Презентация на тему: Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай)

Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай) Особенности индийской философии (Продолжение) Ведическая литература: V в. до н.э. ― появление философии в Индии В древнеиндийских религиях нет единого Бога-творца. Шраманы: Философы-брахманы: Главные даршаны («в ú дение») (оформляются к IV в.; термин появляется в VIII в.) Основные проблемы индийской философии Чарвака-лок á ята Джайнизм Буддизм Главные концепции буддизма: Вайшешика Ньяя Санкхья Йога Миманса Веданта Три главные течения веданты: Базовые категории китайской культуры Главные проблемы китайской философии: «У цзин» («Пять канонов», «Пятикнижие») Особенности китайской философии: Нумерология – букв. наука о сосчитывании. Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай) Символ ян-инь в окружении триграмм Гексаграмма Различные сочетания триграмм, гексограмм, сил и элементов описывают Главные школы китайской мысли (по Сыма Тань, II в. до х.э.) Кун Фу-цзы (551—479 гг. до х.э.) «Лунь юй» («Суждения и беседы») Пять простых великих добродетелей ( дэ ): Благородного мужа отличает Социальные доктрины Конфуция: Лаоцзы «Дао» означает: Буддизм в Китае
1/39
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 44)
Скачать (208 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации: Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай)

Особенности индийской философии Философия веданты

2

Слайд 2: Особенности индийской философии

1. Неразрывная связь с религией, существование в форме религиозно-философского учения; 2. Подчиненность сотериологии (учению о спасении); 3. Интравертивность - обращенность на внутренний мир человека, а не на внешний, природный мир;

3

Слайд 3: (Продолжение)

4. Включение в число методов философии йогической практики; 5. Включение в число познавательных процедур сверхрациональных методов телепатии, всеведения, йогической интуиции и т. п.; 6. Отсутствие идеи истории как прогресса.

4

Слайд 4: Ведическая литература:

4 веды: «Ригведа» (веда гимнов) «Самаведа» (веда песнопений) «Яджурведа» (веда жертвенных изречений) «Атхарваведа» (веда Атхарванов и Ангирасов) брахманы (толкования жреца текстов вед) араньяки (лесные книги) упанишады (от «упа-ни-сад» - «сидение у ног учителя) пураны, итихасы (псевдоисторические сочинения) эпос («Махабхарата» и «Рамаяна») шастры («Манавадхармашастра» - «Законы Ману») сутры (сочинения по специальным дисциплинам)

5

Слайд 5: V в. до н.э. ― появление философии в Индии

Первые философы : шр á маны (странствующие проповедники) и бр á хманы (жрецы религии брахманизма, выросшей из ведической религии в VII в. до н. э.)

6

Слайд 6: В древнеиндийских религиях нет единого Бога-творца

В ведической религии ( III тыс. до х.э. ― VII в. до х.э.) богов 3 333 333 (политеизм). В брахманизме (VII в. до х.э. – V в. х.э.) есть единый Абсолют Брахман (Атман), который творит множество богов. Главные из них Брахма, Вишну и Шива образуют Тримурти (триобраз). В джайнизме и буддизме боги не всемогущи и уступают даже человеку.

7

Слайд 7: Шраманы:

адживики (эпатирующие своим образом жизни) – создали Образец (парадигму) философствования, джайны (последователи Джины Махавиры 30 марта 599 ― 527 гг. до н. э.), буддисты (последователи Будды Гаутамы, 480 ―400 гг. до н. э.) паривраджаки ― пилигримы

8

Слайд 8: Философы-брахманы:

локаятики (спорщики ― Поккхасаради и Паччаника ) догматики (основоположники 6 систем астика) скептики (Санджая Белаттхипутта) грамматисты (Панини, Патанджали)

9

Слайд 9: Главные даршаны («в ú дение») (оформляются к IV в.; термин появляется в VIII в.)

