Презентация на тему: Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с

Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с логопедическими трудностями
Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с
Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с
О собенности развития фонематического слуха
Проявления фонетико – фонематического нарушения речи
Замена звуков
Нестойкое употребление звуков речи
Искаженное произношение одного или нескольких звуков
Недифференцированное произнесение пар или групп звуков
Несформированность фонематического восприятия
Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
Письменные работы детей с фонематическим нарушением речи
Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с
Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с
Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с
Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Определение последовательности звуков в слове.
Определение количества звуков в слове.
Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука ).
Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с
КАК ПОНЯТЬ есть ли у вашего ребенка фонематические нарушения?
Помогут в этом следующие несложные задания :
Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с
С тепень развития внимания и слуховой памяти.
КАК ПОМОЧЬ?
Этапы развития фонематического слуха и восприятия
Развитие неречевого слуха
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Различение слов, близких по своему звуковому составу
Различение слогов
Различение звуков
Различение звуков
А Ф Р И К А
Литература, рекомендуемая для занятий
Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с
Спасибо за Внимание!
1/37
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 72)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (9840 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с логопедическими трудностями

Изображение слайда
2

Слайд 2

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем ; различать слова, отличающиеся только одной фонемой.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: О собенности развития фонематического слуха

К 4 годам в норме ребенок должен разделять все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Проявления фонетико – фонематического нарушения речи

Изображение слайда
6

Слайд 6: Замена звуков

губно-зубной – звонкие [З] и [Ж] заменяются на [ В ], глухие [С] и [Ш] – на [ Ф ] («сани» - « фани », «зеленый» - « веленый »); призубный – замена [С] и [Ш] на [Т ], а [З] и [Ж] на [ Д] («слон» - « тлон », «зубы» - «дубы»); шипящий ‒ вместо [С] произносится [Ш], вместо [З] ‒ [Ж] («санки» - « шанки », «зайка» - « жайка ») свистящий ‒ вместо [Ш] употребляется [С], вместо [Ж] ‒ [З] («шайба» - « сайба », «живот» - « зивот »).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Нестойкое употребление звуков речи

Одно и то же слово ребёнок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно, например: слово щ ука как сс юка, ш ука и ч ука. – замены звуков  более простыми по артикуляции.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Искаженное произношение одного или нескольких звуков

Вместо правильного произношения произносит звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: Горловое произношение звука Р

Изображение слайда
9

Слайд 9: Недифференцированное произнесение пар или групп звуков

В этих случаях один и тот же  звук  может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других  звуков. Например: мягкий  звук  т' произносится вместо  звуков  с', ч, ш (" тюмка ", " тяска ", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).

Изображение слайда
10

Слайд 10: Несформированность фонематического восприятия

Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи: Так, звонкие заменяются глухими, [р] и[л] звуками [л’]и йот (j), [С] и [ш] звуком      [ф]и т.п. Некоторые  дети всю группу свистящих и шипящих звуков, то есть звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками [т], [т’], [д], [д’].

Изображение слайда
11

Слайд 11: Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза

Выделяют 2 вида звукового анализа: Элементарный (простой) звуковой анализ — выделение звука на фоне слова. Пример: назови первый звук в именах детей: Ира, Оля, Аня, Уля …..

Изображение слайда
12

Слайд 12: Письменные работы детей с фонематическим нарушением речи

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

2. Сложный анализ. Определение первого и последнего звука в слове.

Изображение слайда
15

Слайд 15

2. Сложный анализ. Определение первого и последнего звука в слове.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Определение последовательности звуков в слове

Изображение слайда
18

Слайд 18: Определение количества звуков в слове

Изображение слайда
19

Слайд 19: Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука )

ЗАДАНИЕ: Перед каким звуком стоит звук А в слове М А К. После какого звука стоит звук А в слове М А К.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Отставание в развитии фонематического слуха и речи – серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму.

Изображение слайда
21

Слайд 21: КАК ПОНЯТЬ есть ли у вашего ребенка фонематические нарушения?

Изображение слайда
22

Слайд 22: Помогут в этом следующие несложные задания :

1. Предложите повторить за вами слоги : са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра -ла, ша-жа. Если  ребенок неправильно  произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом : предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша,   ребенок хлопает в ладоши.

Изображение слайда
23

Слайд 23

2. Проверим, различает ли  ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Предложите ему выбрать нужную картинку  (или повторить на  слух ) : жук-сук, дом-сом, миска-мишка, коза-коса, лужа-лыжа.

Изображение слайда
24

Слайд 24: С тепень развития внимания и слуховой памяти

Предложите ребенку повторять сходные слоги : та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба, ма -на- ма. Повторять сходные слова : Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак; жук-лук сук-тук. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение  фонематического слуха !

Изображение слайда
25

Слайд 25: КАК ПОМОЧЬ?

Изображение слайда
26

Слайд 26: Этапы развития фонематического слуха и восприятия

1. Узнавание неречевых звуков; 2. Различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; 3. Различение слов, близких по звуковому составу; 4.Различение слогов; 5.Различение звуков; 6. Анализ звукового состава слова.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Развитие неречевого слуха

У детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы ). «Найди игрушку » «У кого колокольчик » «Угадай, кто играет » «Звучащие инструменты » «Расскажи, что ты слышишь » «Звери, и их детеныши»

Изображение слайда
28

Слайд 28: Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Упражнении «Громко-тихо» Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями. Необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Упражнение «Далеко – близко » Вариант 1 : Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Вариант 2 : Затем дети мяукают по сигналу взрослого: "близко" - "далеко ". Вариант 3 : Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Различение слов, близких по своему звуковому составу

Упражнение «Незнайка запутался » Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок. Используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий различения слов : от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Различение слогов

Упражнение «Бабочка» Взрослый предлагает ребенку «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы - бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока взрослый произносит слоги («песенки»), но замирает, когда взрослый произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай... Используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной степени сложности.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Различение звуков

Упражнение «Какой звук есть во всех словах ?» Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Различение звуков

Упражнение «Поймайте звук » Цель: учить выделять звук из потока других звуков. Оборудование: не требуется. Дети хлопают в ладоши каждый раз, как услышат звук [ш]; сосчитайте, сколько раз услышите звук [ш]; положите на стол столько фишек, сколько раз услышите [ш].

Изображение слайда
34

Слайд 34: А Ф Р И К А

Упражнение «Ребус» Взрослый просит ребенка составить слово из первых звуков в словах Анализ звукового состава слова

Изображение слайда
35

Слайд 35: Литература, рекомендуемая для занятий

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Тема встречи-клуба: Фонематический слух как основа развития речи у детей с: Спасибо за Внимание!

Презентацию подготовили: Учитель- логопед 4 группы Русанова Юлия Евгеньевна Учитель-логопед 5 группы Бобрецова Анастасия Емельяновна

Изображение слайда