Презентация на тему: Теоретические основы проблемного обучения

Реклама. Продолжение ниже
Теоретические основы проблемного обучения
Литература:
Психолого-педагогические основы интеллектуального развития
Типичные черты развитого интеллекта
Показатели умственного развития ( по Н.Д.Левиту)
Теоретические основы проблемного обучения
Проблемное обучение
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Виды проблемного обучения:
Условия применения проблемного обучения:
Практическое занятие Тема: Технология проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения
1/24
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 61)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (125 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Теоретические основы проблемного обучения

Вопросы: Психолого-педагогические основы интеллектуального развития Проблемное обучения: особенности, виды и организация занятий

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Литература:

Лернер И.Я. Проблемное обучение. –М.: Знание, 1974. Махмутов М.И. Основы проблемного обучения. – М.:Просвещение, 1968. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Психолого-педагогические основы интеллектуального развития

Компоненты интеллекта (Ф. Фримен) Способность к цифровым операциям Словарный запас Способность воспринимать сходство или различия между геометрическими фигурами Беглость речи Способность к рассуждению Память Интеллект- в широком смысле - вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле - мышление

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Типичные черты развитого интеллекта

Активное отношение к окружающему миру явлений Наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи Системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для ее решения Самостоятельность, которая проявляется в познании и практической деятельности и неразрывно связана с его творческим характером

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Показатели умственного развития ( по Н.Д.Левиту)

1. Самостоятельность мышления 2. Быстрота и прочность усвоения учебного материала 3. Быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении нестандартных задач 4. Умение отличать существенное от несущественного 5. Критичность ума, отсутствие склонности к необоснованным суждениям

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Д.Б.Эльконин основным критерием умственного развития считал наличие правильно организованной структуры учебной деятельности ( постановка задачи, выбор средств, самоконтроль и самопроверка, соотношение предметных и символических планов) Н.А.Менчинская придает большое значение гибкости мыслительного процесса ( легкость- трудность перестройки) и различным уровням аналитико-синтетической деятельности Е.Н.Кабанова-Меллер основным критерием умственного развития считает широкий и активный перенос приемов умственной деятельности, сформированных на одном объекте, на другой объект

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Проблемное обучение

Истоки проблемного обучения: Эвристические беседы СОКРАТА Разработки уроков для Эмиля у Ж.Ж. РУССО Педагогическое наследие К.Д. УШИНСКОГО Исследовательский метод Д. ДЬЮИ Психологический подход проблемного обучения : С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным. Школьное проблемное обучение – М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Цель – способствовать развитию мышления и творчества

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Проблемное обучение это форма активного обучения.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11

Под проблемным обучением понимается: *«совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Оконь В. *Такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. Д. В. Вилькеев *«Учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы». Лернер И.Я. Выдвижение перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Ю. К. Бабанский и. Т. В. Кудрявцев

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

«Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М.:Педагогика, 1975. .

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. .

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия, 2) ёмкое содержание, 3) увлекательная форма, 4) доступный для ученика уровень сложности.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Виды проблемного обучения:

1- «научное» творчество ( теоретическое исследование) 2 – практическое творчество ( поиск практического решения, поиск способа применения известного знания) 3 – художественное творчество – это художественное отображение действительности

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Условия применения проблемного обучения:

1- содержание учебного материала должно содержать причинно-следственные связи 2- Обучающиеся должны быть подготовлены к проблемному изучению темы 3 – Обучающиеся решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу 4 – У преподавателя есть время для проблемного изучения темы 5 – Преподаватель хорошо владеет соответствующими методами обучения

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Практическое занятие Тема: Технология проблемного обучения

Составить проблемные вопросы, задачи и ситуации по конкретной теме. Обсудить в группе. Дидактическое конструирование практического ( семинарского, лабораторного) занятия на основе технологии проблемного обучения Отчет групп о проделанной работе Рефлексия: сформулируйте основные свои результаты по данной теме, какие трудности возникли? Как Вы их преодолели?

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

ТРИ главных компонента проблемной ситуации : а) потребность учащегося в новом знании или способе действия (“хочу узнать…, научиться…”); б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей; в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Проблемная ситуация создается на материале: а) из истории науки и промышленности; б) описаний ситуаций профессиональной деятельности; в) альтернативных методов решения профессиональных задач.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности: 1) Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. 2) Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. 3) Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое-либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. 4) Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий, заданий поискового характера.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

Существует три возможности постановки проблемы на занятии: Создание проблемной ситуации · Подводящий диалог · Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Первый путь создания проблемной ситуации. Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Второй путь постановки учебной проблемы на уроке - подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы. Третий путь постановки учебной проблемы Сообщение темы в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Критерии результативности проблемного обучения а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…); б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере (“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…”);

Изображение слайда
1/1
24

Последний слайд презентации: Теоретические основы проблемного обучения

в) переживание учащимися субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон…”); г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности (“Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…”); д) овладение обобщенным способом подход к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже