Дж. Брунером был выдвинут тезис о существовании двух принципиально различающихся модусов мышления : « Существует два модуса когнитивного функционирования, два вида мышления, каждый из которых обеспечивает особый способ упорядочивания опыта, конструирования реальности. Оба они несводимы друг к другу, хотя и комплиментарны. Попытки свести один модус к другому или игнорировать один из них неизбежно приведут к упущению богатства разнообразия мышления» ( Bruner, 1986)». Парадигматический – или же логико-научный модус имеет дело с всеобщими причинами и их установлением и прибегает к использованию процедур для проверки верности утверждений и установления эмпирической истинности Нарративный модус мышления приводит к созданию хороших историй, правдоподобных (хотя и не обязательно «истинных») исторических рассказов. Он имеет дело с человеческими или подобным человеческим намерениями и действиями, а также с превратностями и последствиями, которые сопровождают их путь

Изображение слайда
8

Слайд 8

Для двух модусов характерно радикальное различие в процедурах верификации. Логические аргументы апеллируют к процедурам установления формального и эмпирического доказательства, а истории – к установлению не истинности, но правдоподобия», т.е. непротиворечивости последующих и предыдущих событий. В основе нарративного модуса (как и нарративного принципа) лежит понимание интенции, которое, как предположил Дж. Брунер, в той же степени является естественным и необходимым свойством человеческого мышления, как и понимание каузальности.

Изображение слайда
9

Слайд 9

теория личности и сознания У.Джеймса культурно-историческая психология Л.С.Выготского, социальный интеракционизм (Дж. Мид ) теория ролей (Т. Сарбин ) культурная антропология (Г. Бэйтсон ) драматургический подход в социологии (Э. Гоффман ) психосоциальная концепция Э. Эриксона, социальный конструкционизм (К. Герген, Р. Харе ) а также литературоведение и постмодернистская философия (М.М. Бахтин, В. Пропп, Л. Витгенштейн ). Источниками нарративного подхода являются

Изображение слайда
10

Слайд 10: Нарратив и отечественная психология

Нарративная психология – это активно развивающаяся на данном этапе сфера исследований (часто имеющих практическую, «деятельную» направленность), объединенных в своей философской основе базовой метафорой « контекстуализма », родственная в некоторых аспектах социальному конструкционизму и культурно-исторической концепции Л.С.Выготского (на работах которого, в частности, строятся некоторые идеи социального конструкционизма ), интересом к мощным средствам конструирования индивидуального и социального опыта.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Теория личности Михаила Михайловича Бахтина

(1895 —1975) Определение субъекта (личности) в межсубъектных отношениях: конкретность (имя), целостность, ответственность и т. п., неисчерпаемость, незавершенность, открытость. Конкретность. Первейшая характеристика личности - ее конкретное, персональное и незаменимое место в реальной жизни, ее «не-алиби-в бытии». Личность - не абстрактная схема, не «понятие», а конкретное, реальное бытие конкретного реального «действительного человека», со своим именем и укорененностью в конкретном реальном бытии. Конкретность личности - и в ее  неповторимости,  которая определяется прежде всего содержательной наполненностью ее индивидуальной ценностно-смысловой позиции, «познавательно-этической жизненной направленности». Эта конкретная неповторимая позиция личности есть совершенно необходимое условие ее существования, ибо личность - это живой, реально существующий человек, а «жить - значит занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни, ценностно устанавливаться»

Изображение слайда
12

Слайд 12

Целостность. Личность - это не механическая сумма внешне связанных элементов (свойств, качеств, факторов и т. п.); личность - целое ее составляющие «проникнуты внутренним единством смысла ». Именно в личности заключено то «неслучайное в человеке», его «единая эмоционально-волевая познавательно-этическая установка», которая и придает единство и единственность всему человеческому в человеке, интегрируя и персонифицируя все его «отдельные» свойства и проявления. Ответственность. Что же гарантирует внутреннюю целостность личности?- спрашивает Бахтин, и сам же отвечает: только единство ответственности. С личностью мы имеем дело там и тогда, где и когда человек принимает на себя ответственность за себя, свое бытие и свои поступки (поступок у Бахтина имеет широкое толкование: «Таким поступком должно быть все во мне, каждое, движение, жест, переживание, мысль, чувство ». И наоборот-личная ответственность, долженствование «впервые возможно там, где есть признание факта бытия единственной личности изнутри ее»

