Презентация на тему: Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»

Реклама. Продолжение ниже
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
План урока
Ц ель: рассмотреть образование в эпоху Просвещения, определить роль великих педагогов в развитии педагогической мысли
1. Педагогическая концепция Джона Локка.
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Цели и задачи воспитания
Содержание и методы воспитания и образования джентельмена
Проект организации школ для детей трудящихся
Д. Локк и дальнейшее развитие педагогической теории и практики
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
2. Возникновение и развитие педагогики Просвещения
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
3.Концепция естественного общечеловеческого воспитания Жан-Жак Руссо
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
«Свободное воспитание» по Ж.-Ж. Руссо
Первый период от рождения до 2 лет
Второй период жизни ребенка от 2-12 лет
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Третий период - от 12 до 15
Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак
Значение идеи
Последователи Руссо
4. Становление массовой школы в странах Запада в конце ХV III – начале XIX вв.
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
5. Педагогическая теория И.Ф Гербарта
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега,разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения.
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»
Спасибо за внимание
1/58
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 79)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8392 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: План урока

1. Ознакомление с основной информацией о педагогической мысли в эпоху просвещения 2. Проверка изученного материала 3. Проведение вопросно-ответной формы по теме.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Ц ель: рассмотреть образование в эпоху Просвещения, определить роль великих педагогов в развитии педагогической мысли

Задачи: 1. Познакомится с педагогическими концепциями Д.Локка 2. Узнать о возникновение и развитие педагогики Просвещения и педагогические идеи К.А.Гельвеция и Д.Дидро 3. Познакомится с концепцией естественного общечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо 4. Узнать о Становление массовой школы в странах Запада в конце ХV III – начале XIX вв. и педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. 5. Познакомится с педагогической теорией И.Ф. Гербарта и педагогической деятельностью и взглядами А. Дистервега

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: 1. Педагогическая концепция Джона Локка

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5

Джон Локк  — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Творчество философа и педагога Джона Локка составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате "Мысли о воспитании" ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени, представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Цели и задачи воспитания

Цель воспитания – воспитание джентльмена-дельца. Цель воспитания двойственная. Если Я.А. Коменский, формулируя цель воспитания («Учить всех всему, чтобы могли пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей»), от средневековой школы оставляет подготовку к будущей загробной жизни, то Локк от эпохи Средневековья взял светское направление – джентльменское. Рыцарское воспитание необходимо молодому человеку, а новая эпоха, пришедшая с революцией, еще требовала и сформировать дельца, выгодно ведущего свое хозяйство, одновременно приумножая богатство своей страны. Основные задачи воспитания: физическое, нравственное, умственное.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Содержание и методы воспитания и образования джентельмена

Физическое воспитание – предусматривает воспитание, направленное на сохранение и укрепление своего здоровья с самого раннего детства. Для этого необходимо использовать закаливание, воспитывать выносливость, умение стойко преодолевать невзгоды, жизненные перемены и усталость. Будущий джентльмен в процессе воспитания должен был довольствоваться минимумом удобств: жёсткая постель, легкое стеганое одеяло, ежедневное мытьё ног холодной водой, умеренность в одежде, обучение плаванию, и т.д. Воспитание дисциплинированности, характера и воли – каждый джентльмен должен быть целеустремленным, не отступать от намеченной цели и достигать ее, используя собственные реальные возможности. Всего можно добиться, если воспитать в себе умение управлять собственными страстями и желаниями. Духовное воспитание – представлено четырьмя компонентами: добродетель, мудрость, благовоспитанность, познания. Наиболее важной Дж. Локк считал добродетель, без воспитания которой человек не может быть полностью счастлив в этом мире. Ее развитию способствует воспитание духа. Духовное воспитание предусматривает соблюдение некой середины, которая требует от воспитателя выбирать методы и средства не слишком строгие и грубые, но и не потворствующие желаниям ребенка.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Проект организации школ для детей трудящихся

