Презентация на тему: Теоретико-методологические основы государственного управления

Теоретико-методологические основы государственного управления
Методология изучения истории государственного управления
Историко-материалистическая концепция
Историко-материалистическая концепция
Историко-материалистическая концепция
Историко-материалистическая концепция
Историко-материалистическая концепция
Историко-материалистическая концепция
Политолого-социологический аспект
Что такое государство ?
Социологический подход к понятию «государство»
Социологический подход к понятию «государство»
И. Кант:
Юридический и политологический подходы к понятию «государство»
Общее для всех подходов
Государство
Какие теории происхождения государства вы знаете?
Теории возникновения государства
Теории возникновения государства (продолжение)
Назовите признаки государства
Признаки государства
Назовите функции государства
Функции государства
Что понимается под формой правления?
Форма правления
Форма правления
Виды монархии
Сравнительная характеристика различных форм правления
Сравнительная характеристика различных форм правления
Сравнительная характеристика различных форм правления
Сравнительная характеристика различных форм правления
Особые формы правления: диктатура
Особые формы правления: диктатура
Диктатура - вариант республиканской формы правления
Форма правления
Параллелизм форм правления
Особые формы правления
Особые формы правления: социалистические республики
Особые формы правления
Особые формы правления: ассамблея
Особые формы правления: ассамблея
Особые формы правления
Особые формы правления
Особые формы правления
Особые формы правления
Государственный режим
Теоретико-методологические основы государственного управления
Политический режим -
Демократический политический режим
Авторитарный политический режим
Теоретико-методологические основы государственного управления
Теоретико-методологические основы государственного управления
Авторитарный политический режим
Авторитарный политический режим
Авторитарный политический режим
Авторитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Государственный режим
Конкретизация формы правления достигается за счет действия нескольких факторов:
Законы Дюверже
Законы Дюверже
Законы Дюверже
Законы Дюверже
1. Мажоритарные выборы. Двухпартийная система
1. Мажоритарные выборы. Двухпартийная система
2. Мажоритарные выборы. Биполярная система
2. Мажоритарные выборы. Биполярная система
3. Пропорциональные выборы. Мнопартийная система
3. Пропорциональные выборы. Многопартийная система
4. Смешанная избирательная система. Многополюсная партийная система
Что такое форма государственного устройства?
Форма государственного устройства
Какие формы государственного устройства вы знаете?
Теоретико-методологические основы государственного управления
Унитарные государства
Унитарные государства
Современные тенденции в развитии форм государственного устройства
Современные тенденции в развитии форм государственного устройства
Современные формы государственного устройства: общие принципы
Современные формы государственного устройства: территориальное деление и территориальные единицы
Современные формы государственного устройства: наличие выборных органов власти
Современные формы государственного устройства: определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти
Современные формы государственного устройства: издание правовых актов
Современные формы государственного устройства: атрибуты государственности
Современные формы государственного устройства: степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе
Современные формы государственного устройства: примеры
Общетеоретический социально-управленческий аспект
Государственное управление
Государственное управление
Государственное управление
Государственный менеджмент
Теоретико-методологические основы государственного управления
Государственный аппарат
Классификация государственных органов
Система государственных органов
Функции управления
Разделение властей как фазы управленческого цикла
Этапы процесса управления
Базовые понятия (категории) анализа
Базовые понятия (категории) анализа
Базовые понятия (категории) анализа
1/108
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 47)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2853 Кб)
1

Первый слайд презентации: Теоретико-методологические основы государственного управления

Происхождение, сущность и признаки государства Функции государства Формы государства Государственное управление

Изображение слайда
2

Слайд 2: Методология изучения истории государственного управления

общетеоретический социально- управленческий аспект базовые понятия (категории) анализа историко- материалистическую концепцию политолого- социологический аспект включает

Изображение слайда
3

Слайд 3: Историко-материалистическая концепция

Принцип объективности требует рассматривать историческую эволюцию государства и его деятельности как социально-политическую реальность ; как действительную политическую форму бытия общества, в конечном итоге определяемую его материально-производственной основой, социально-экономической структурой и отношениями между людьми, а также материально-природной средой существования.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Историко-материалистическая концепция

