Презентация на тему: Тема: Западноевропейская философия XVII-XVIII вв

Тема: Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
Особенности философии Нового времени
Философское учение Ф. Бэкона
Понимание опыта в философии Ф. Бэкона
Понимание науки в философии Ф. Бэкона
Индуктивный путь познания
Пути усовершенствования индукции
Виды заблуждений (препятствий на пути получения истинного знания)
Рационализм Декарта
Р. Декарт (1596 - 1650)
Основные идеи гносеологии Р. Декарта
Проблема метода
Метафизика Декарта
Материализм Дж. Локка
Критика теории врожденных идей
Двойственность опыта
Теория первичных и вторичных качеств
Отношение Локка к религии
Следствия деизма Локка
Субъективный идеализм Дж. Беркли
Тенденция Беркли к объективному идеализму
Отношение Беркли к естественнонаучному мышлению
Агностицизм Д. Юма
Решение вопроса об источнике ощущений
Субъективистская трактовка опыта у Юма
Теория познания Юма
Выводы Юма
Позитивное значение скептицизма Юма
Отношение к религии
Понимание человека
1/30
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (89 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема: Западноевропейская философия XVII-XVIII вв

Общая характеристика философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р.Декарта. Материализм Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Особенности философии Нового времени

Союз философии и науки. Центральное место занимают проблемы теории познания. Утверждение идеи прогресса. Главная проблема – вопрос об источнике истинного знания → Основные направления в гносеологии – эмпиризм и рационализм.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Философское учение Ф. Бэкона

Материализм у Ф. Бэкона имеет форму эмпиризма. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее источником знания чувственный опыт, к которому, в конечном счете, сводится все содержание знания. деятельность разума состоит лишь в обработке материла опыта – систематизации, классификации – и не дает нового знания.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Понимание опыта в философии Ф. Бэкона

Опыт и эксперимент – основа науки Истинный метод получения знания – эмпирический («путь пчелы») Виды опыта : 1) «Плодоносные опыты» - приносящие непосредственную пользу человеку. 2. «Светоносные опыты» - приводящие к познанию законов природы и объективных свойств вещей.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Понимание науки в философии Ф. Бэкона

Наука – средство познания причинных связей природы, позволяющих использовать ее на благо людей. Условия реформирования науки: Усовершенствование методов научного исследования, главным из которых является индукция. «Очищение» разума от заблуждений как условие получения достоверного, истинного знания.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Индуктивный путь познания

Поскольку источником знания является опыт, в науке необходимо двигаться индуктивным путем - от изучения единичных фактов к общим положениям. Поскольку на практике полная индукция не осуществима, наука должна прибегать к неполной индукции (когда на основе конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений). Неполная индукция предполагает вероятностный характер выводов.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Пути усовершенствования индукции

Для подтверждения теории важно искать не только факты, подтверждающие выводы (метод верификации ), и факты, опровергающие его (метод фальсификации ). Пренебрежение опровержениями – главная причина заблуждений и ошибок.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Виды заблуждений (препятствий на пути получения истинного знания)

«Идолы рода» - препятствия, обусловленные несовершенством человеческих чувств и разума. «Идолы пещеры» - ошибки, присущие отдельным группам людей в силу их субъективных предпочтений. «Идолы площади» - препятствия, возникающие вследствие многозначности и неверного употребления слов. «Идолы театра» - ошибки, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Рационализм Декарта

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Изображение слайда
10

Слайд 10: Р. Декарт (1596 - 1650)

Основные работы: «Рассуждение о методе» «Правила для руководства ума» «Первоначала философии»

Изображение слайда
11

Слайд 11: Основные идеи гносеологии Р. Декарта

В познании необходимо руководствоваться принципом очевидности: «Никогда не принимать за истинное то что не познано с очевидностью; включать в свои суждения только то, в чем уже нельзя сомневаться» Основанием истинного познания является разум и его центральная часть – самосознание: «Мыслю – следовательно, существую» Декарт – сторонник теории врожденных идей.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Проблема метода

Главный метод познания - дедукция 3 правила открытия научных истин: 1) Признавать за истину только то, что познается с совершенной отчетливостью и ясностью и не оставляет сомнений. 2) Делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы. 3) Всегда начинать с предметов самых простых, наиболее легких и двигаться к познанию сложных.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Метафизика Декарта

Центральное понятие – субстанция Дуализм. Признает существование двух субстанций: 1) Духовной (сознание, включающее в себя врожденные идеи) 2) Материальной (отождествляет с природой) Механицизм : мир мыслится по аналогии с огромной машиной (механизмом), все части которого подчиняются законам механики.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Материализм Дж. Локка

Основные произведения: «Опыт о человеческом разумении» (обоснование новой философской концепции происхождения и сущности знания) «Опыты о законе природы» «Опыт о веротерпимости»

Изображение слайда
15

Слайд 15: Критика теории врожденных идей

Декарт – представитель материалистического сенсуализма. Выступает против идеи врожденного знания и признает источником знания чувственный опыт (ощущения). Теория tabula rasa Душа и разум человека до соприкосновения с материальным, чувственным миром представляют собой «белую бумагу без всяких знаков и идей».

