Презентация на тему: Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»

Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»
1/20
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 52)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (223 Кб)
1

Первый слайд презентации

Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона».

Изображение слайда
2

Слайд 2

"Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим..." «Пословицы и поговорки народов Дона »

Изображение слайда
3

Слайд 3

Вклад донского казачества в культуру России не менее значителен, чем его боевые заслуги перед Родиной. Богата культура Донского края казачьими песнями, сказками, преданиями, легендами, загадками и пословицами, особыми играми и обычаями. Издавна живут на Донской земле прекрасные мастера и рукодельницы, поэты и писатели, ученые и деятели искусства. Культура донского казачества пережила за столетия своего развития немало взлётов и падений. В настоящее время возрождается казачество, его культура, традиции, быт, история.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Устное народное творчество Донского края - кладезь народной мудрости. Литература донского края интересна и своеобразна, она перекликается идеями, сюжетами, образами, художественными приемами со всей литературой огромной многонациональной России. Ведь безвестные создатели национального фольклора не мыслили себя, свой край вне большой Родины, ее проблем.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы и поговорки Дона - зеркало жизни, населяющих его людей, отражение жизненных укладов, установок, опыта, особенностей психологии и языка представителей различных национальных групп, проживающих на этой обширной территории. «На Дону пословица недаром молвится», - говорят казаки – донцы.

Изображение слайда
6

Слайд 6

О родине: 1. Земля донская – мать родная. 2. Казаку честь – за Родину лечь. 3.Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог. 4. Дон тихий, а слава о нем громкая. Отвага: 1.Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют. 2. Где тревога, туда казаку и дорога. 3.Кто пули боится, тот в казаки не годится. 4. Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить. Казак и конь: 1. Казаку конь себя дороже. 2.Казак без коня, что солдат без ружья. 3. Казак дружбу соблюдает: коня в беде не бросает. Казачья дружба: 1.Казак без друзей, что дуб без корней. 2.Невесело на свете жить, коли не с кем дружить. 3.Не плетень городи, а с соседом дружбу веди. Законы и обычаи казачьей вольницы: 1. Атаманом артель крепка. 2.Терпи казак, атаманом будешь. 3.Каков казак–отец, таков и сын-молодец.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Загадки казаков. А сколько интересных загадок у донцов- казаков. Их тоже можно разделить по разным темам: о различных явлениях природы, о животных, о растениях, об овощах, о небесных светилах, о человеке и его жизни: 1. В небе родился, в земле схоронился. 2. Песни играет, всяк его знает. 3. В зимнюю стужу раздето, а в жару одето. 4. Мелкие людишки, красные штанишки. 5. Летала пташка промеж рта и чашки. 6. Посреди двора - золотая голова. 7. Голубая простыня весь мир покрывает. 8. Ложка краски, а весь мир красит. 9. Сидит белка в ложке, свесив многие ножки. 10. Кривой двух братцев понес к Дону купаться, Пока братцы купаются, кривой без дела валяется.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Сказка – складка, да дело гутарит. Около пятисот лет тому назад приютил батюшка Дон выходцев из разных земель, большинство из которых были русские. Именно они принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки. Под влиянием новых условий жизни изменились характер пришельцев, взгляды на жизнь. Даже сказки стали рассказываться по–иному. Если сравнить русские и казачьи народные сказки, легко убедиться, что героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, рассчитывающий больше на свою смекалку, ловкость и удаль.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Соответственно жизненная мотивация событий почти совсем вытеснила элемент волшебной фантастики. Например, казачья сказка «Танюшка и мачеха» очень похожа на русскую народную сказку «Василиса прекрасная». Много у донских казаков сказок о животных: «Глупец и жеребец», «Казак и лиса», «Лиса и рак», «Две козы». Можно выделить калмыцкие сказки, сказки донских армян, сказки казаков-некрасовцев и другие. Сказки Донских казаков высмеивают глупость и лень, жадность и трусость, лживость и несправедливость. А прославляют мужество и смелость, трудолюбие и честность, смекалку и ум. Недаром казачья же пословица гласит: «Сказка – складка, а уму учит».