В соответствии с историко-материалистической концепцией эволюция государства и государственного управления рассматривается как закономерный процесс. Исторические закономерности понимаются как существенные, необходимые, складывающиеся в историческом опыте государственной жизни взаимосвязи между объективными условиями и субъективным фактором, между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, как объективные тенденции, реализующиеся в общественно значимых актах политических действий и отношений масс, групп и индивидуумов.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Историко-материалистическая концепция

Воспроизведение в научной мысли истории такой, какой она в реальности была, подход к анализу прошлого, прежде всего с позиций интересов и целей действовавших в то или иное историческое время политических субъектов, научный диалог с прошлым, образно выражаясь, на языке прошлых поколений государственных деятелей и мыслителей. В этом состоит специфика принципа объективности исторического познания

Изображение слайда
6

Слайд 6: Историко-материалистическая концепция

Метод единства исторического и логического предполагает сочетание описания хронологи и исторических событий с теоретическим анализом их внутренних взаимосвязей и существенных тенденций

Изображение слайда
7

Слайд 7: Историко-материалистическая концепция

Принцип историзма дополняется конкретно-историческим подходом — изучением политических явлений и событий прошлого в конкретных ситуациях. Историческая истина — «дочь времени» (Ф. Бэкон).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Историко-материалистическая концепция

Необходимость включения в историко-политическое знание анализа конфликтов, причем не только классовых, но и других (между господствующими группировками правящего класса; между кланами; внутренних и внешних) составляет конфликтологический подход. Он помогает глубже понять историю государственного управления, ее особенности. Социально-политические конфликты — столкновения общественно-политических сил, отстаивающих противоположные интересы и цели, — это узловые пункты историко-политического процесса.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Политолого-социологический аспект

Методологически ключевым является определение государства

Изображение слайда
10

Слайд 10: Что такое государство ?

Изображение слайда
11

Слайд 11: Социологический подход к понятию «государство»

Государство - политическое общение, ассоциация граждан, возникшая для того, чтобы служить «общему интересу»

Изображение слайда
12

Слайд 12: Социологический подход к понятию «государство»

Государство – механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права. Это высшая форма организации общества

Изображение слайда
13

Слайд 13: И. Кант:

« Государство – это общество людей, которое само собой управляет»

Изображение слайда
14

Слайд 14: Юридический и политологический подходы к понятию «государство»

Государство – это особая организация верховной политической власти, отличающаяся возможностью творить право, проводить в жизнь законы и обладающая суверенитетом. Свои функции оно осуществляет, опираясь на специальные органы

Изображение слайда
15

Слайд 15: Общее для всех подходов

Особая форма организации Необходимый способ жизнедеятельности Способ целевого объединения людей

Изображение слайда
16

Слайд 16: Государство

Это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания

Изображение слайда
17

Слайд 17: Какие теории происхождения государства вы знаете?

Изображение слайда
18

Слайд 18: Теории возникновения государства

Аристотель Аврелий Августин, Фома Аквинский Г. Гроций,Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо Патриархальная теория Теологическая (религиозная) теория Естественно-правовая, или договорная теория Древний мир Средние века Новое время XIX век Г. Спенсер Л. И. Петражицкий Е. Дюринг, К. Каутский Теория насилия Психологическая теория Органическая теория

Изображение слайда
19

Слайд 19: Теории возникновения государства (продолжение)

XIX-XX вв. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин Марксистская теория XX-XXI вв. Современные обществоведы Олигархическая теория

Изображение слайда
20

Слайд 20: Назовите признаки государства

Изображение слайда
21

Слайд 21: Признаки государства

Наличие публичной власти Государство Территориальная организация власти и населения Государственный суверенитет Организация сбора налогов с населения Монополия на правотворчество Монополия на легальное применение физического и иного насилия

Изображение слайда
22

Слайд 22: Назовите функции государства

Изображение слайда
23

Слайд 23: Функции государства

Внешние Внутренние Оборона страны от внешнего нападения Международное сотрудничество Экономическая Социально- культурная Экологическая Охранительные Регулятивные

Изображение слайда
24

Слайд 24: Что понимается под формой правления?