По мнению Локка,« дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовать «рабочие школы», куда в обязательном порядке направлять тех детей с 3 до 14 лет, родители которых нищенствуют и обращаются за пособием. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей будут продаваться и окупать их содержание. Особенно важно, указывает он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет могучим воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Тем самым дети будут работать на мастеров и фабрикантов.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Д. Локк и дальнейшее развитие педагогической теории и практики

Философские, социально-политические и педагогические воззрения Д. Локка составили целую эпоху в науке, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие передовых социальных и философско-педагогических идей. Его идеи были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран, в частности, французскими материалистами XVIII в., в педагогической концепции  Ж-Ж. Руссо, в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци, а также и у русских просветителей XVIII в., в частности, М.В. Ломоносов высоко отзывался о Д. Локке, называл его имя в числе «премудрых человечества учителей».

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Д. Локк для своего времени был подлинным педагогом-новатором, философом воспитания. Он первый из педагогов построил свою педагогическую систему с опорой на эмпирическую психологию. Локк углубил и обобщил практику воспитания, выделив характерные черты и направления воспитания, выстроив определенную систему, где большое внимание обращено на физическое воспитание (игры, спорт), на воспитание воли и характера, на выработку черт энергичного и «делового человека». ВЫВОД: Его идеи о психологическом механизме усвоения знаний, об активной деятельности субъекта воспитания, о развитии самостоятельного мышления, о развитии интереса к учению через использование игровых форм обучения, через опору на положительные эмоции детей и многое другое представляют несомненный интерес для решения современных педагогических проблем. А потому наследие Д. Локка сохраняет и до настоящего времени свою актуальность и ценность.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: 2. Возникновение и развитие педагогики Просвещения

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Эпоху, сменившую Возрождение, часто называют Новым временем. Новое время следует отсчитывать с XVII в. Доминантой этой эпохи становится наука. Устами Ф. Бэкона Новое время возвестило: «Знание – сила ». Такая уверенность все более укреплялась поразительными успехами механико-математического естествознания, по существу, отожествляемого с наукой, задающего ей эталоны, идеалы и нормы. Особенно сказанное относится к XVIII в., который вошел в историю под названием века Просвещения. Просвещение вышло за пределы круга земель, охваченного Возрождением, включив страны Восточной Европы и Россию, а также Северную Америку. Крах же идеалов Просвещения как очередной светлой мечты человечества был связан с выявлением ограниченности его идейной базы – механико-математического естествознания, а в политическом плане – с походами Наполеона. Таким образом, последние струйки этого мощного течения усыхают в первые два-три десятилетия уже XIX в., будучи связаны с именами Канта, Гегеля, Гете, все еще веривших в Просвещение, но и видевших нереализованность его программы.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13

XVII–XVIII вв. – эпоха серьезных экономических и социальных перемен. Теперь уже, не сдерживаемые внешними и внутренними ограничениями, капиталистические преобразования приобрели значительный размах. Успехи естествознания, с одной стороны, обеспечивали ему мощную идейную и техническую базу, с другой – капитализм сам все более поддерживал и подстегивал науку, которая смещала свою направленность от «светоносной» к «плодоносной ». Рост социального значения науки и образования приводит к формированию педагогики уже как науки, со своими закономерностями, исследовательскими принципами, экспериментальной и теоретической базой – в духе Нового времени. Новый идеал личности предполагал формирование человека, способного постигать мир в его целостности, делая из этого практические выводы. Успехи естествознания были базой не только для социальной уверенности. Соединение ренессансного пантеизма – обожествления природы и убежденности в ее познаваемости выдвигало Природу в качестве главного Учителя и Воспитателя. Доказывалась не просто необходимость образования, но и необходимость природосообразного образования и воспитания.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14

Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция Гельвеций (1715—1771) прославился как автор книг “Об уме" и “О человеке, его умственных способностях и его воспитании ”.. В своих трудах Гельвеций впервые в истории педагогики довольно полно раскрыл факторы, формирующие человека. Как сенсуалист, он утверждал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственного восприятия, и сводил мышление к способности ощущать. Важнейшим фактором формирования человека он считал влияние среды. Человек — продукт обстоятельств (общественной среды) и воспитания, утверждал Гельвеций. Но, как и всё просветители, он идеалистически объяснял социальные явления, полагал, что “мнения правят миром и они определяются в конечном счете состоянием просвещения и воспитания. Гельвеций ошибочно рассматривал воспитание как средство переустройства общественной жизни.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Выдвигая материалистический тезис о том, что формирование человека зависит от влияния среды и воспитания, Гельвеций трактовал его весьма односторонне, допуская только воздействие на человека самых различных, а иногда даже случайных внешних влияний. Указывая на огромную роль воспитания в переустройстве общества, Гельвеций сформулировал единую цель воспитания для всех граждан. Он видел ее в стремлении к благу всего общества, в согласовании личного интереса каждого человека с “благом нации”. Утверждая всемогущество воспитания, он, однако, отрицал индивидуальные различия в детях. Атеист Гельвеций требовал, чтобы общественное воспитание было вырвано из рук духовенства и сделано безусловно светским. Он предлагал покончить с засилием латыни в школах и вооружить учащихся реальными знаниями: они должны основательно изучать естественнонаучные предметы, родной язык, историю, мораль, политику, поэзию.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Резко осуждая схоластические методы обучения в феодальной школе, Гельвеций требовал, чтобы обучение было наглядным и строилось по возможности на личном опыте ребенка учебный материал, считал он, должен стать простым и понятным учащимся. Гельвеций признавал право всех людей на образование, считал, что женщины должны получать равное с мужчинами образование. Гельвеций считал, что все люди с нормальной физической организацией обладают от природы равными способностями и возможностями к развитию. Он решительно отвергал реакционные мнения о неравенстве умственного развития людей, обусловленном их социальным происхождением, расовой или национальной принадлежностью.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

Гельвеций убедительно доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным. Только в светских школах, находящихся в руках государства, утверждал он, можно обеспечить должный подбор учителей, приучить детей, к соблюдению твердого порядка, воспитать подлинных патриотов. Справедливо настаивая на том, чтобы учителями были люди просвещенные, он считал необходимым улучшить их материальное положение, окружить их всеобщим уважением. Ребенок, по мнению Гельвеция, не рождается добрым или злым, его делают тем или другим общественная среда и воспитание. Если с помощью религиозного катехизиса можно запечатлеть в нем нелепые религиозные наставления, то тем более, полагает он, имеется полная возможность создать у молодежи посредством подлинно нравственных воззрений правильные представления о справедливости, истине и пользе.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Он также полагал, что “мнения правят миром”, и ошибочно связывал возможность переустройства общества не с революцией, а с изданием мудрых законов и распространением просвещения, правильным воспитанием. Свои мысли о воспитании он изложил в основном в произведении “Систематическое опровержение книги Гельвеция “О человеке”. Дени Дидро (1713—1784)— один из виднейших французских материалистов XVIII в. Стоя на позициях материалистического сенсуализма, Дидро считал источником знания ощущения. Но в отличие от Гельвеция он не сводил к ним сложный. процесс познания, а признавал, что второй его ступенью является переработка ощущений разумом. Педагогические идеи Дени Дидро

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19

Признавая, что при помощи воспитания можно достигнуть многого, Дидро отмечал значение для формирования человека его физической организации, его анатомо-физиологических особенностей. Он также не соглашался с положением Гельвеция о том, что мышление может быть сведено к способности ощущать. Умственные операции зависят, по мнению Дидро, от определенного состояния и организации мозга. Люди имеют, говорил он, разные природные задатки и особенности; природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают их природные задатки к развитию, но их проявление целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Дидро справедливо полагал, что воспитатель сможет достигнуть больших результатов, если он будет стремиться развить присущие ребенку от природы положительные задатки и заглушить дурные. Призыв Дидро учитывать природные особенности! ребенка, развивать его индивидуальность заслуживает положительной оценки.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Дидро правильно утверждал, что благоприятными задатками наделены от природы все люди, а не только избранные. О н утверждал, что люди из народа значительно чаще являются носителями гениальности и талантов, чем представители знати. Порочный общественный строй, по мнению Дидро, лишает детей из народа хорошего воспитания и образования и является причиной гибели многих скрытых талантов. Великий просветитель выступамл за всеобщее, бесплатное начальное обучение, чтобы каждый умел читать, писать и считать. Он предлагал изъять школы из ведения церкви и передать их в руки государства. Уделяя большое внимание учителю, Дидро требовал, чтобы он глубоко знал предмет, который преподает, был скромным, честным и обладал другими высокими нравственными качествами. Он предлагал создать учителю хорошие материальные условия, позаботиться о нем в случае болезни и инвалидности. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в., неразрывно связанные с их философской концепцией, отражали накануне революции 1789 г. требования буржуазии в области просвещения. Они нашли свое выражение в наиболее передовых проектах организации народного образования, созданных в период французской буржуазной революции, и были в дальнейшем развиты на иной социальной основе социалистами-утопистами.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: 3.Концепция естественного общечеловеческого воспитания Жан-Жак Руссо

