Презентация на тему: Тема I Введение в курс истории России

Тема I Введение в курс истории России
1. История как наука. Предмет, задачи и методология истории
История в кругу других социально-гуманитарных наук
Становление исторических знаний от Античности до Нового времени
Структура исторической науки в наши дни
Методология исторической науки и её разделы
Основные этапы работы историка
2. Понятие об историческом источнике. Источник как основа исследования
Классификация исторических источников
3. Историография и её значение для исторического исследования
Основные этапы становления русской историографии
4. История России как часть мировой истории. Возможные подходы
1/12
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1454 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема I Введение в курс истории России

1. История как наука. Предмет, задачи и методология истории 2. Понятие об историческом источнике. Источник как основа исследования 3. Историография и её значение для исторического исследования 4. История России как часть мировой истории. Возможные подходы

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1. История как наука. Предмет, задачи и методология истории

Изображение слайда
3

Слайд 3: История в кругу других социально-гуманитарных наук

Относясь к циклу так называемых «общественных» («социальных»/«социо-гуманитарных») дисциплин, история в то же время отличается от большинства подобных ей наук благодаря ориентации не на общие закономерности развития человечества, а на конкретные составляющие этого процесса – на единичные неповторимые исторические факты. Т.о., история представляет собой сугубо конкретную дисциплину, в рамках которой индуктивный вид обобщения превалирует над дедуктивным.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Становление исторических знаний от Античности до Нового времени

Изображение слайда
5

Слайд 5: Структура исторической науки в наши дни

Изображение слайда
6

Слайд 6: Методология исторической науки и её разделы

Методологией называется система наиболее общих принципов, категорий и понятий, которыми оперирует та или иная научная дисциплина. Методология истории – наука, разрабатывающая все стороны теории исторического познания. Общая методология – занимается выработкой основополагающих, непреложных, универсальных принципов работы историка, например: Принцип объективности Принцип детерминизма (причинно-следственной связи) Принцип историзма Принцип единства исторического процесса Общая методология также разрабатывает основные методы научного исследования (идеографический, историко-генетический, сравнительно-исторический, ретроспективный и пр.) Специальная методология – отвечает за формулирование специальных, конкретных методов обработки исторического материала, применяемых специальными (вспомогательными) историческими дисциплинами

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные этапы работы историка

Историческое источниковедение (источниковедческий анализ, вычленение сведений о событиях и явлениях из исторических источников – непосредственных остатков изучаемой эпохи): Интерпретация исторического источника (выяснение того, что именно значил источник для его создателя и в момент создания) Критика источника: 1) внешняя/первичная (изучение источника как факта ) и 2) внутренняя/вторичная (изучение источника как показания о факте ) Историческая реконструкция или историческое построение – группировка выявленных на предшествующем этапе фактов и выстраивание на их основе исторических рядов Исторический ряд – цепь взаимосвязанных событий, иллюстрирующая развитие и изменение во времени той или иной сферы человеческого бытия. Установление взаимосвязи между разными историческими рядами позволяет более или менее достоверно реконструировать историческую реальность и таким образом отчасти компенсировать индуктивность исторической науки.

Изображение слайда
8

Слайд 8: 2. Понятие об историческом источнике. Источник как основа исследования

Под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. При этом, как и все события человеческого прошлого, исторический источник понимается как продукт реализации (вольной или невольной) человеческого сознания. Исторический источник – это всё созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее на себе её воздействие, а значит, объективно способное нести информацию о ней. Изучение исторических источников, тем или иным способом появившихся в результате событий прошлого, является единственным возможным способом изучения этого прошлого.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Классификация исторических источников

Изображение слайда
10

Слайд 10: 3. Историография и её значение для исторического исследования

ἱστορία (исследование) + γράφω (пишу) Историография – это особая научная дисциплина, изучающая историю исторической науки Историография – это непосредственно история исторической науки Историография – это вся совокупность научных трудов, когда-либо посвящавшихся той или иной исторической проблеме Изучение историографии (в последнем значении этого термина) необходимо для формирования новых трактовок исторических событий и явлений, а также для продолжения научной полемики – главного условия для развития исторической науки

Изображение слайда
11

Слайд 11: Основные этапы становления русской историографии

Допетровский период (до кон. XVII в.) – эпоха летописной историографии, лишённой научного подхода. XVIII – нач. XIX в. – период «академической» историографии, развивавшейся благодаря созданию Академии наук (1724) и приглашению иностранных специалистов (Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, позднее А.Л. Шлёцер ), призванных передать азы научного ремесла собственно русским учёным. Появление первых русских научных работ по истории (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, М.М.Щербатов, И.Н. Болтин). XIX – нач. XX в. – начало «массовой» историографии (благодаря популяризации русской истории Н.М. Карамзиным и расширению системы университетского образования). Расцвет русской историографической школы. 1917/18 – 1990-е гг. – период советской марксистско-ленинской историографии. Время искусственной схематизации в восприятии исторического процесса (в соответствии с марксистской формационной теорией) и предельной идеологизации всех форм научной работы, тотального идеологического контроля над наукой. 1990-е гг. – наше время – период постсоветской историографии (поиск новых подходов к изучению истории России, возрождение традиций классической русской историографии, восполнение «пробелов» в исследованиях, возникших в советский период).

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Тема I Введение в курс истории России: 4. История России как часть мировой истории. Возможные подходы

Изображение слайда