Изображение слайда
10

Слайд 10

Предания, былички и былины, легенды Донского края. Среди прозаических жанров донского казачьего народнопоэтического творчества представлены предания, былички и былины, легенды. К преданиям относятся сюжетные устно–поэтические повествования, в которых с известной дозой вымысла, смешанного с фактическими сведениями, рассказывается о делах давно минувших дней, исторических лицах. Некоторые фольклористы относят к преданиям рассказы о происхождении гор, рек, озёр и других географических объектов, некоторые же считают их топонимическими сказками.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Былички – это народные произведения суеверного содержания, повествующие о встречах со сверхъестественными существами, о событиях, которым придается (несмотря на присутствие нечистой силы) значение подлинных фактов. Сотрудница Ростовского госуниверситета Н. А. Архипенко выделила целый ряд жанровых особенностей, присущих быличкам : подчёркнутую истинность сообщений («с соседом случилось», «сама видела», «старики рассказывали»), указание на исключительность изображаемого («тут вдруг», «а он тут как тут»); простоту действий фантастических персонажей (навалился, захохотал, душил, стал топить). Она выделяет ряд мифических персонажей донских быличек : домового (наваливается и душит, мучает и опекает), ужа (покровительствует дому и семье, сосёт молоко коров, его убийство влечёт болезнь и смерть домочадцев), огненного змея (посещает родственников покойника, часто в облике умершего), сома (утаскивает под воду детей и животных), колдуна (чаще вредит брачующимся, если его недостаточно приветили и угостили), ведьма (умеет принимать обличья животных, клубка, колеса, наводит порчу). Очень часто у донских и запорожских казаков такая женщина-ведьма превращалась в кошку.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Былины на Дону известны как «стародавние», «прадедовские» песни. Да и по содержанию, форме, манере исполнения они на протяжении ряда веков приобрели сходство с казачьими строевыми и походными песнями. Таковыми их делают краткость сюжета, сводимого до одного эпизода, соотнесенность с реалиями казачьей боевой и походной жизни, неповторимость донского пейзажа, сведение к минимуму гиперболизации и фантастического элемента, своеобразие языка, его эмоциональная окрашенность, многообразие и мелодическое богатство хорового исполнения. Наиболее популярны у казаков были богатыри «старый казак» Илья Муромец, Добрыня-Дончак, Алеша Попович, Дюк Степанович. Они наделяются типичными чертами казаков – донских рыцарей, защитников дальних рубежей нашей Родины. Живут и действуют они в соответствии с реалиями быта боевой и походной жизни, обычаями донской казачьей республики. В песнях-былинах отражены просторы степей, ширь и величавость тихого Дона, память о конных и морских походах, об особенностях стародавнего военно-бытового уклада жизни казачества. Учеными-фольклористами записано более сотни вариантов таких былин: «Илья Муромец», «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня - Дончак гуляет по полю Куликовскому », «Возращение Дончака-Добрыни из туретчины», « Дюк Степанович и три разбойника», «Садко выходит на корабле во сине море».

Изображение слайда
13

Слайд 13

Легенды в содержательном плане очень близки к преданиям (очень часто даже специалисты не могут провести между ними четкой грани). Легендам, как правило, присущ нравоучительный подспудный смысл. В них представлены фантастические (в том числе христианские и языческие) мотивы, они рассказывают о происхождении мироздания, стран и народов, животных и растений, в них говорится о вознаграждении и наказании, об исторических событиях и лицах. В основу сюжета положено чудо. Наряду с людьми в произведениях этого жанра выступают святые, черти, лешие, и другая большая сила. В этом легенды близки к сказкам, но их текст не содержит традиционных сказочных присказок, зачинов и концовок.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Записано из слов Марковой Анны Евгеньевны и Осиповой Ольги Евгеньевны, старожилов хутора Араканцева. (1995 год). «Старики говорили, что хутор Дымков образовался позже, чем хутор Араканцев. Как это произошло? На Дону была станица Курмоярская (когда в 1957 году было построено Цимлянское водохранилище, эта станица оказалась под водой). Вот из этой станицы и пришел в наши края казак, которого звали Дёмка или Димка. Занялся он овцеводством. Много их у него было. Ему понравились наши края. По его приглашению пришли сюда из Курмоярской другие люди и стали здесь жить. По имени казака, который пришёл в наши края из станицы Курмоярской, хутор, образованный им, и получил название Демков».

