Презентация на тему: Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и

Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»
Задачи:
Вопросы
Обращение
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Знаки препинания при обращении
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Понятие вводных слов.
Вводные слова в зависимости от значения делятся на шесть основных группы:
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Третья группа указывает на источник сообщения
Четвертая группа выражает порядок мыслей и их связь
Пятая группа содержит замечания о способах оформления мыслей
Шестая группа содержит призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому
Задание 1. Прочитайте предложения, устно укажите значения вводных слов
Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Вводные предложения могут быть безличными, неопределенно-личными или двусоставными:
ЗАПОМНИТЕ!
Отличие вводных слов от омонимичных слов
Отличие вводных слов от членов предложения
Слово «однако»
Слово «наконец»
Слово «вообще»
Слово «значит»
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Особенности постановки знаков препинания при вводных словах
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Знаки препинания при вводных предложениях
Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
Тренировочные упражнения
Расставьте знаки препинания, выделяя обращения и вводные слова
Самопроверка
Тест «Проверь себя»
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Домашнее задание
1/50
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (528 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Задачи:

Знать, что такое обращение, вводные слова и вводные конструкции, правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными словами. Уметь находить обращения, вводные слова и вводные конструкции, выделяя их соответствующими знаками препинания, отличать вводные слова от омонимичных слов.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Вопросы

Что такое вводные слова и вводные конструкции? На какие группы в зависимости от значения делятся вводные слова? Какими знаками препинания выделяются на письме вводные конструкции? Являются ли вводные слова членами предложения? Как отличить вводные слова от омонимичных им слов?

Изображение слайда
4

Слайд 4: Обращение

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо (предмет, явление), к которому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, оно может стоять в начале, в конце и середине предложения. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждешь меня. Ах, няня, няня, я тоскую. Как хорошо ты, о море ночное !

Изображение слайда
5

Слайд 5

У обращения в речи особая роль, отличная от роли членов предложения: все члены предложения служат для выражения мысли; задача обращения – побудить собеседника слушать речь. Обращения используются для привлечения внимания к высказыванию, для выражения отношения к собеседнику. Поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? Обращение возможно не только лицам, но в поэтической речи и к неодушевленным предметам: в том случае оно является одним из приемов олицетворения. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор!

Изображение слайда
6

Слайд 6: Знаки препинания при обращении

Когда обращение стоит в начале предложения, оно отделяется з а п я т о й или в о с к л и ц а т е л ь н ы м з н а к о м. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством. После обращения в этом случае бывает большая пауза. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы. Друзья мои! Прекрасен наш союз...

Изображение слайда
7

Слайд 7

Когда обращение стоит внутри предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? Когда обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него – тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Не оставь меня, друг милый… О чем ты думаешь, Павел ? Расскажи свою биографию, Артём !

Изображение слайда
8

Слайд 8

Нераспространенное обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес. Отколе, умная, бредешь ты, голова ? Междометная частица О от обращения знаками препинания не отделяется. Как хорошо ты, о море ночное ! О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь

Изображение слайда
9

Слайд 9: Понятие вводных слов

В в о д н ы е с л о в а — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает: Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали. Владимир, к великому удивлению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. Я, по обыкновению, — плохо.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Вводные слова в зависимости от значения делятся на шесть основных группы:

Первая группа вводных слов выражает различную степень уверенности ( бОльшую или мЕньшую ): несомненно, очевидно, безусловно, бесспорно, конечно, разумеется; вероятно, кажется, наверное, по-видимому, пожалуй, возможно, может, видимо и др. Разумеется, всё это думалось по-детски. Папа, наверное, сейчас же поедет к геру Готлибу, может, прикажет запрячь Гнедко.(По С.Аксакову.)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Вторая группа, в которой вводные слова и сочетания слов выражают чувства говорящего: к радости, к огорчению, к стыду, к счастью, к ужасу, к изумлению, к негодованию, к сожалению, как нарочно, к несчастью и др. Бурсаки пошли вперед, и, к величайшей радости их, в отдалении почудился лай. (Г.) По счастию, на другой день мы уехали из Амантаева. (Акс.)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Третья группа указывает на источник сообщения

по сообщению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по мнению (кого-либо), по словам (кого-либо) По информации из достоверных источников, паводка в этом году на реках не будет.(Из газет.) Я загорел, как арап, и одичал, по общему выражению всех наших знакомых. (Акс.)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Четвертая группа выражает порядок мыслей и их связь

во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, значит, следовательно, например, напротив, между прочим, стало быть, кстати, кроме того и др. Река мне не понравилась, во-первых, потому, что вся от берегов поросла камышами, так что и воды не было видно, а во-вторых, потому, что вода в ней была горька. Впрочем, горьковатость воды не имела дурного влияния на рыбу. (По С. Аксакову.)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Пятая группа содержит замечания о способах оформления мыслей

одним словом, иначе говоря, если можно так сказать, если можно так выразиться, так сказать и др. Год, одним словом, был прожит не зря. На досуге я дал волю своему воображению, или, лучше сказать, соображению. (Акс.)

Изображение слайда
15

Слайд 15: Шестая группа содержит призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому

представьте себе, веришь ли, знаешь ли, понимаете ли, послушайте, помилуйте, скажите на милость и др. Представьте себе, открывается дверь и вбегает Маша! И откуда, скажите на милость, взялась! (Ч.)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Задание 1. Прочитайте предложения, устно укажите значения вводных слов

1.Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. 2.Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? 3.Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. 4.Кажется, ваша история там наделала  много шуму. 5.Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту. 6.Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое  стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. 7.Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Вводные предложения могут быть безличными, неопределенно-личными или двусоставными:

Время, казалось, остановилось.(Н.-Пр.) Как говорили, там должно быть некоторое количество норок, выдр и лисиц. Этим способом, как считают, можно скорее и больше перенести груза. (Пришв.) Наемный двор, как уже было сказано, представлял собой сплошной пустырь, заваленный всевозможными кучами. ( Акс.) Смерть, я думаю, угрожала всем одинаково. (Н.-Пр.)

Изображение слайда
18

Слайд 18: ЗАПОМНИТЕ!

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: якобы, словно, даже, едва ли, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, все-таки, как раз, к тому же, по решению, по представлению, поэтому, вдобавок, в конечном счете, небось, как будто

Изображение слайда
19

Слайд 19: Отличие вводных слов от омонимичных слов

Вводные слова не являются членами предложения. Омонимичные слова являются членами предложения. Сравните: 1.«И всем казалось (сказуемое), что радость будет» 2. Мы, казалось (вводное слово со значением неуверенности), потеряли счёт времени.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Отличие вводных слов от членов предложения

1.Необходимо помнить, что в некоторых случаях вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изменится: Бобрята, верно, решили, что они в полной безопасности — вводное слово верно можно опустить. Она поступила верно — в данном случае слово верно опустить нельзя; 2. В некоторых случаях вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изменится. В этом случае вводные слова можно заменить другими, близкими по значению: Бобрята, верно (очевидно, вероятно, наверное), решили, что они в полной безопасности. Она поступила верно (т.е. правильно).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Слово «однако»

если оно стоит в середине или в конце предложения, то является вводным и выделяется запятыми. Долго, однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал, однако. В начале предложения оно имеет значение союза НО и не является вводным: Однако (=но) письмо он так и не получил.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Слово «наконец»

является вводным и выделяется запятыми, если указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление и его можно заменить выражением «и ещё»: А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания. Слово наконец не является вводным и не выделяется запятыми, если употребляется в значении «под конец», «напоследок», «в результате всего». В подобных случаях к слову наконец можно прибавить частицу -то : Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дождался. (Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец-то дождался).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Слово «вообще»

является вводным и выделяется запятыми, если употребляется в значении «вообще говоря»: Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст. Если вообще имеет значения «в общем», «всегда», «совсем», «в целом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях», то оно не выделяется: Ты меня вообще не жди. От приглашения твоего я вообще отказался. За подобные поступки он вообще наказывал строго.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Слово «значит»

является вводным и выделяется запятыми, если его можно заменить словами «стало быть», «следовательно»: Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты, значит, к поезду не успел? Если значит заменить словом означает или оно стоит между подлежащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми: Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. Отвечать грубо — значит показывать свою невоспитанность.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Слова «собственно, точнее, скорее, вернее» являются вводными, если после них можно поставить слово «говоря»: Что, собственно, тебе от меня нужно? Это, точнее, было в конце прошлого столетия.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Задание 2. Выпишите предложения с вводными словами, расставьте запятые. 1.Поезд мчит меня к счастью. 2. К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину. 3. Всё казалось ему родным и близким. 4. Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь. Введите в предложение синонимичные вводные слова. 6. Дождь прошёл стороной. Погода изменилась.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Задание 3. Перепишите, вставляя вводные слова, указывающие на различную степень уверенности последовательность мыслей (во-первых, во-вторых и т. д.), и вводные слова, указывающие на связь мыслей (следовательно, итак) Расставьте знаки препинания. 1. Чтение книг... помогает понять жизнь... обогащает память... укрепляет грамотность и... развивает речь... надо больше читать хороших книг. 2. Внимательное чтение… повышает грамотность. 3. Черёмуха в полном цвету и … скоро зацветёт сирень.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Особенности постановки знаков препинания при вводных словах