Изображение слайда
25

Слайд 25: Форма правления

2 значения 1. основополагающий принцип формирования высшего органа (высших органов) власти 2. конкретная конфигурация высших органов власти, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к государству, даже к обществу в целом

Изображение слайда
26

Слайд 26: Форма правления

президентская (дуалистическая) неограниченная (абсолютная) Периодическая выборность всех институтов власти Власть наследственная, единоличная, бессрочная, пожизненная Республика Монархия ограниченная (конституционная) парламентская смешанная (полупрезидентская) теократическая

Изображение слайда
27

Слайд 27: Виды монархии

деспотическая Неограниченная монархия абсолютная Ограниченная монархия сословно- представительная раннефеодальная дуалистическая (Россия, 1905-1917 гг.) парламентская (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия)

Изображение слайда
28

Слайд 28: Сравнительная характеристика различных форм правления

Форма правления Параметр Глава государства Абсолютная монархия Занимает должность путем наследования Дуалистическая монархия Наследование республика Всеобщие выборы Парламентская монархия Наследование республика Избирается парламентом или специальным конгрессом Смешанная (полупрезидент-ская) республика Избирается прямыми всеобщими выборами, реже непрямыми выборами или парламентом

Изображение слайда
29

Слайд 29: Сравнительная характеристика различных форм правления

Форма правления Параметр Глава государства Абсолютная монархия Объединяет в своих руках все ветви власти Дуалистичес-кая монархия Возглавляет исполнительную власть республика Парламентс-кая монархия Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства республика Смешанная (полупрези-дентская) республика Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий

Изображение слайда
30

Слайд 30: Сравнительная характеристика различных форм правления

Форма правления Параметр Правительство Абсолютная монархия Если существует, полностью зависит от главы государства Дуалистическая монархия Если существует, полностью зависит от главы государства республика Парламентская монархия Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом республика Смешанная (полупрезидент-ская) республика Формируется совместно президентом и парламентским большинством, ответственно и перед парламентом, и перед президентом

Изображение слайда
31

Слайд 31: Сравнительная характеристика различных форм правления

Форма правления Параметр Взаимовлияние Абсолютная монархия Всевластие главы государства, отсутствие парламента Дуалистическая монархия Монарх может распустить парламент, сменить правительство республика Президент может сменить правительство и отдельных министров Парламентская монархия Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент, парламент может отправить в отставку правительство республика Смешанная (полупрезидент-ская) республика Президент может распустить парламент, сменить министров, парламент может отправить в отставку правительство с согласия президента

Изображение слайда
32

Слайд 32: Особые формы правления: диктатура

В современном мире существует достаточно много немонархических диктатур, как военных, так и гражданских

Изображение слайда
33

Слайд 33: Особые формы правления: диктатура

В этом случае вся полнота власти находится в руках единоличного диктатора либо хунты (наиболее распространенное наименование коллегии диктаторов)

Изображение слайда
34

Слайд 34: Диктатура - вариант республиканской формы правления

Высшая власть передается не по наследству и не через сословные процедуры, а на основании конкурентных процедур, привлекающих значительные массы людей (перевороты), хотя некоторые диктаторы попадают на свой пост в результате обычных выборов В большинстве диктаторских государств декларируется верховный суверенитет народа (в отличие от монархий, где носитель суверенитета - монарх) Классическая диктатура - абсолютистская форма республиканского правления

Изображение слайда
35

Слайд 35: Форма правления

президентская (дуалистическая) неограниченная (абсолютная) Периодическая выборность всех институтов власти Власть наследственная, единоличная, бессрочная, пожизненная Республика Монархия ограниченная (конституционная) парламентская Смешанная (полупрезидентская) теократическая

Изображение слайда
36

Слайд 36: Параллелизм форм правления

Абсолютная Парламентская Монархия Республика Конституционная Абсолютная (диктатура) Дуалистическая Дуалистическая (президентская) Парламентская Смешанная (полупрезидентская)

Изображение слайда
37

Слайд 37: Особые формы правления

Многие государственные образования имеют настолько специфическую организацию власти, что втиснуть их в рамки существующих схем нельзя. Например: СССР, КНР, Иран, Ливийскую Джамахирию. Особенность заключается в абсолютном несоответствии конституционного строя реальному распределению власти