Изображение слайда
15

Слайд 15

Народный театр – любимое зрелище донских казаков. К числу любимых зрелищ донских казаков относился народный театр. В Х I Х веке редко какая ярмарка, свадьба или другие общенародные гуляния обходились без показа народной драмы, фарса или кукольного представления. Создание самого народного театра начинается, как считают исследователи, начинается с того момента, когда по Дону и его притокам начинают селиться беглые крестьяне, которые приносили на донские земли устное творчество: песни, былины, сказы, торжественные обряды, праздники скоморошины, потехи. Отличие народного театра от профессионального заключалось в том, что представления народного театра шли прямо под открытым небом, на улицах и площадях, среди шумных толп зрителей. Очень часто и сами зрители становились участниками спектаклей.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Колыбелью донского народного театра являются верховые старейшие станицы: Правоторская, Михайловская, Урюпинская, Дурновская, Преображенская. Видимо, отсюда бродячие актерские группы разносили народные драмы по всей Области Войска Донского. Народный театр был театром героическим. Героями драм выступали наиболее любимые казачьи персонажи: Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Кондратий Булавин. Народные исполнители присваивали своим героям самые благородные черты: храбрость, бескорыстие, любовь к Родине, великодушие. Драма «Ермак» была, например, одной из любимых постановок. В течение всего Х I Х столетия она разыгрывалась на Крещенской ярмарке в станице Михайловской.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Фарсы. Кроме народных драм, казачий театр располагал большим количеством фарсов, комических сцен. К ним можно отнести фарсы «Как холопы из господ жир вытряхивают» и «Ванька малый, да барин удалый». В них звучала социальная сатира на помещиков, купцов и бояр. Фарс «Ванька малый» заканчивается призывом: Барина – на рели, Голубчика – на качели, А за барином господ, И всех царских воевод! В фарсах более позднего происхождения уже нельзя найти призыв «подвесить барина на рели» (виселицу). Призывы громить и уничтожать помещиков, заменены мечтой о чудесных кнутах, которые бы наказывали тех, кто живет обманом и неправдой. Персонажи, подвергающиеся осмеянию народа – уже не гордые и чванливые бояре, а глупый бездельник – барин, окружной атаман, писарь, пройдоха-коновал. Фарсы разыгрывались на общих гуляниях и на частных гуляниях и свадьбах.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Кукольный театр. Ни одна ярмарка на Дону не обходилась без кукольного театра. На Хопре, среди верховых казаков, наибольшей популярностью пользовались кукольные театры К.И. Кондакова и Т.П. Куроплина. Репертуар их был почти одинаков, но техника постановки разная. Т.П. Куроплин имел обычные куклы размером 80-90 сантиметров. Они наряжались в казачьи костюмы и приводились в движение при помощи тонких шнурков, управляемых руками «водителя» скрытого за ширмой. Одним из любимых героев кукольных представлений являлся никогда не унывающий казак Чигуша – собирательный тип в казачьем фольклоре. В постоянных столкновениях с людьми богатыми и влиятельными, он умел найти выход, посмеяться над противником и потешить народ. Много места в репертуаре кукольного театра занимает бытовой жанр, сцены из жизни. К таким фарсам относились «Старый муж и молодая жена», «Служивый Ваня и жалмерка Дуня», «Милые любуются» и другие. Представления сопровождались музыкальным оформлением. Оно состояло из двух гармоней, двух-трех бубнов, литавров и нескольких трензелей. Музыканты по ходу действия исполняли и песни, а иногда принимали участие в представлении, вступая в спор с куклами. Таким был донской народный театр, который просуществовал на земле донских казаков в течение двухсот лет.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Заключение. Богата, своеобразна, интересна культура Донского края, его народное творчество. Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще. культура казачества - это побочная река, впадающая в большую реку русской культуры.

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Тема урока: «Пословицы и поговорки народов Дона»

Изображение слайда