Изображение слайда
29

Слайд 29

Между рядом стоящими вводными словами ставится запятая Правда, по мнению твоего друга, ты вел себя не лучшим образом. Если вводное сочетание представляет собой неполную конструкцию, то вместо одной запятой ставится тире По сведениям разведчиков, враги засели в местечке, по моим же — движутся в нашу сторону. Если вводное слово словом (одним словом) стоит после однородных членов перед обобщающим, то перед ним ставится тире, а после него — запятая Альпинизм, горные лыжи, плавание, теннис — словом, его привлекало очень многое.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Между сочинительным союзом и вводным словом ставится запятая, если вводное слово можно опустить. Если это невозможно, то запятая не ставится И, кстати, мной уже приготовлен ужин. Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь. Начались первые заморозки, а следовательно, речи о сплаве по реке уже не велись.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Знаки препинания при вводных предложениях

Изображение слайда
32

Слайд 32: Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:

1) Если они безличные или неопределенно-личные: Пропавший отряд, мне кажется, нужно искать на другом склоне горы. Её нрав, уверяли меня, останавливал даже пылких поклонников. 2) Если они личные нераспространенные предложения: Дождь, я думаю, скоро закончится. Диплом, полагал он, откроет двери в новый мир творчества. 3) Если начинаются союзами или союзными словами: Я пришел в такое волнение, в такой азарт, как говорил Евсеич, что у меня дрожали руки и ноги. (По С. Аксакову.)

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Тренировочные упражнения

Объясните постановку знаков препинания в предложении. Пройдите вы, гости, по улице старой, По новым домам, по колхозным амбарам, По скотным дворам, по усадьбе пройдёте, Наверно, вы песню тогда нам споёте. А.Т.Твардовский

Изображение слайда
36

Слайд 36: Расставьте знаки препинания, выделяя обращения и вводные слова

Наедине с тобою брат Хотел бы я побыть: На свете мало говорят Мне остаётся жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж…Да что? Моей судьбой, Сказать по правде очень Никто не озабочен.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Самопроверка

Наедине с тобою, брат, (обращение) Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, (вводное слово) Мне остаётся жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж…Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень (вводное предложение) Никто не озабочен.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Тест «Проверь себя»

Изображение слайда
39

Слайд 39: 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4 2

Изображение слайда
40

Слайд 40: 2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

Изображение слайда
41

Слайд 41: 3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Шел снег (1) однако (2) правда (3) в лесу было очень тихо и тепло. 1) 1, 2, 3 2) 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2 1

Изображение слайда
42

Слайд 42: 4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Из всех дорог (1) мне помнится (2) черная лента асфальта, мокрая от росы, и листья ясеня на ней, дорога, по которой (3) мне помнится (4) мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня, счастливое сегодня. 1) 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 1

Изображение слайда
43

Слайд 43: 5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Чтобы нарисовать тебя, я (1) конечно (2) выберу тихое лесное озеро в зеленой камышовой раме и (3) наверное (4) буду ждать, когда настанет светлое сентябрьское утро, пахущее мятой и сосновыми иглами, и тогда я примусь за работу. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3 2

Изображение слайда
44

Слайд 44: 6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Моей знакомой из третьего подъезда шесть лет (1) как мне кажется (2). Знаешь (3) я думаю (4) наш дом похож на бутерброд. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

Изображение слайда
45

Слайд 45: 7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Всю ночь (1) наверное (2) в огромном доме светилось одно окно. За окном (3) уверяли меня (4) жил сказочник: он писал сказки и дарил их людям, потому что без сказок людям живется трудно. 1) 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2 3

Изображение слайда
46

Слайд 46: 8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила. 1) 1, 2 2) 4, 5 3) 3 4) 1, 2, 3, 4, 5 2

Изображение слайда
47

Слайд 47: 9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вызывает беспокойство по поводу того, что теперь (4) очевидно (5) площадь не покрытой льдом части океана будет больше. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4, 5 4) 1, 4, 5 1

Изображение слайда
48

Слайд 48: 10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно. 1) 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 2

Изображение слайда
49

Слайд 49: 11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Черноголовый нападающий был очень быстрым и ловким игроком, но (1) пожалуй (2) бестолковым. Как только ему попадал мяч, он прорывался к воротам. Но тут его перехватывали защитники. Он извивался, пританцовывал, делал финты и (3) в конце концов (4) так запутывался, что бил мимо в двух шагах от ворот. 1) 1, 2 2) 2 3) 3, 4 4) 2, 3, 4 1

Изображение слайда
50

Последний слайд презентации: Тема. «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и: Домашнее задание

Изучить параграф 49, 50. Выучить вводные слова и те слова, которые не являются вводными (стр.318-319) В тетради для самостоятельных работ выполнить упражнения 199, 200

Изображение слайда