Презентация на тему: Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за

Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Выполните тест
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за
1/32
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 78)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2964 Кб)
1

Первый слайд презентации

Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за существование

Изображение слайда
2

Слайд 2

«Природа не терпит в своем царстве никого, кто не сумел бы отстоять себя» Ральф Эмерсон Серая крыса приносит 5 помётов в год в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с 3 –х месяцев. Ятрышник пятнистый (кукушкины слёзы) в одном плоде содержит 186300 семян.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Самка аскариды даёт 200 тысяч яиц в сутки. Интенсивность размножения организмов Травяная лягушка откладывает от 840 до 4000 икринок.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Почему не наблюдается безудержного роста численности живых организмов? рачки колорадские жуки пингвины тараканы пчёлы клещи муравьи утята

Изображение слайда
5

Слайд 5

Большая часть особей гибнет на разных этапах развития Причины Природно-клима- тический фактор Борьба с особями других видов Борьба между осо- бями одного вида Чем выше размножаемость, тем интенсивнее гибель организмов.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Гибель потомков носит избирательный или случайный характер Наводнение Пожар Вмешательство человека в природу

Изображение слайда
7

Слайд 7

В чём причина возникновения борьбы за существование? Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование!

Изображение слайда
8

Слайд 8

Чарльз Роберт Дарвин (англ. Charles Robert Darwin; 1809-1882) - английский натуралист и путешественник. «Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование». « Не существует ни одного исключения из правила, согласно которому любое органическое существо естественно размножается в такой прогрессии, что, если бы оно не подвергалось истреблению, потомство одной пары покрыло бы всю Землю». Писал:

Изображение слайда
9

Слайд 9

Борьба за существование – это сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри видов, между видами и условиями окружающей среды.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

Формы борьбы за существование 1.Внутривидовая 2. Межвидовая 3. Борьба с неблагоприятными условиями среды

Изображение слайда
12

Слайд 12

1.Внутривидовая борьба за существование Происходит между особями одного вида. Это самая жёсткая и острая из всех типов. Особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Причины: Состязание между хищниками за добычу. Соперничество из-за территории, из-за самки. За жизненное пространство. За места размножения. Внутривидовая борьба за существование

Изображение слайда
14

Слайд 14

Внутривидовая борьба за существование

Изображение слайда
15

Слайд 15

При чрезмерном увеличении численности особей внутривидовая борьба обостряется. Это бывает из-за ухудшения кормовых условий Слишком высокой плотности населения и др. Плодовитость в популяциях снижается, могут вспыхнуть эпидемии. Гибель особей. Внутривидовая борьба за существование

Изображение слайда
16

Слайд 16

Внутривидовая борьба за существование Существуют приспособления позволяющие избежать прямого столкновения особей: Бурый медведь обозначает границы своего участка царапинами на дереве. Волк метит территорию. Птицы извещают о занятии участка песней.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Внутривидовая борьба за существование В популяциях у животных одного вида можно встретить взаимопомощь и сотрудничество. Это воспитание и охрана потомства, совместное вскармливание детёнышей.

Изображение слайда
18

Слайд 18

2.Межвидовая борьба за существование Протекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в одинаковых условиях существования. Серая крыса крупнее и агрессивнее, вытеснила Чёрную крысу в поселениях человека.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Межвидовая борьба за существование Примером является одностороннее использование одного вида другим. Это отношения «хищник – жертва», «паразит – хозяин», «растение – травоядное животное».

Изображение слайда
20

Слайд 20

3.Борьба с неблагоприятными условиями среды Усиливает внутривидовое состязание

Изображение слайда
21

Слайд 21

Борьба за существование – это сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри видов, между видами и условиями окружающей среды. Внутривидовая борьба - происходит между особями одного вида. Это самая жёсткая и острая из всех типов. Состязание между хищниками за добычу, соперничество из-за территории, из-за самки, за жизненное пространство, за места размножения. Межвидовая борьба – приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. Это одностороннее использование одного вида другим. Борьба с неблагоприятными условиями среды - победители наиболее жизнеспособные особи ( с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами). Э то растения и животные пустынь, крайнего севера.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Объясните термины: Борьба за существование. Внутривидовая борьба за существование. Межвидовая борьба за существование. Борьба с неблагоприятными условиями среды.

Изображение слайда
23

Слайд 23

1. В чём заключается смысл борьбы за существование? - в формировании приспособленности у организмов. 2. Что является итогом борьбы за существование? - естественный отбор. Естественный отбор – выживание наиболее приспособленных организмов. Дайте ответы на вопросы: 3. Как вы считаете, что такое естественный отбор?

