Презентация на тему: Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века

Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века
Ведущие тенденции развития образования на рубеже 20-21 веков
Вторая половина XX в. — период крупномасштабных реформ в образовании. Традиционно выделяют два этапа реформирования системы образования развитых стран Запада.
Первый этап (60—70-е гг. XX в.)
В ходе реформ 60—70-х гг. XX в. были достигнуты следующие успехи:
Однако организационная перестройка, рост количественных показателей в образовательной сфере не всегда сопровождались повышением качества обучения и воспитания
На государственном уровне многими странами принимались правительственные документы, раскрывающие глубину и остроту проблемы: «Нация в опасности» (США, 1983),
Второй этап (80-90-е гг. XX в.)
Важнейшие тенденции развития образования в конце XX века:
Важнейшие тенденции развития образования в конце XX века:
На образование в начале XXI в. влияние оказывают такие факторы, как:
Актуальной проблемой, по мнению специалистов, является функциональная неграмотность
Управление образованием и его финансирование
На Западе исторически сложились две системы управления образованием:
Франция
США
Основная административно-территориальная единица в сфере образования — школьный округ. Вся полнота власти сосредоточена в его руках. Школьный округ
В ведении комитета находится широкий круг вопросов, таких как наем и увольнение учителей, надзор за учебной и воспитательной деятельностью школ, распределение
В последние десятилетия XX в. налицо тенденция к децентрализации в странах с централизованными системами управления образованием и, наоборот, к централизации в
Повсеместно в мире прослеживается тенденция сокращения государственного финансирования системы высшего образования
Сокращение государственного финансирования высшей школы стимулировало поиск инновационных подходов к развитию университетов. В ряде европейских стран (Швеция,
Предпринимательский, или инновационный, университет
Диверсификация это -
Дистанционное обучение
Цель дистанционного образования -
Дистанционное образование имеет ряд особенностей:
Сегодня существует несколько подходов к развитию дистанционного образования
Первый распространен в Западной Европе
Второй подход имеет место в США и Канаде
На общенациональном уровне по программам дистанционного обучения работает телевидение. Курсы дистанционного обучения в США транслируются по четырем
Все большее распространение в стране получают системы дистанционного обучения, действующие в рамках конкретного региона (чаще штата).
Особенно широко дистанционное обучение представлено на уровне вузов
Модели дистанционного обучения:
1/33
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 20)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (113 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века

Ведущие тенденции развития образования на рубеже 20-21 веков. Управление образованием и его финансирование. Дистанционное обучение.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Ведущие тенденции развития образования на рубеже 20-21 веков

Изображение слайда
3

Слайд 3: Вторая половина XX в. — период крупномасштабных реформ в образовании. Традиционно выделяют два этапа реформирования системы образования развитых стран Запада

Изображение слайда
4

Слайд 4: Первый этап (60—70-е гг. XX в.)

Ставились и решались следующие задачи: продление сроков обязательного обучения; превращение среднего образования из элитарного в массовое; проведение структурной перестройки школьного образования.

Изображение слайда
5

Слайд 5: В ходе реформ 60—70-х гг. XX в. были достигнуты следующие успехи:

расширен контингент обучаемых в начальной, средней и высшей школах, иерархические, многотиповые структуры средних школ преобразованы в единую («всеохватывающую») школу; ассигнования на образование росли в 1,5—2 раза быстрее национального дохода и стали крупнейшими статьями государственного бюджета (например, доля общих затрат на образование в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. составила во Франции — 5,5, ФРГ - 4,6%).

Изображение слайда
6

Слайд 6: Однако организационная перестройка, рост количественных показателей в образовательной сфере не всегда сопровождались повышением качества обучения и воспитания

Изображение слайда
7

Слайд 7: На государственном уровне многими странами принимались правительственные документы, раскрывающие глубину и остроту проблемы: «Нация в опасности» (США, 1983), «Лучшие школы» (Великобритания, 1985), «Качество в образовании» (Швеция, 1984)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Второй этап (80-90-е гг. XX в.)

Ставка делается на повышение качества образования, совершенствование механизмов его реализации.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Важнейшие тенденции развития образования в конце XX века:

демократизация образовательных систем, подразумевающая доступность и открытость образования, преемственность образовательных ступеней, расширение автономии учебных заведений; развитие рынка образовательных услуг; влияние социально-экономических факторов на получение образования; расширение сети вузов и рост студенческого контингента, изменение социальной базы студенчества;

Изображение слайда
10

Слайд 10: Важнейшие тенденции развития образования в конце XX века:

поиск компромисса между жесткой централизацией образования и автономией в сфере управления; постоянное обновление и модернизация школьных и вузовских программ и учебной литературы; отход от традиционной ориентации на среднего стандартного учащегося, повышенный интерес к одаренным школьникам; расширение частного сектора в образовании.