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22

В своем главном труде «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) Руссо подверг критике существующую практику организации воспитания. Показал кастовость, ограниченность воспитания и обучения в аристократической среде, когда ребенок находится в пансионате в отрыве от родителей. Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23: Свободное воспитание» по Ж.-Ж. Руссо

На ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество Задача воспитателя(учителя) — сгармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием -прежде всего самостоятельное Накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Первый период от рождения до 2 лет

Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием ". "Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила ; (физическое воспитание) мы рождаемся всего лишенными,- нам нужна помощь ; (родительское) мы рождаемся бессмысленными, -нам нужен рассудок. (обучение речи) Первая функция собственно воспитания (т.е. воспитания со стороны людей) - это уход и забота о ребенке.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25: Второй период жизни ребенка от 2-12 лет

Руссо считает, что душа в этом возрасте (вплоть до 12 лет) должна находиться в бездействии, и все заботы воспитателя (и вообще старших - кормилицы, отца, матери и т.д.) должны быть направлены на развитие и укрепление тела.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26

Большое значение приобретает приучение ребенка к невзгодам и лишениям. Руссо решительно выступает против "нежного" воспитания, он ратует за формирование человека здорового и крепкого.В этом возрасте Руссо не видит необходимости рассуждать с детьми о нравственности. Он считает, что это преждевременно, т.к. разум ребенка еще не созрел для уяснения им сложных нравственных понятий.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
27

Слайд 27: Третий период - от 12 до 15

Это преимущественно период развертывания умственного воспитания и приучения подростка к труду. "За деятельностью тела, стремящегося к развитию, следует деятельность ума, который ищет образования. Сначала дети только подвижны, затем они становятся любопытными".

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак

” Это период нравственного воспитания. Руссо подчеркивает, что то воспитание, о котором шла речь до сих пор, можно назвать только подготовкой к воспитанию, подлинное же воспитание начинается только теперь, и заботы воспитателя приобретает характер истинных забот и тревог. "Доселе наши заботы были лишь детскими забавами; теперь только они получают истинное значение". Зато и силы педагога значительно умножается: к старым и уже испытанным формам руководства прибавляются новые -прежде всего совесть и разум самого юноши.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29: Значение идеи

Концепция Руссо с научной точки зрения во многом ошибочна, однако поставленные философом и педагогом в своем романе проблемы совершили целый переворот в педагогике,нанеся сокрушительный удар по авторитаризму, схоластике, всей системе феодального воспитания.

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: Последователи Руссо

Николай Константинович Рерих Лев Николаевич Толстой Константин Николаевич Вентцель

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
31

Слайд 31: 4. Становление массовой школы в странах Запада в конце ХV III – начале XIX вв

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32

В крупнейших странах Западной Европы и США в XIX в. происходило становление национальных систем школьного образования. Три взаимосвязанные государственные сферы - законодательная, исполнительная и финансовая - определяли судьбу школьных реформ. В Пруссии Общим положением о школах (1794) все учебные заведения были объявлены государственными. В 1798 г. в Пруссии был создан Высший совет по образованию. Позже, чем в Пруссии, получило разработку государственное школьное законодательство во Франции и Англии. Длительным оказался процесс выработки школьного законодательства и в Англии. В 1830 г. парламент впервые финансировал школу. В 1847 г. был издан закон о государственном инспектировании учебных заведений. В 1862,1870,1873,1876, 1891 гг. были разработаны и приняты документы, составившие свод законов об общих принципах школьной системы.