Астика Настика (признающие авторитет вед): (не признающие авторитета вед): санкхья чарвака-лок á ята йога джайнизм вайшешика буддизм ньяя миманса веданта

10

Слайд 10: Основные проблемы индийской философии

Проблема бытия-в-мире (сансара) как страдания (духкха); Проблема спасения (мокша, нирвана); Проблема отношения Абсолюта (Атман, Брахман) и мира (лока); Проблема души (атман, джива); Проблема дхармы (нравственный и социальный закон); Проблема закона воздаяния за деяния (закона кармы); Проблема устройства мира (лока); Проблема источников познания (прамана)

11

Слайд 11: Чарвака-лок á ята

Основоположник ― Брихаспати / Брахманаспати VI в. до н. э. Главный текст : «Локаята-сутры» (не сохранился) Источник изучения : «Сарва-даршана-самграха» ведантиста Мадхвы (Х IV в.). Онтология : все состоит из 4-х физических элементов ― земли, воды, огня и ветра (воздуха). Теория познания : знания получаются только через восприятия. Кармы и дхармы нет; человек живет для удовольствий.

12

Слайд 12: Джайнизм

шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые пространством», нагие) ― разделились в I в. до х. э. Онтология: мир существует благодаря субстанциям ― живое (джива), вещество (пудгала);условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма) и время (кала). Вещество атомарно. Теория познания : знание получают из восприятия, умозаключения, авторитетного свидетельства, телепатии и ясновидения. Всякая душа изначально всеведуща, но ее знание затемняется кармическим веществом.

13

Слайд 13: Буддизм

3 течения: тхеравада / хинаяна (ранний, «учение старейшин»/ «малая колесница») махаяна («широкая колесница», ок. I в. н. э.) ваджраяна / тантраяна («колесница-молния» / «колесница тантр» ок. III-V вв.)

14

Слайд 14: Главные концепции буддизма:

1. Четыре благородные истины; 2. Восьмеричный путь. Священное писание : «Трипитака» ― «Три корзины»: 1.«Сутрапитака» (Корзина поучений) 2.«Винаяпитака» (Корзина устава) 3.«Абхидхармапитака» (корзина разъяснений Учения)

15

Слайд 15: Вайшешика

Основоположник ― Канада. Главный текст ― «Вайшешика-сутры» с комментарием Прашастапады. Главные проблемы : освобождение, устройство мира, соотношение субстанций, их качеств и действий, атомарность субстанций; роль в устройстве мира и в познании категорий «общее», «особенное» и «присущность».

16

Слайд 16: Ньяя

Основоположник ― Гаутама-Акшапада. Главный текст ― «Ньяя-сутры» с комментарием Ватсьяяны. Главные проблемы : проблемы познания и логики, решение о которых с позиций ньяи приведет к освобождению.

17

Слайд 17: Санкхья

Основоположники ― Капила, Ишваракришна. Главные тексты ― «Санкхья-правачана-сутра» (не сохранилась). «Санкхья-карика» Главные проблемы : Отношение духа (Пуруши) и материи (Пракрити) в процессе освобождения.

18

Слайд 18: Йога

Основоположник ― Патанджали. Главный текст ― «Йога-сутры» с комментарием Вьясы. Главные проблемы ― достижение освобождения души через психофизические практики, составляющие восьмеричный путь йоги.

19

Слайд 19: Миманса

Основоположник ― Джаймини. Главный текст ― «Миманса-сутры» с комментарием Шабары. Главные проблемы ― достижение освобождения через выполнение ритуалов, истолкование ритуалов. Сыграли выдающуюся роль в объединении всех местных религий в индуизм.

20

Слайд 20: Веданта

Основоположник ― Бадар á яна. Главный текст ― «Брахма-сутры». Главные проблемы ― отношения Абсолюта (Брахман) и мира (лока), Брахмана и индивидуальной души (атман); познаваемость Брахмана. Идеи : Брахман - подлинная реальность; мир иллюзорен; личное подлинное «я» (атман) тождественно Брахману, а их раздельность порождена мировой иллюзией ( майей ).