Изображение слайда
13

Слайд 13

Неисчерпаемость и незавершимость. Эти две взаимодополняющие характеристики личности по Бахтину тесно связаны с уже описанными. Личность как я-для-себя, как свободный ответственный субъект и автор своей жизни-поступления, как живой конкретный и неповторимый человек,- такая личность принципиально не может получить полное, однозначное и окончательное завершение. Открытость. Личность для Бахтина - не замкнутая, самодостаточная и изолированная «вещь в себе». Наоборот - личность открыта, трансцендентна. И это не противоречит тому, что ядром личности является я-для-себя: личность живет «изнутри», но ориентирована «вовне», открыта миру и прежде всего - миру людей. Межличностное взаимодействие, общение имеет для личности витальный смысл: вне общения, вне напряженной «встречи» с другим личности не существует, она « коммунальна » и по генезису, и по способу существования. Бытие личности - всегда со-бытие, но, чтобы это со-бытие стало реально меж-личностным, оно должно выйти на особый уровень общения - уровень диалога «диалогическое отношение» - это «единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и незавершимость »

Изображение слайда
14

Слайд 14: Основные идеи

Психологическая реальность конвенциональна, «разделена» между людьми и не может рассматриваться вне культурного и языкового контекста (что так же верно и для культурно-исторической концепции Л.С.Выготского ). Одновременно с этим, люди признаются самостоятельными индивидами, обладающими способностью к целенаправленному действию, характерными индивидуально-психологическими особенностями, включающими в себя на различных уровнях, в частности, черты темперамента, личные цели, компетенции и, в конце концов, «я» или «идентичность», которая понимается как интегрирующая жизненная история ( life - story ) или «я-нарратив ».

Изображение слайда
15

Слайд 15: Теория развития личности Эрика Эриксона

Для Эриксона важна роль среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Он считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий круг людей, как принято в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл процессом формирования идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Структура идентичности включает в себя три части:

соматическую идентичность - организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром, личностную идентичность - интегрирует внешний и внутренний опыт человека социальную идентичность - заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это - лестница.

Изображение слайда
18

Слайд 18: В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием; Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением; Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью ;

Изображение слайда
19

Слайд 19

Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности; Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей; Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством; Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя; Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть Для Эриксона, главное в жизни человека - быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. "Я развиваюсь, но я— тот же самый"

Изображение слайда
22

Слайд 22

Идентичность по Э. Эриксону – это психосоциальное качество Я, своеобразный ответ на вопросы, которые сообщества ставят перед человеком в течение его/ее развития. Определение идентичности по Эриксону включало и внутренние, и социально-контекстуальные измерения : «“ эго-идентичность”… – это сознание ( awareness ) непрерывности и тождественности Я ( self-sameness ) и стиль индивидуальности, [который] согласуется с тождественностью и непрерывностью того, что человек значит для других людей в его сообществе ( immediate community )». Для Э. Эриксона идентичность представлялась в виде биполярного континуума, на одном из полюсов которого находился «синтез», а на другом – « спутанность ».