Изображение слайда
38

Слайд 38: Особые формы правления: социалистические республики

Например, Всекитайское собрание народных представителей или Верховный Совет СССР не обладали хоть какой-нибудь реальной и самостоятельной властью. Однако по соответствующим конституциям это - высшие органы власти

Изображение слайда
39

Слайд 39: Особые формы правления

Реальная же государственная власть, включая право издавать общеобязательные нормы, принадлежит (принадлежала) органам и должностным лицам, в конституциях не упомянутым

Изображение слайда
40

Слайд 40: Особые формы правления: ассамблея

Производились попытки определить форму правления в социалистических странах как республику ассамблеи

Изображение слайда
41

Слайд 41: Особые формы правления: ассамблея

Эта форма правления, короткое время существовавшая в ряде европейских стран (пример - Конвент во Франции), отрицает разделение властей.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Особые формы правления

В республике ассамблеи высшая власть избирается и представляет интересы народа, источника суверенитета

Изображение слайда
43

Слайд 43: Особые формы правления

Однако внутренняя организация власти опирается на абсолютные - либо ограниченные лишь конституцией - полномочия одного органа, - с той особенностью, что это коллегиальный выборный орган.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Особые формы правления

Однако, если формально социалистические и некоторые другие однопартийные государства могут быть отнесены к этому типу, на практике ситуация полностью противоположна: официально всевластные, всенародные собрания, съезды и конгрессы лишены фактической власти.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Особые формы правления

В современном западном мире такой тип республик не существует ввиду его очевидной нефункциональности; лишь некоторые исследователи определяют как государство ассамблеи Швейцарскую Конфедерацию.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Государственный режим

Государственный (политический, конституционный, правовой) режим является правовой и политической конкретизацией формы правления

Изображение слайда
47

Слайд 47

Что такое политический режим? Какие виды политических режимов вы знаете?

Изображение слайда
48

Слайд 48: Политический режим -

демократический авторитарный совокупность способов и средств осуществления государственной власти тоталитарный

Изображение слайда
49

Слайд 49: Демократический политический режим

Широкое участие населения в управлении делами государства реально защищены права и свободы граждан

Изображение слайда
50

Слайд 50: Авторитарный политический режим

основан на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранение некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан

Изображение слайда
51

Слайд 51

Приведите примеры авторитарных политических режимов

Изображение слайда
52

Слайд 52

Авторитарные политические режимы Военные режимы: Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, в Перу, в Ираке и др. Страны «социалистической ориентации»: Алжир, Гвинея, Бирма, Мозамбик и др. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии: Камерун,Тунис, Филиппины при Ф.Маркосе (1972-1985 гг.) Традиционные олигархические режимы Гватемала, Никарагуа до 1979 г. и др. Традиционные абсоютистские монархии: Эфиопия до 1947 г., Непал, Марокко, Саудовская Аравия

Изображение слайда
53

Слайд 53: Авторитарный политический режим

Автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа). Наличие доминирующей идеологической платформы. Неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Авторитарный политический режим

Игнорируется принцип разделения властей, роль представительных органов ограничена Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику

Изображение слайда
55

Слайд 55: Авторитарный политический режим

Доминируют командные, административные методы государственного управления, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии Права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью

Изображение слайда
56

Слайд 56: Авторитарный политический режим

Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях

Изображение слайда
57

Слайд 57: Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и человека, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия СССР при И. Сталине Италия при Б. Муссолини Германия при А. Гитлере

Изображение слайда
58

Слайд 58: Тоталитарный политический режим

Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть - выразитель высших интересов народа. Власть и народ - единое целое. Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет номенклатура.

Изображение слайда
59

Слайд 59: Тоталитарный политический режим

Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры. Слияние госаппарата с аппаратом правящей партии.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Тоталитарный политический режим

Демократические права и свободы носят декларативный характер. Государство выполняет определенные социальные функции В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения подвергают преследованию.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Тоталитарный политический режим

Власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особое значение. Террор.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Тоталитарный политический режим

Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности. Поощряется угодничество, доносительство.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Тоталитарный политический режим

Государственные органы жестко контролируют экономику, мобилизуя ресурсы и концентрируя их для достижения узко ограниченных целей (космос, военное строительство и т.п.)