21

Слайд 21: Три главные течения веданты:

адвайта-веданта Шанкары (788-820 гг.) ― мир иллюзорен, душа тоже; ч.б. освободиться, нужно это узнать и перестроить установки души; способ перестройки ― джняна-марга (путь знания); вишишта-адвайта Рамануджи (1017-1137 гг.) ― Брахман творит мир из себя, мир реален; путь освобождения ― бхакти-марга (путь любви); двайта-веданта Мадхвы (1238-1317 гг.). ― Брахман и мир различны, Брахман – движущая причина мира, но не материальная; душа должна достичь Неба Брахмы, но не растворяется в Брахмане.

22

Слайд 22: Базовые категории китайской культуры

ханьжэнь – китайский суперэтнос; вэнь – письменная культура (вэньянь – письменный язык, отличается от разговорного байхуа); жу – интеллектуалы.

23

Слайд 23: Главные проблемы китайской философии:

«правильное управление» Поднебесной отношение ч еловека к «Небу /Природе». Обозначения китайской философии : лунь – рассуждение, «рассуждение-исследование», «наука»; бянь - «рассуждение-исследование».

24

Слайд 24: «У цзин» («Пять канонов», «Пятикнижие»)

Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» ( «Книга истории»), «Чжоу и» (или «И цзин» — «Книга перемен»), «Ли цзин» («Книга ритуалов») «Люй ши чунь цю» («Весны и осени господина Люя»)

25

Слайд 25: Особенности китайской философии:

Антропоцентризм; Ориентация на традицию; Главный метод изложения учений – экзегетика (истолкования смысла канонических текстов); Использование форм художественной литературы; Использование нумерологии как средства анализа действительности.

26

Слайд 26: Нумерология – букв. наука о сосчитывании

Китайская нумерология упорядочивала мир посредством 3 групп символов: геометрических форм – 8 триграмм и 64 гексаграмм; чисел – цифр; сил (инь/ян – темное/светлое) и 5 элементов (вода, огонь, металл, дерево, почва).

27

Слайд 27

28

Слайд 28: Символ ян-инь в окружении триграмм

29

Слайд 29: Гексаграмма

30

Слайд 30: Различные сочетания триграмм, гексограмм, сил и элементов описывают

положение дел в мире природы, в человеческом теле, в обществе и т.д. посредством количественного упорядочивания объектов и выделения главного объекта на основе его роли в данном ряду, а не посредством обобщающих понятий, как в западноевропейской философии.

31

Слайд 31: Главные школы китайской мысли (по Сыма Тань, II в. до х.э.)

1) школа инь и ян; 2) конфуцианство (школа ученых); 3) моизм; 4) школа имен; 5) легизм (школа законов); 6) даосизм

32

Слайд 32: Кун Фу-цзы (551—479 гг. до х.э.)

учил четырем вещам: вэнь (письменным памятникам), ин (действиям в жизни), чжун (преданности учению), синь (правдивости).

33

Слайд 33: «Лунь юй» («Суждения и беседы»)

Люди делятся на: цзюнь-цзы («благородных м ý жей»), жэнь («обычных людей»), сяо жень («низких м ý жей»).

34

Слайд 34: Пять простых великих добродетелей ( дэ ):

мудрость, гуманность (жэнь), верность (чжун), почитание старших (сяо), мужество.

35

Слайд 35: Благородного мужа отличает

Следование принципу хэ – «единение через разномыслие», а низкого мужа – следование тун – единению через послушание.

36

Слайд 36: Социальные доктрины Конфуция:

«малого благоденствия» (сяокан), «великого единения» ( датун) Конфуцианский канон - «Сы шу», XII век

37

Слайд 37: Лаоцзы

«Дао-дэ-цзин» («Канон Дао и дэ», «Трактат о пути и морали») ( IV — III вв. до х. э.). увэй - недеяние

38

Слайд 38: «Дао» означает:

путь звезд, путь добродетелей, закон Вселенной, моральный закон, учение,теория, правда, мораль, подход, метод, Абсолют, путь.

39

Последний слайд презентации: Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай): Буддизм в Китае

― с I в. х.э.; C V в. х. э. чань-буддизм (от «чань» — медитация), основатель — Бодхидхарма V ― VI вв. х. э.

Похожие презентации