Изображение слайда
23

Слайд 23: четыре основных аспекта идентичности

«…[ идентичность] одновременно обозначает сознательное ощущение индивидуальной идентичности ; также неосознаваемое стремление к непрерывности личного характера ; в-третьих, критерий работы эго-синтеза ; и, наконец, поддержание внутренней солидарности с групповыми идеалами и идентичностью»

Изображение слайда
24

Слайд 24: Теория идентичности Д. МакАдамса

Д. МакАдамс ( Dan P. McAdams 1954 – наст.вр.) Модель идентичности как «жизненной истории» ( life story ) Д.Макадамса является одной из наиболее разработанных и популярных нарративных концепций личности за последние годы. В рамках этой концепции считается, что человек организует свою идентичность посредством вербального нарратива, представляющего собой «личный миф», который складывается в позднем подростковом возрасте, а также ранней молодости и пересматривается всю последующую жизнь.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Именно согласованная жизненная история придает человеку ощущение целостности и направленности существования, лежащее в основе того, что Э. Эриксон назвал «ощущением идентичности», и помогает собрать воедино разрозненный жизненный опыт и превратить его в осмысленную структуру. Эмпирическая работа Д. Макадамса посвящена тому, каким образом человек интегрирует множественные аспекты своего Я (например, персонажи) в единую жизненную историю. В нарративном подходе акцентируется роль человека как сознательного субъекта, со-конструирующего свою жизненную историю в соответствии (и в диалоге) с ценностями, стереотипами и нормами культур и сообществ, участником которых он/она является. Эти нормы, ценности и стереотипы в свою очередь представлены в культурных текстах и повседневном взаимодействии людей в форме вербальных и невербальных нарративных конструкций. Они в определенном смысле, а именно в том, о котором говорил Б.Д. Эльконин в своем описании «неклассической психологии» Л.С. Выготского, «объективны»

Изображение слайда
26

Слайд 26

Жизненная история, по Макадамсу, - это интернализованный и развивающийся я-нарратив, который включает в себя реконструированное прошлое, постигаемое настоящее и предвосхищаемое будущее. Для отдельно взятого человека, жизненная история – нарративный продукт особой работы я-субъектного по организации элементов я-объектного ( me ) во временную последовательность, включающую в себя обстановку ( setting ), разнообразные места действий ( scenes ), персонажей ( characters ), сюжеты ( plots ) и различные тематические линии ( themes ). Макадамс придерживается мнения, что человек «обладает» жизненной историей в том же смысле, в каком он обладает чертами, целями, планами, ценностями и т.д. Все это может стать частью я-объектного ( me ) в результате процесса порождения «я» ( selfing process ). Человек может иметь более одной истории, или, по предположению К. Гергена, общая жизненная история может состоять из целой коллекции довольно разрозненных историй о «я».

Изображение слайда
27

Слайд 27: Проанализировав более двухсот интервью, Макадамс предложил следующие показатели для анализа структуры и содержания жизненных историй взрослых людей