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

В США разработка государственного школьного законодательства началась сразу после завоевания независимости. На протяжении XIX столетия в отдельных штатах были изданы акты и постановления, законодательно определившие деятельность учебных заведений. Почти везде за образец бралось законодательство Новой Англии. В 1867 г. в Вашингтоне создается федеральный департамент (Бюро) народного образования. Усилилась роль государства в развитии школьной системы: школам предоставлялись финансовые субсидии; создавалась разветвленная сеть инспекции и надзора. Эти функции взяли на себя в Пруссии и во Франции министерства образования, в Англии Департамент по образованию, в США Бюро по образованию.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34

Процесс совершенствования школьной системы проходил трудно. Государство крайне медленно решало задачи реформирования школьной системы. На поддержку школьного дела государство выделяло скудные средства. Организация управления школьным делом в странах Запада происходила при взаимодействии двух основных тенденций: централизации и децентрализации. В Пруссии и Франции проводилась централизация школьного дела. В этих государствах неукоснительно поощрялся возникший при абсолютизме режим управления школой. По-разному проявилась тенденция к децентрализации школьного дела. Во Франции и Пруссии ее тормозили традиции, унаследованные от эпохи абсолютизма. В то же время в Англии и США развитие школьной системы происходило в направлении децентрализации.

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35

Прерогативы Департамента по образованию в Англии и Бюро по образованию в США сводились прежде всего к координации общенациональной школьной политики. В Англии школьное законодательство предоставляло важные права и функции местным органам. В США децентрализованная система школьного управления складывалась в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью. Школьные законы в отдельных штатах были во многом сходны. В штатах и графствах действовали учебные округа (дистрикты) под началом выбранного жителями директора (интенданта). В дистриктах открывались школы. Постепенно во всех штатах были учреждены школьные комитеты и посты суперинтендантов, координирующих школьную политику в штате.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36

Во всех школьных системах Запада существовали частные учебные заведения, которые так или иначе находились под государственным контролем. Положение частных школ в разных странах складывалось неодинаково. В Пруссии государство энергично вмешивалось в работу частных учебных заведений. Во Франции деятельность "свободных", т.е. частных, школ была гарантирована законами 1850, 1867, 1880-х гг. В частных учебных заведениях действовал контроль в виде правительственной инспекции. Вплоть до принятия законов 1880-х гг. на частные школы отпускались общественные средства (коммунальные и общегосударственные). В Англии частные школы занимали весьма сильные позиции. До 1870 г. деятельность этих учебных заведений во многом зависела от частных лиц и их денежных средств. Школьное законодательство сохраняло большой простор для частной инициативы. Школу вправе было открыть любое лицо, гарантировавшее обучение определенного числа учащихся.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, физических, нравственных. Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. По словам русского педагога К. Д. Ушинского, «идея развивающего обучения — великое открытие Песталоцци». Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38

Идея развивающего обучения Песталоцци Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения. Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены, и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: "час рождения ребенка есть первый час его обучения". Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, ч том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье должно за тем продолжаться в школе. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое и трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека. 1) Одной из составляющих элементарного образования по Песталоцци является "элементарное интеллектуальное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков." Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно.. 2) Следующей составляющей элементарного образования по Песталоцци является "физическое элементарное образование целью которого является правильное гармоническое развитие физических задатков человека, дающее человеку спокойствие и физическую самостоятельность, и привитие ему хороших физических навыков". 3) Заключительной составляющей элементарного образования по Песталоцци является "нравственное элементарное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных суждений, и привитие ему определенных нравственных навыков"

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41: 5. Педагогическая теория И.Ф Гербарта

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
42

Слайд 42

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.) – философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в. Основные труды Гербарта: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806 г.), «Учебник психологии» (1816 г.), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831 г.), «Очерки лекций по педагогике» (1835 г.) и др.

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43

И.Ф. Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Он настаивал на суверенности педагогической науки: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И.Ф. Гербарт считал педагогику не только наукой, но и искусством, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что «предоставил ему практический опыт».