Изображение слайда
16

Слайд 16: Двойственность опыта

Опыт как источник знания двойственен: - с одной стороны, он включает внешний опыт (направленный на ощущаемые предметы); с другой – внутренний опыт (рефлексию, направленную на действия нашего ума). Следовательно, можно выделить 2 измерения опыта: чувственное (связано с ощущениями); рациональное (связано с познавательной деятельностью).

Изображение слайда
17

Слайд 17: Теория первичных и вторичных качеств

Локк делит качества на объективные (первичные) и субъективные (вторичные) Первичные качества – отражают механико-математические свойства тел (плотность, протяженность, форма, движение или покой, число). Существуют объективно и схожи с порождаемыми ими чувственными образами. Вторичные качества – порождающие ощущения цвета, вкуса, запаха, теплоты и т.д. Не похожи на соответствующие ощущения и являются субъективными.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Отношение Локка к религии

Изложено в работах: «Разумность христианства», «Два трактата о правлении», «О веротерпимости» Тяготеет к деизму. Суть позиции: Бог рассматривается как безличная первопричина мира, не вмешивающаяся в закономерное течение его событий.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Следствия деизма Локка

Критика концепции божественного происхождения королевской власти Отрицание догмата о первородном грехе Сомнение в догмате о троичности Бога

Изображение слайда
20

Слайд 20: Субъективный идеализм Дж. Беркли

Исходный пункт рассуждения - теория первичных и вторичных качеств Дж. Локка. Субстанция – это «носитель свойств». Все свойства (качества) являются вторичными, поскольку их существование обусловлено нашим восприятием. Объективно «вещей» не существует. Вывод : предметы, вещи являются совокупностью наших ощущений (формула « существовать – значит быть воспринимаемым ». )

Изображение слайда
21

Слайд 21: Тенденция Беркли к объективному идеализму

Позиция Беркли не согласуется со «здравым смыслом» и влечет обвинения в солипсизме. Чтобы объяснить «непрерывное» существование вещей, апеллирует к существованию абсолютного воспринимающего субъекта – Бога.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Отношение Беркли к естественнонаучному мышлению

Отвергает концепцию механистической причинности. Считает, что действующей причиной может быть только дух (мысль). Дает субъективистскую трактовку пространства и времени как способов упорядочения чувственных восприятий (рядоположенности и последовательности).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Агностицизм Д. Юма

Философия Д. Юма является органическим продолжением линии, исходящей из сенсуализма Дж. Локка. Важнейший труд – «Исследование о человеческом разуме», посвященный проблемам теории познания.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Решение вопроса об источнике ощущений

Наш разум оперирует лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что существует за пределами наших восприятий, нашего внутреннего мира нам недоступно. → Мы не можем ни утверждать существование внешнего мира, ни отрицать его. Единственно возможная позиция – скептицизм, из которого следует агностицизм.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Субъективистская трактовка опыта у Юма

Опыт ничего не говорит нам об отношениях во внешнем мире, он относится только к освоению восприятий в нашем сознании. Причинно-следственные связи не являются объективными и являются следствием привычки : часто встречаясь с последовательностью фактов, мы начинаем видеть между ними несуществующую связь. На самом деле эта связь ассоциативная, ее продуцирует наше сознание.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Теория познания Юма

Основа нашего познания – впечатления («душевные восприятия»). Чувственные впечатления первичны и являются наиболее сильными. Рефлексия – восприятия внутренних душевных состояний. Идеи – представления о содержании наших впечатлений.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Выводы Юма

Все человеческое познание представляет собой ассоциацию впечатлений и идей. Разум сам по себе ничего не может добавить к восприятиям, он может лишь разделять, соединять и т.д.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Позитивное значение скептицизма Юма

Значительно усиливает идею активности познающего субъекта, подчеркивает конструктивный характер человеческого разума. Проводит последовательную критику естественнонаучного и философского мышления, обнаруживая их слабые стороны.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Отношение к религии

Юм делает решающий шаг в направлении атеизма. Критикует доказательства существования Бога, выводимые из несовершенства человеческой природы и целесообразного устройства мира. Признает значение религии в обществе в качестве важнейшего регулятора общественных отношений.

Изображение слайда
30

Последний слайд презентации: Тема: Западноевропейская философия XVII-XVIII вв: Понимание человека

Всю душевную жизнь человека сводил к впечатлениям и ассоциациям между ними. Отрицал понятие личности («Я») в качестве духовной субстанции. Личность – это «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом» → Сторонник безличностного подхода к трактовке человека. Сторонник крайнего психологизма в понимания человека и истории. Изучение истории сводил к анализу психологических мотивов деятельности великих людей.

Изображение слайда