Изображение слайда
64

Слайд 64: Тоталитарный политический режим

Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены. Власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует СМИ.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Государственный режим

Государственный режим как правовая и политическая конкретизация формы правления

Изображение слайда
66

Слайд 66: Конкретизация формы правления достигается за счет действия нескольких факторов:

Политические традиции Косвенное и законодательное регулирование деятельности высших органов власти Система политических партий Избирательная система

Изображение слайда
67

Слайд 67: Законы Дюверже

Французский политолог Морис Дюверже резюмировал устойчивые взаимосвязи между избирательной системой, системой партий и государственным режимом

Изображение слайда
68

Слайд 68: Законы Дюверже

Мажоритарная избирательная система, особенно если выборы проходят в один тур, по одномандатным округам, по принципу простого большинства, ведет к формированию двухпартийной системы. Политических партий может существовать сколько угодно, но фактической властью обладают лишь две наиболее крупные, которые постоянно конкурируют за большинство мест в парламенте. Примеры — республиканцы и демократы в США, лейбористы и консерваторы в Великобритании

Изображение слайда
69

Слайд 69: Законы Дюверже

В результате длительного применения пропорциональной системы также формируются парламентские партии или блоки. Однако парламент, формируемый по спискам состоит из множества партийных фракций: в зависимости от численности мест в парламенте и особенностей их распределения от пяти-шести до нескольких десятков партий могут сформировать достаточно влиятельные фракции.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Законы Дюверже

Ни одна из партий не заинтересована в ослаблении своей самостоятельной роли при условии, что ни одна из других партий не объединяется с другой, чтобы иметь возможность получить парламентское большинство. В итоге большинство в парламенте оказывается коалиционным, как и правительство, а партийная дисциплина, усиленная списками, работает против единства большинства в парламенте.

Изображение слайда
71

Слайд 71: 1. Мажоритарные выборы. Двухпартийная система

Республика парламентская президентская смешанная Однородное большинство в парламенте Премьер-министр – лидер партии большинства. Однопартийное правительство Однородное большинство в парламенте Возможно разделенное правление : президент (исполнительная власть) принадлежит к одной партии, парламентское большинство другой → Противостояние Однородное большинство в парламенте Возможно разделенное правление: президент принадлежит к одной партии, парламентское большинство другой. Премьер-министр – лидер большинства, министериализм, сдерживаемый собственными полномочиями президента

Изображение слайда
72

Слайд 72: 1. Мажоритарные выборы. Двухпартийная система

Республика парламентская президентская смешанная Министериальный режим или система кабинета: вся система публичной власти подчинена премьер-министру, контролируемому партийным штабом Парламентское большинство – инструмент в руках правительства Пример: Великобритания В случае раздельного правления режим дуалистический, в случае однопартийности президента и парламентского большинства президенциа-листский Пример: США При однопартийности парламента и президента последний является абсолютным лидером

Изображение слайда
73

Слайд 73: 2. Мажоритарные выборы. Биполярная система

Республика парламентская президентская смешанная Коалиционное большинство в парламенте, вокруг одной из больших партий. Премьер-министр – лидер одной из больших партий. Коалиционное правительство с преобладанием одной партии, иногда - однопартийное правительство Коалиционное большинство в парламенте, вокруг большой партии. Возможны президенциалистский (президент – абсолютный лидер) и дуалистический (разделение власти между президентом и парламентом) режимы Однородное большинство в парламенте. Возможно разделенное правление : президент принадлежит к одной партии (блоку), парламентское большинство – к другой.