Изображение слайда
1/1
44

Слайд 44

Цель воспитания находилась в центре педагогической системы И.Ф. Гербарта и выводилась им из философии, главным образом из этики, а средства, приемы и методы реализации цели воспитания – из психологии. Цель воспитания по И.Ф. Гербарту – это воспитание добродетельного человека. Дав этическое обоснование общей цели воспитания, он выделял две группы целей воспитания – возможные и не­обходимые. Возможные ориентированы на перспективу, это те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий. Не­обходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом.

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45

Он полагал, что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил – нравственное воспитание. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения - как цель, лишенная средства («Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели…. Нравственное воспитание без обучения есть цель, лишенная средств»).

Изображение слайда
1/1
46

Слайд 46

Управление не воспитывает, а является временным, но обязательным условием воспитания. И.Ф. Гербарт предлагал следующие средства управления: угроза, надзор, запрет, критика, приказ, включение в деятельность и др. Однако при этом он подчеркивал, что дисциплинирование детей должно смягчаться любовью и снисходительностью к ним и само управление ими предполагает умение укрощать так называемое детское упрямство, не нарушая «детской беспечности». Обучение и умственное развитие есть главное средство воспитания личности. Можно утверждать, что И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение, по его мнению, должно основываться на многосторонности интересов.

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47

Процесс обучения, утверждает И.Ф. Гербарт, проходит через углубление учащегося в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В процессе обучения он выделяет четыре ступени : 1. ясность (углубленное рассмотрение явления, события); 2. ассоциация (установление связей, ассоциаций между представлениями); 3. система (усвоение нового знания, обобщения); 4. метод (применение имеющихся знаний к новым явлениям). Каждая из указанных ступеней требует особых методов преподавания. Ясность требует наглядности – показа предметов, иллюстраций в связи с живым рассказом учителя. Ассоциация осуществляется методом беседы. Систематизация – путем обобщающего изложения учителя.

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

Важную роль в нравственном воспитании И.Ф. Гербарт отводил религиозному интересу, как части многостороннего интереса, считая, что его надо возбуждать у детей как можно раньше и постоянно развивать. Вклад И.Ф. Гербарта в развитии педагогической теории и практики состоит в следующем: - представление педагогики как науки и искусства; - философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания; - разработка психологических начал обучения; - идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса.

Изображение слайда
1/1
49

Слайд 49: Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега,разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века. Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической, гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Именно так он определял истинную цель воспитания.

Изображение слайда
1/1
51

Слайд 51

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
52

Слайд 52

Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. «Развитие -- всеобщий признак, основной закон жизни, как вообще свободное развитие -- лозунг нашего времени. Всякая тварь, человек, народ, могущие развиваться без помехи - счастливы, свободны. По мере сил содействовать всеобщему развитию -- вот обязанность каждого отдельного человека» - говорит Дистервег.

Изображение слайда
1/1
53

Слайд 53

Задача воспитания - возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться.  Он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом -- могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на практике.

Изображение слайда
1/1
54

Слайд 54

Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.

Изображение слайда
1/1
55

Слайд 55

Большой заслугой Дистервега является разработка им идеи развивающего обучения, которые изложил в 33 дидактических правилах. Знание и применение этих дидактических правил должно было, по мнению Дистервега, помочь учителю успешно осуществлять процесс обучения, хорошо изучить своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов, понятий и представлений.

Изображение слайда
1/1
56

Слайд 56

Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени. Для детей  первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств. Школьникам второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать. Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем превратятся в убеждения.

Изображение слайда
1/1
57

Слайд 57

ВЫВОД: Гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега играет важную роль в системе образования. Стремление к гуманизации образования характерная особенность нашего времени, времени быстрых и резких изменений природной и социальной среды, идеологических систем, профессиональных требований и технологических возможностей. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которыми следуют педагоги и нашего времени, уже принято считать классическими и образцовыми.

Изображение слайда
1/1
58

Последний слайд презентации: Тема урока : «Педагогическая мысль в эпоху просвещения»: Спасибо за внимание

Изображение слайда
1/1