Презентация на тему: Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни

Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Цели урока.
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Систематика голосеменных растений
Саговниковые
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Значение саговниковых
Гнетовые
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Гинкговые
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Хвойные
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Значение хвойных
Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни
Определение растений Учитель зачитывает характерные признаки некоторых представителей голосеменных, учащиеся должны определить эти растения.
Биологический диктант Учитель зачитывает вопросы. Правильный ответ записывается в тетрадь.
Биологический диктант Учитель зачитывает вопросы. Правильный ответ записывается в тетрадь.
Домашнее задание 1 группа
Список использованных источников:
1/25
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 89)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7972 Кб)
1

Первый слайд презентации

Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни человека. Автор презентации: учитель биологии МБОУ « СОШ №5» Мамлыга Светлана Александровна

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цели урока

Образовательная: используя нетрадиционные формы обучения стимулировать познавательную и творческую деятельность учащихся, формировать интерес к урокам биологии; проверить усвоение материла. Расширить знания учащихся о голосеменных, ознакомить с многообразием видов, особенностям их распространения, ролью в природе и практическим значением; продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов хвойных к отделу голосеменных, обосновывать их роль в природе. Развивающая: развивать умение публично выступать, выдвигать и обосновывать предположения, сравнивать и анализировать, делать выводы, обсуждать проблему, работать в заданном темпе; Воспитательная : учить культуре общения, умению говорить и слушать других; аккуратно и грамотно оформлять результаты своей работы.

Изображение слайда
3

Слайд 3

1. От чего возникло название этой группы растений «Голосеменные»? У Голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, то есть голо. Появление семян – большой эволюционный шаг, дающий растениям преимущество перед споровыми растениями. 2. Как вы считаете, в чём заключается это преимущество? В семенах есть запас питательных веществ, зародыш надёжно защищён от неблагоприятных воздействий окружающей среды. 3. Какие растения представляются вам, когда речь заходит о хвойных растениях? Ель и сосна – наиболее известные представители хвойных голосеменных. 4. Где образуются семена у этих растений? Семена образуются на видоизменённых, укороченных, генеративных побегах – шишках. Особенности семенного размножения.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Систематика голосеменных растений

Изображение слайда
5

Слайд 5: Саговниковые

Небольшая наиболее древняя группа из ныне живущих голосеменных. Родовое название азиатских представителей этой группы саговник или цикас ( cycas ) происходит от греческого слова kykas — пальма. Высота взрослых растений — от 2 до 15 м размножающихся семенами.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Саговниковые, или цикадовые, появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Растут они везде, кроме Европы и Антарктиды, в тропических джунглях, реже в сухих степях и саваннах. Они - живые свидетели того времени, когда Африка, Ю. Америка и Австралия были единым материком.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Африканский саговник encephalartos caffer масса шишки 40 кг

Изображение слайда
8

Слайд 8: Значение саговниковых

в пищу в народной медицине для различных поделок как ритуальные растения в садоводстве как источник пищевого саго. ( Крахмал добывают из молодых, приблизительно семилетних, саговников, которые «выбивают из почвы» сильной струей воды. Метод изготовления крахмала прост. Со ствола саговника снимают кору и наружные слои древесины. Оставшуюся сердцевину разрезают на тонкие диски, которые раскладывают на маты и просушивают на солнце. Когда диски высыхают и становятся хрустящими, их измельчают в муку. Муку просеивают и многократно промывают, давая отстояться в воде. Свежий осадок затем обкатывают деревянными волоками, пока не образуются мелкие шарики, известные как саго).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Гнетовые

Гнетови́дные (лат.  Gnetóphyta ) — отдел сосудистых растений, по своему жизненному циклу близких к саговникам, но имеющих более сложные репродуктивные органы и по ряду признаков приближающихся к цветковым растениям. Вельвичия удивительная Эфедра