Изображение слайда
11

Слайд 11: На образование в начале XXI в. влияние оказывают такие факторы, как:

возрастание темпов научно-технического прогресса; обострение конкурентной борьбы между странами; глобализация политики, экономики и культуры; информатизация мирового сообщества.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Актуальной проблемой, по мнению специалистов, является функциональная неграмотность

Изображение слайда
13

Слайд 13: Управление образованием и его финансирование

Изображение слайда
14

Слайд 14: На Западе исторически сложились две системы управления образованием:

Централизованная распространена в Италии, Греции, Португалии, Испании, Франции, Японии, Ирландии, России. Децентрализованная присуща США, Канаде, Австралии, Бельгии, Великобритании, ФРГ, Швейцарии.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Франция

Работа учебных заведений детально регламентировалась министерскими инструкциями и декретами. Гипертрофированная централизация в 70-е гг. XX в. становится тормозом на пути развития образования. Начинается процесс децентрализации, часть полномочий передается центром региональным и местным властям, но по-прежнему государственную политику в сфере образования определяет парламент и Совет министров, Министерство национального образования и культуры. Важные вопросы решаются совместно с консультативными органами (Высший совет национального образования, Национальный совет учебных программ и др.), в которые входят представители французской общественности.

Изображение слайда
16

Слайд 16: США

В США федеральные власти никогда не обладали властными функциями в сфере образования, которая традиционно находилась в зоне компетенции региональных и местных властей. На уровне штата устанавливаются сроки обучения, условия приема в учреждения образования, источники и объем их финансирования.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Основная административно-территориальная единица в сфере образования — школьный округ. Вся полнота власти сосредоточена в его руках. Школьный округ возглавляется комитетом (5—7 человек), который регулярно избирается населением. Как правило, в комитет входят представители бизнеса, общественных организаций, церквей

Изображение слайда
18

Слайд 18: В ведении комитета находится широкий круг вопросов, таких как наем и увольнение учителей, надзор за учебной и воспитательной деятельностью школ, распределение финансовых средств между учебными заведениями, строительство зданий, сбор местных налогов на нужды школ и др

Изображение слайда
19

Слайд 19: В последние десятилетия XX в. налицо тенденция к децентрализации в странах с централизованными системами управления образованием и, наоборот, к централизации в странах с децентрализованными системами

Изображение слайда
20

Слайд 20: Повсеместно в мире прослеживается тенденция сокращения государственного финансирования системы высшего образования

Изображение слайда
21

Слайд 21: Сокращение государственного финансирования высшей школы стимулировало поиск инновационных подходов к развитию университетов. В ряде европейских стран (Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания и др.) предпринята попытка создания предпринимательских университетов

Изображение слайда
22

Слайд 22: Предпринимательский, или инновационный, университет

По мнению американского исследователя Б. Кларка, отличают 5 характеристик: усиленное звено управления; расширенная периферия развития; диверсифицированная база финансирования; вовлечение академических структур в предпринимательскую деятельность; интегрированная предпринимательская культура.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Диверсификация это -

(от лат. diversus разный + facere делать) – разнообразие, разностороннее развитие; д. производства – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий /Словарь иностранных слов. – М., 1985. - С.162/.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Дистанционное обучение

Изображение слайда
25

Слайд 25: Цель дистанционного образования -

дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс вузовского обучения. По оценкам специалистов, дистанционное образование — самая перспективная форма подготовки и переподготовки специалистов в XXI в. Оно обходится на 20—25 % дешевле, чем традиционные формы получения образования.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Дистанционное образование имеет ряд особенностей:

гибкость (обучение в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе); модульность; параллельность (без отрыва от производства); дальнодействие; асинхронность (работа каждого участника процесса обучения по удобному для него расписанию); массовость; рентабельность; доступность; интернациональность; активное использование и применение новых технологий (компьютерные сети, мультимедийные технологии).

Изображение слайда
27

Слайд 27: Сегодня существует несколько подходов к развитию дистанционного образования

Изображение слайда
28

Слайд 28: Первый распространен в Западной Европе

Дистанционное образование развивается открытыми университетами и финансируется правительствами. В каждой стране есть вуз — лидер в области дистанционного образования. В Великобритании — это британский Открытый университет ( OU ), в Испании — Национальный университет дистанционного образования ( UNED ), во Франции — Национальный центр дистанционного обучения ( CEND ), в ФРГ — Хагенский заочный университет.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Второй подход имеет место в США и Канаде

Дистанционное обучение создавалось как корпоративное — с целью предоставления работникам фирм и компаний образования без отрыва от производства. Программы финансировались частными структурами. Анализ американских первоисточников показывает, что в настоящее время дистанционное обучение в США развивается на четырех уровнях: общенациональном, региональном, ведомственном (корпорация, компания), вузовском.

Изображение слайда
30

Слайд 30: На общенациональном уровне по программам дистанционного обучения работает телевидение. Курсы дистанционного обучения в США транслируются по четырем образовательным каналам телевидения

Изображение слайда
31

Слайд 31: Все большее распространение в стране получают системы дистанционного обучения, действующие в рамках конкретного региона (чаще штата)

Изображение слайда
32

Слайд 32: Особенно широко дистанционное обучение представлено на уровне вузов

Изображение слайда
33

Последний слайд презентации: Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века: Модели дистанционного обучения:

брокерская модель (ресурсы вузов объединяются с целью совместного предоставления образовательных услуг на основе использования дистанционных технологий); автономная модель (вуз специализируется на предоставлении образовательных услуг, основанных на дистанционных технологиях); традиционная модель (обычный вуз имеет в своем составе департамент дистанционного обучения, предлагая студентам для изучения отдельные курсы с использованием дистанционных технологий); виртуальная модель (электронный университет, обучающий с использованием современных технологий (интернет).

Изображение слайда