Изображение слайда
74

Слайд 74: 2. Мажоритарные выборы. Биполярная система

Республика парламентская президентская смешанная Министериальный режим, высшая государственная власть в руках премьер-министра, которого контролируют партии коалиции В любом случае президент сильнее, чем в чистой двухпартийной системе. Пример: Мексика Премьер-министр в этом случае – лидер большинства или компромиссная фигура. Министериализм, сдерживаемый собственными полномочиями президента и игрой на противоречиях в парламенте. При однопартийности парламента и президента последний является абсолютным лидером

Изображение слайда
75

Слайд 75: 3. Пропорциональные выборы. Мнопартийная система

Республика парламентская президентская смешанная Коалиционное большинство в парламенте. Премьер-министр – лидер коалиции или компромиссная фигура. Коалиционное правительство. Нет прецедентов среди демократических государств: парламент с коалиционным большинством оказался бы вторых ролях, независимо от партийного состава Редкая конфигурация: парламент с коалиционным большинством оказался бы на вторых ролях, независимо от партийного состава

Изображение слайда
76

Слайд 76: 3. Пропорциональные выборы. Многопартийная система

Республика парламентская президентская смешанная Парламентарный или слабый министериальный режим: правительственная нестабильность или распределение влияния по сферам между партиями Пример: Италия до 1993 г. Пример среди становящихся демократий: Россия. Теоретически возможна эволюция в сторону двухпартийной системы Пример среди становящихся демократий: Россия. Теоретически возможна эволюция в сторону двухпартийной системы

Изображение слайда
77

Слайд 77: 4. Смешанная избирательная система. Многополюсная партийная система

Республика парламентская президентская смешанная Склонение к двухпартийному или многопартийному варианту, в зависимости от конституционных и законодательных ограничений

Изображение слайда
78

Слайд 78: Что такое форма государственного устройства?

Изображение слайда
79

Слайд 79: Форма государственного устройства

правовое понятие, характеризующее законодательное или конституционное оформление отношений между центром (высшими органами государственной власти и управления) и периферией (территориальными органами власти и управления). правовое оформление взаимодействия между государством и иными - территориальными - субъектами публичной власти, или между нацией (народом) и территориальными сообществами

Изображение слайда
80

Слайд 80: Какие формы государственного устройства вы знаете?

Изображение слайда
81

Слайд 81

Франция, Швеция, Греция, Нидерланды и др. Швейцарская конфедерация (1291-1848 гг.) Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865 гг.) Сербия+Черногрия (2003-2006 гг.) Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982-1989 гг.) Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960-1962) Личные унии-монархии: Речь Посполитая (1569-1775 гг.) Австро-Венгрия (1868-1918 гг.) США, РФ, ФРГ Унитарное государство Федерация Конфедерация ??? Форма государственного устройства

Изображение слайда
82

Слайд 82: Унитарные государства

Из 193 стран-членов ООН – около 170 унитарных государств (2011 г.)

Изображение слайда
83

Слайд 83: Унитарные государства

Даже унитарные государства под воздействием регионализма вынуждены осуществлять более гибкую политику в отношении регионов в сфере осуществления международных связей, предоставляя им все больше прав и возможностей. Но унитарных государствах регионы не обладают государственными правовыми признаками, все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию, и вся международная деятельность регионов строго регламентирована и осуществляется под руководством центральных органов власти.

Изображение слайда
84

Слайд 84: Современные тенденции в развитии форм государственного устройства

Федерация Унитарное государство Конфедерация Все более разнообразные формы Различия в степени централизации. Наличие (отсутствие) автономных территориальных образований Не существующая в современном мире форма государственного устройства Надгосударственные образования (ЕС) Регионализированные государства, или государства автономии (Испания, Италия)

Изображение слайда
85

Слайд 85: Современные тенденции в развитии форм государственного устройства

Современное государственное устройство эволюционирует настолько, что формальные различия между федерализмом и унитаризмом теряют свой смысл: государства различаются скорее конкретными параметрами, чем принадлежностью к общим типам.

Изображение слайда
86

Слайд 86: Современные формы государственного устройства: общие принципы

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти Государственная власть двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства исполнительной и (иногда) судебной власти Государственная власть формально едина, но существует два уровня законодательстваиногда исполнительной власти

Изображение слайда
87

Слайд 87: Современные формы государственного устройства: территориальное деление и территориальные единицы

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства Административно-территориальные единицы образуются, изменяются, реформируются сверху Субъекты федерации образуются, изменяются, реформируются самостоятельно Автономии образуются, изменяются, реформируются по согласованию с центром

Изображение слайда
88

Слайд 88: Современные формы государственного устройства: наличие выборных органов власти

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства Не обязательно Обязательно Обязательно

Изображение слайда
89

Слайд 89: Современные формы государственного устройства: определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства Определяются законом (сверху) Определяются самостоятельно ( с учетом федеральных конституционных ограничений) Предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральным органом власти

Изображение слайда
90

Слайд 90: Современные формы государственного устройства: издание правовых актов

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства Сфера действия определяется законом или судами (сверху) По любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению (презумпция компетенции субъектов) По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти

Изображение слайда
91

Слайд 91: Современные формы государственного устройства: атрибуты государственности

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства Нет, иногда собственная символика Конституции (Уставы) часто официальный язык, свое гражданство, государственная символика Иногда официальный язык, никогда гражданство, Уставы (Статуты) утверждаются центральными органами власти

Изображение слайда
92

Слайд 92: Современные формы государственного устройства: степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства Унификация Равноправное разнообразие Ассиметрия

Изображение слайда
93

Слайд 93: Современные формы государственного устройства: примеры

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария Италия, Испания, Великобритания (?), ЮАР (?)

Изображение слайда
94

Слайд 94: Общетеоретический социально-управленческий аспект

Ключевое понятие - государственное управление

Изображение слайда
95

Слайд 95: Государственное управление

целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства, осуществляемое посредством государственного аппарата, всех ветвей государственной власти на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей

Изображение слайда
96

Слайд 96: Государственное управление

целенаправленная, организующая, координирующая и контролирующая деятельность государственных органов и других организаций, подчиненная реализации общественных потребностей и интересов.

Изображение слайда
97

Слайд 97: Государственное управление

Вся деятельность органов государственной власти по законоприменению и реализации политических установок

Изображение слайда
98

Слайд 98: Государственный менеджмент

Конкретные управленческие операции и стереотипы поведения и должностных лиц

Изображение слайда
99

Слайд 99

Государственное управление Опирается на власть Распространяет влияние на все общество Проявляется как взаимодействие субъекта и объекта управления

Изображение слайда
100

Слайд 100: Государственный аппарат

разветвленная система государственных органов, состоящих из должностных лиц - чиновников, наделенных властными полномочиями и выполняющих внутренние и внешние функции государства

Изображение слайда
101

Слайд 101: Классификация государственных органов

По направлениям деятельности По месту в системе государственного аппарата Испол- нительные Законо- дательные Судебные высшие центральные местные

Изображение слайда
102

Слайд 102: Система государственных органов

судебные исполнительные законодательные высшие исполнительные центральные местные законодательные исполнительные судебные

Изображение слайда
103

Слайд 103: Функции управления

Планирование и прогнозирование Принятие решений Оценка результатов Организация и координация

Изображение слайда
104

Слайд 104: Разделение властей как фазы управленческого цикла

Оценка результатов, устранение нарушений, наказание виновных Принятие решений (принятие законов) Планирование и прогнозирование (выявление общественных потребностей, разработка законопроектов) Организация и координация (обеспечение исполнения) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Изображение слайда
105

Слайд 105: Этапы процесса управления

Оценка (учет, контроль, корректировка, санкционирование) Организация принятие общих решений, распределение задач и ресурсов, оперативное руководство Проектирование (сбор и обработка информации, прогноз, планирование)

Изображение слайда
106

Слайд 106: Базовые понятия (категории) анализа

1) понятия, описывающие государство, его формы, политическую власть, ее типы, государственные структуры и функции, властеотношения, политические режимы;

Изображение слайда
107

Слайд 107: Базовые понятия (категории) анализа

2) понятия, характеризующие государственное управление, его структурно-функциональные аспекты, субъекты и объекты управления, типы государственного управления, процессы их исторической эволюции;

Изображение слайда
108

Последний слайд презентации: Теоретико-методологические основы государственного управления: Базовые понятия (категории) анализа

3) понятия, обобщающие знание о государственном и местном самоуправлении ; 4) понятия политической культуры российского сообщества и ее элементов.

Изображение слайда