Изображение слайда
10

Слайд 10

Вельвичия удивительная из пустыни Намиб в юго-западной Африке, где дождей не бывает по году. Растение вельвичии напоминает низкий и толстый (до 1,2 м в поперечнике) пень, от которого отходят всего два лентовидных листа, достигающих 6 м в длину и 1,8 м в ширину. Они нарастают от основания всю жизнь, расщепляясь на ленты. Возраст листа может достигать 2 тыс. Лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Хозяйственное значение гнетовых невелико. семена некоторых видов в поджаренном виде съедобны, но не особенно вкусны из семян гнетумаула ( Gnetumula ) получают пищевое масло молодые листья и стробилы гнетума гнемон на его родине, в тропической Азии, иногда употребляют в качестве овощной зелени Значение гнетовых

Изображение слайда
12

Слайд 12: Гинкговые

Гинкго ( Ginkgo ), род листопадных голосеменных древесных растений порядка гинкговых. Единственный современный представитель — Гинкго двулопастный — дерево высотой 30—40 м, толщиной до 1 м, с раскидистой кроной; двудомное. Встречается в немногих районах Восточной Азии. В Европе разводится как декоративное дерево с 1754. Некоторые деревья достигают возраста 2500 лет

Изображение слайда
13

Слайд 13

Из семейства гинкговых сохранился всего лишь один вид - гинкго (в переводе с японского — «серебряный плод»). Это красивые деревья высотой до 30 м со стройным светлым стволом и похожими на веера треугольными листьями. Цветков у гинкго нет. Плодоносить деревья начинают лишь на 25-30-м году жизни. Гинкго устойчив к морозам (до -25 °С) и к повышенной загазованности и запыленности воздуха. Гинкго обнаружен в 1690 г. в Японии врачом голландского посольства Э. Кемпфером, а в 1712 г. он описал его. Карл Линней ввел это растение в номенклатуру, дав ему название Гинкго двулопастный - Ginkgo biloba. Это долговечное растение, встречаются экземпляры, возраст которых превышает 1000 лет

Изображение слайда
14

Слайд 14

Весной Летом Осенью Зимой

Изображение слайда
15

Слайд 15

Значение гинкговых отваренные или жареные семена гинкго с давних времен употребляют в пищу в районах его произрастания используются в китайской медицине. вместо шишек образуются косточковидные семена в смолистых околосемянниках., которые после соответствующей обработки представляют собой изысканнейший деликатес. японцы верят, что плоды гинкго воплощают в себе животворные силы Земли в основном используются как декоративные растения

Изображение слайда
16

Слайд 16: Хвойные

Хво́йные   — один из отделов царства растений, семена которых развиваются в шишках. Все современные виды — древесные растения, преобладающее большинство — деревья, хотя есть и кустарники. Типичные представители — кедр, кипарис, пихта, можжевельник, лиственница, ель, сосна, секвойя, тис и каури. Хвойные растения произрастают в диком виде почти во всех частях света. Ель Сосна Туя Пихта

Изображение слайда
17

Слайд 17

В Северной Америке произрастает сосна долговечная (Калифорния) - невзрачное, почти карликовое дерево, доживающее до 4844 лет

Изображение слайда
18

Слайд 18

В Средней Азии их называют арчой. К кипарисовым относится и одно из самых гигантских растений планеты - секвойя ( мамонтово дерево ).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Значение хвойных

выделяют кислород усваивают углекислый газ сосны закрепляют пески первыми заселяют пожарища, вырубки выделяют фитонциды, убивающие бактерии задерживают таяние снега, обогащая почву влагой хвойный опад – органические удобрения в лесу создают условия для роста других растений семена – пища для птиц. очищают воздух являются поставщиками поставляют древесины из них изготавливают искусственные волокна, бумагу создают микроклимат используются в медицине

Изображение слайда
20

Слайд 20

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных. А1. К голосеменным растениям, достигающим высоты более 100 м, относится 1) кедр 3) пихта 2)секвойя 4) кипарис А2. К листопадным голосеменным растениям относится 1)можжевельник 3) туя 2)лиственница 4) сосна A3. Размножение и расселение голосеменных растений осуществляется с помощью 1)мегаспор 3) спор 2)семян 4) семян и плодов А4. Самые распространенные среди голосеменных 1)хвойные 3) саговниковые 2) гинкговые 4) эфедровые Выберите три правильных ответа из шести предложенных. В1. Для голосеменных характерно 1.размножение плодами 2.наличие коры 3.наличие жестких игольчатых листьев 4.наличие листовой пластинки с черешком 5.размножение семенами 6.наличие ризоидов В2. К хвойным растениям относятся 1)лиственница 3) гинкго 5) туя 2)саговник 4) пихта 6) сосна