Изображение слайда
24

Слайд 24

4. За счет чего возникают приспособленные особи? 5. Какая изменчивость имеет при этом большее значение? Основой успеха эволюции является многообразие организмов. Дайте ответы на вопросы: - в результате действия борьбы за существование и естественного отбора. - наследственная изменчивость.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Найдите соотношения понятий и рисунков (устно) 1.Внутривидовая борьба 2.межвидовая борьба 3.борьба с неблагоприятными условиями среды. А) Б) В) Г) Д) Е) Ж)

Изображение слайда
26

Слайд 26

Заполните таблицу: ( В каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных ниже) Формы борьбы за существование Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными условиями среды

Изображение слайда
27

Слайд 27

Причины, приводящие к гибели многих особей, не дающих виду занять весь земной шар. Вариант 1. Семена вместе с сеном попадают в желудок овцы. Семенами питаются многие птицы. Всходами питаются травоядные животные. Растения топчут люди, давят колёсами тракторов и автомашин. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром. Сами одуванчики вытесняют друг друга. Семена погибают в пустынях, в Антарктиде, на скалах. Семена погибают и в средней полосе, если они попадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия. Растения гибнут от сильных морозов и засухи. Растения гибнут от болезнетворных микробов и вирусов. Вариант2 1. кета - объект рыболовного промысла, 2. часть икры может погибнуть при заморозках или химическом загрязнении водоемов, 3. у кеты отсутствует забота о потомстве, 4. кратковременная подвижность сперматозоидов, 5. много икринок выносится на берег, уносится в море, 6. икру добывают люди, 7. икра поедается другими рыбами, 8. не все рыбы достигают мест нереста, 9. все рыбы гибнут на обратном пути в море, 10. по пути к нерестилищу рыбы теряют до 40% своего веса, 11. не все икринки оплодотворяются самцами, 12. при движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Выполните тест

Тест Вариант №1 Задание : выбери один правильный ответ. Под борьбой за существование понимается: а) совокупность отношений организма с другими организмами и природными условиями среды; б) конкуренцию организмов с особями своего вида; в) выживание сильнейшего в борьбе за существование. 2. Какая форма борьбы за существование происходит между большими и малыми пёстрыми дятлами? а) внутривидовая; б) межвидовая; в) оба вида конкуренции. 3. Основным результатом борьбы за существование заключается в том, что: а) менее приспособленные особи всегда гибнут; б) менее приспособленные особи не размножаются. в) менее приспособленные особи оставляют меньше потомства, или не доживают до половозрелости. 4. Какая форма борьбы за существование привела к образованию нескольких видов галапагосских вьюрков (питающихся разной пищей)? а) внутривидовая; б) межвидовая; в) борьба с природными условиями. 5. У какой из мышей больше шансов увеличить численность своих потомков? а) у той, которая рождает 15 детенышей, выживает из них 11, размножаются 3; б) у той, которая рожает 6 детенышей, выживают 5. размножаются 2; в) у той, которая рожает 8 детенышей, выживает 5, размножаются 4. Тест Вариант №2 Задание: выбери один правильный ответ. 1. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Дарвин считал: а) межвидовую; б) все эти формы в равной степени. в) борьбу с неблагоприятными условиями. г) внутривидовую; 2. В каком случае межвидовая борьба за существование более выражена? а) когда два близких вида живут на одной территории и питаются одинаковой пищей; б) когда близкие виды соперничают при выборе партнеров для размножения; в) когда близкие виды занимают разные экологические ниши. 3. Выберите правильное утверждение: а) выживают и размножаются наиболее сильные особи; б) выживают и размножаются наиболее приспособленные особи; в) выживают только особи, оставляющие много потомства. 4. Выберите борьбу с неблагоприятными условиями одуванчика, которые приводят к гибели многих особей и не дают этому виду занять весь земной шар: а) плоды одуванчика вместе с сеном попадают в желудок овцы; б) семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах; в) всходами питаются травоядные животные. 5. Определите форму взаимоотношений волка и лисы: а) паразит- хозяин; б) хищник – жертва; в) конкурент ы.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Домашнее задание § 46, стр. 164 – 166 учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Ответить на вопросы после § 46 на стр. 166 письменно в тетради. Записи в тетради.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с. Литература:

Изображение слайда
32

Последний слайд презентации: Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. Борьба за

http://images.yandex.ru/yandsearch?text При подготовке презентации были использованы материалы:

Изображение слайда