Тон нарратива. В жизненных историях обычно проявляется общий эмоциональный тон, который может варьировать от безнадежного пессимизма до безграничного оптимизма. Образность. Процесс обретения индивидуальности неразрывно связан с выбором тех образных средств языка, которые смогут передать уникальное качество индивидуального опыта, поэтому используемые человеком метафоры и символы в некотором смысле являются отражением его идентичности.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Тематические линии (мотивационные темы). Темы – это направляемые целями последовательности событий, отражающие мотивацию персонажа истории. В европейской литературной традиции, персонажи историй обычно стремятся к достижению власти и/или любви, или же, в более широком смысле, того, что Бакан называет личной активностью ( agency ) и общностью ( communion ). Личная активность относится к отделению ( separation ) индивида от внешней среды и овладению ей, она подразумевает такие взаимопересекающиеся мотивы (мотив как напев или основная идея), как могущество, автономия, достижение, контроль и изоляция. Личная активность раскрывается в таких проявлениях персонажа истории как самоутверждение, саморасширение, автономия и активность. Общность относится к единению с окружением, подчинению индивидуальности более широкому целому, и отражает такие мотивы, как интимность, любовь, примирение, забота, слияние. Жизненные истории, таким образом, можно сравнивать с точки зрения преобладания в них тематических линий субъектности и общности. Идеологическая обстановка. Формирование идентичности посредством жизненного нарратива обычно включает в себя выбор определенной моральной позиции, исходя их которой индивид будет оценивать качество своей собственной жизни и жизни других людей. Идеологическая обстановка – это система религиозных, политических и этических взглядов и ценностей человека, включенная им в свой жизненный нарратив.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Ядерные эпизоды. Так Макадамс называет отдельные сцены, которые выделяются на фоне всей жизненной истории. К числу наиболее важных сцен относятся «высшие» и «низшие» точки жизненной истории (наиболее яркие события, связанные с позитивными и негативными переживаниями), описание жизненных вызовов и поворотных точек. Реконструкция такого рода эпизодов отражает переживаемое человеком ощущение непрерывности и изменчивости своего я-объектного ( me ). В качестве подтверждения собственной непрерывности, человек может выделить в качестве наиболее значимого такое событие из прошлого, которое как бы заключает в нарративную скорлупу существенную и неизменную «правду» о его я-объектном ( me ). Для подтверждения собственного изменения, человек может избрать эпизод, в котором его я-объектное ( me ) претерпевает неожиданную или намеренную трансформацию. Наиболее важным в ядерном эпизоде является не то, что именно случилось в прошлом, а то, что данное воспоминание символизирует сегодня в контексте целостного жизненного нарратива. Персонаж (« imago »). В структуре каждой истории можно выделить одного или нескольких персонажей. В жизненной истории главным персонажем является тот человек, о чьей жизни идет повествование. Тем не менее, выступать он может под разными обличьями, каждое из которых олицетворяет собой определенный аспект его я-объектного ( me ) Таким образом, персонаж – это идеализированное олицетворение “я”, которое функционирует в качестве одного из действующих лиц в нарративе. «Имаго» часто представляет собой родовое понятие для нескольких персонажей («запасных» персонажей истории), которые интегрируют в себе множество различных характеристик, ролей и разнообразного опыта. Персонажи современных жизненных историй отражают современную культуру, содержащую в себе те образцы «хорошей» и «надлежащей» жизни, которое предлагает общество.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Первостепенной функцией жизненной истории является интеграция я-объектного во времени, жизненная история выполняет и другие функции. Но как и любая другая история, жизненная история может выполнять рекреативную функцию. Люди рассказывают, читают, смотрят и слушают истории, главным образом, преследуя этим развлекательные цели. Истории, которые не удерживают внимание аудитории, считаются историями неудачными. То же самое, по убеждению Макадамса, справедливо и в отношении жизненных историй. Важная функция жизненной истории, которую также выделяет Макадамс, - обучение. В последние годы, потенциал для обучения и социализации людей, заключенный в истории, попал в фокус внимания все возрастающего числа исследований и научных дискуссий. Автор убежден, что люди образовывают и социализируют друг друга, в том числе и посредством я-нарративов.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Клиника и нарративная психология

В исследовании Raffard, S., et al. « Narrative identity in schizophrenia » ( Consciousness and Cognition (2009 ) ), изучалась нарративная идентичность в группах из 81 пациента с шизофренией и 50ти здоровых испытуемых с помощью воспоминаний самоопределяющих событий. Результаты показали, что нарративы пациентов были менее согласованными и сложными, чем контрольные. Пациенты с шизофренией гораздо хуже могли устанавливать связи с самим собой и извлекать смысл из своих воспоминаний, что значительно коррелирует с продолжительностью болезни. Отрицательная корреляция была обнаружена между негативными симптомами, количеством связей между событиями и спецификой повествования. Результаты показали, что у пациентов с шизофренией возникают трудности с организацией и извлечением смысла из их прошлого опыта, для создания согласованных личных рассказов в настоящем.

Изображение слайда
32

Последний слайд презентации: ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: Цели работы нарративного практика

Согласованность Правдоподобие Эстетичность Прагматичность Критерии «хорошей» и стории Поиск ограничений и исключений в доминирующей истории Создание альтернативной предпочитаемой истории Работа с историей в терапии

Изображение слайда