Изображение слайда
21

Слайд 21: Определение растений Учитель зачитывает характерные признаки некоторых представителей голосеменных, учащиеся должны определить эти растения

Растение вечнозеленое, листья - хвоинки длиной 5-7 см, на зиму не опадают, расположены на укороченных побегах попарно. Шишки длиной 40-60 мм; молодые шишки - зеленые, а созревшие - бурые, свисающие. Семена с крылом, в 3 раза превышающим их длину. (………..) Листья – хвоинки на укороченных побегах, собраны по 5 шт. в пучке, длина 6-13 см. Шишки прямостоячие, длиной 6–12 см. Семена темно-бурые, гладкие, бескрылые «кедровые орешки». (…………. ) Хвоя длиной 20-25 мм, четырехгранная, остроконечная. Семенные шишки удлиненно-цилиндрические, длиной 10-15 см, шириной 3-4 см. Семена темно-бурые с крылом, в 3 раза длиннее их. (………...) Кустарник, листья игловидные, колючие. Шишки имеет вид синих ягод, покрытых восковым налетом. (………….)

Изображение слайда
22

Слайд 22: Биологический диктант Учитель зачитывает вопросы. Правильный ответ записывается в тетрадь

Из чего в процессе эволюции образовался семязачаток? Где лежат семязачатки у сосны? ) Что образуется в мужских шишках? Как переносится пыльца на семязачатки? Сколько времени проходит от опыления до оплодотворяется у сосны? Сколько лет живет хвоя у лиственницы, сосны, ели? Из чего состоит женская шишка? Какие приспособления имеются у семян сосны для распространения их ветром? Хвойные деревья выделяют особые летучие вещества, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Как называ­ются эти вещества? Как используют хвою?

Изображение слайда
23

Слайд 23: Биологический диктант Учитель зачитывает вопросы. Правильный ответ записывается в тетрадь

Из чего в процессе эволюции образовался семязачаток? (Из спорангия.) Где лежат семязачатки у сосны? (В чешуе шишки.) Что образуется в мужских шишках? (Пыльца.) Как переносится пыльца на семязачатки? (Ветром. ) Сколько времени проходит от опыления до оплодотворяется у сосны? (1 год.) Сколько лет живет хвоя у лиственницы, сосны, ели? (1 год; 2-3 года; до 9 лет.) Из чего состоит женская шишка? (Из оси, или стержня, на котором располагаются чешуи. На верхней стороне чешуй находятся по два семязачатка.) Какие приспособления имеются у семян сосны для распространения их ветром? (Пленчатые крылышки.) Хвойные деревья выделяют особые летучие вещества, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Как называ­ются эти вещества? (Фитонциды.) Как используют хвою? (Как витаминные добавки, в парфюмерии, в качестве лечебного средства.)

Изображение слайда
24

Слайд 24: Домашнее задание 1 группа

2группа Составить таблицу: «Значение голосеменных растений в природе и жизни человека». Весь класс Изучить текст учебника, по изученной теме. Двум учащимся подготовить сообщения «О роли в природе и практическом значении хвойных растений Крыма ». Название растений Условия обитания Шишки Особенности Возраст сосна ель лиственница можжевельник

Изображение слайда
25

Последний слайд презентации: Тема урока. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и в жизни: Список использованных источников:

ht http://igrushka.kz/vip60/krossvo.php tp://festiv http://www.google.com.ua/imgres al.1september.ru/articles/522475/ http://tana.ucoz.ru/load/raznoobrazie_golosemennykh_rastenij/153-10-3710 http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://wiki.pskovedu.ru/index.php/ http://www.parta.com.ua/school_program/view/333/ http://www.google.com.ua/search http://ru.wikipedia.org/wiki/

Изображение слайда