Презентация на тему: Тема урока

Тема урока
Повторение
Тема урока
Найдите среди записанных вами словосочетаний именные, глагольные и наречные (если они есть)
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ глагольные, именные и наречные
* Не являются словосочетаниями:
Выборочный диктант
Проверьте себя
Тема урока
Запомнить
Тема урока
Надо подумать
Укажите вид подчинительной связи
Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания?
Проверочная работа
запомнить
Задание по культуре речи
Оцените свои знания. Выпишите все словосочетания. Определите способ подчинительной связи.
Проверьте
Всего словосочетаний – 12. Посчитай, сколько верных ответов было дано. Если 11-12 - молодец. Если меньше – материал требует серьезного осмысления.
1/20
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 54)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (108 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема урока

1 Словосочетание

Изображение слайда
2

Слайд 2: Повторение

2 Практическое задание. Запишите словосочетания и объясните пропущенные орфограммы. Об…ять необъятное под…ехать незаметно об… ективная оценка ш …ешь платье аккуратно отреж … выйти замуж … трех…этажный дом новый ад… ютант хорошо поёш … воздух свеж … быстро достич … проехать раз… езд опытный врач … ребенок пригож … пуститься вскач … в течение встреч ….

Изображение слайда
3

Слайд 3

3 Что такое синтаксис? Синтаксис (от греч. syntaxis − составление, строй) − это раздел грамматики, изучающий строй связной речи, способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы синтаксических единиц, условия их функционирования и употребления. Основные единицы синтаксиса: словосочетание предложение (простое и сложное), текст.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Найдите среди записанных вами словосочетаний именные, глагольные и наречные (если они есть)

Объять необъятное подъехать незаметно объективная оценка шьешь платье аккуратно отрежь выйти замуж трехэтажный дом новый адъютант вокруг дач* хорошо поешь воздух свеж* быстро достичь проехать разъезд опытный врач ребенок пригож* пуститься вскачь в течение встреч* 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ глагольные, именные и наречные

Объять необъятное шьешь платье проехать разъезд хорошо поёшь выйти замуж пуститься вскачь подъехать незаметно аккуратно отрежь быстро достичь _________________ - А к какой группе нужно отнести невыписанные сочетания слов? объективная оценка трехэтажный дом новый адъютант опытный врач 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: Не являются словосочетаниями:

Сочетание самостоятельного слова со служебным вокруг дач перед грозой в течение встреч Подлежащее и сказуемое Наступила ночь. Ландыш пахуч. Воздух свеж Однородные члены предложения пели и смеялись, вода и воздух, вчера или сегодня Сочетания слов в составе фразеологизмов: валять дурака, бить баклуши играть первую скрипку хоть кол на голове теши А еще географические названия и слова- термины : Черное море железная дорога, прямое дополнение. 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Выборочный диктант

Выписать только словосочетания Возле леса хвойный лес лес шумит лес да поле в течение часа настольные часы часы приема часы остановились засушливое лето от засухи и зноя вследствие засухи следствие закончено виртуозно играть черная смородина во время игры сломя голову 7

Изображение слайда
8

Слайд 8: Проверьте себя

Не словосочетания хвойный лес засушливое лето виртуозно играть настольные часы часы приема словосочетания возле леса от засухи и зноя вследствие засухи следствие закончено Лес шумит. лес да поле в течение часа черная смородина во время игры сломя голову Часы остановились. 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

Типы подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ – подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. УПРАВЛЕНИЕ – подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. ПРИМЫКАНИЕ - подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова : наречия, деепричастия, инфинитив. хвойный лес засушливое лето настольные час ы часы приема шьешь платье виртуозно играть желание учиться говорил стоя 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Запомнить

Притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием ЕГО КНИГА – ПРИМ. ЕЕ ТЕТРАДИ – ПРИМ. ИХ УЧЕБНИКИ – ПРИМ. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением : ВИЖУ ЕГО, ОКЛИКНУЛ ЕЕ, ВСТРЕТИЛ ИХ 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

Можно ли точно определить способ связи в СЛС, в котором имеется ПРЕДЛОГ? 2. Одинаков ли способ связи слов в словосочетании МОЯ ДОЧЬ, ЕГО ДОЧЬ ? Да, можно. Это только УПРАВЛЕНИЕ : учусь в лицее Нет! Моя дочь, моей дочери, … - это согласование ! Его дочь, его дочери, … - это примыкание ( зависимое слово не изменяется при изменении главного) 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Надо подумать

Присутствие Решение Прогулка Образуйте с каждым из данных слов словосочетания со всеми видами подчинительной связи Присутствие на уроке Ежедневное присутствие Их присутствие Правильное решение Решение вопроса Его решение Вечерняя прогулка Прогулка по лесу Ее прогулка 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Укажите вид подчинительной связи

Вернуться из поездки приехал ночью глубокий отсвет шел не оглядываясь серьезный ученик возвращение домой бассейн для плавания* сидеть на веранде шум дождя плавательный бассейн* кофе по-турецки управление примыкание согласование примыкание согласование примыкание управление управление управление согласование примыкание 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания?

Клетчатый шарф Шарф в клетку Плавательный бассейн Бассейн для плавания Хозяйка дома Домашняя хозяйка Запишите еще подобные примеры 14

Изображение слайда
15

Слайд 15: Проверочная работа

I вариант II вариант 15 Наш класс Чей-то взгляд Очень любя Один из нас Любить рыбалку Любя рыбалку Вижу их Казалось нам Его ответ Пять дней Пятью днями Весело шагать Шагать по пригоркам По крутым пригоркам Вернуться вечером Поздним вечером Три тетради О трех тетрадях Встретил его Листать медленно Ее интересы Уже коснулся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 п у с п с у с у п п п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 с с п у у у у у п у с

Изображение слайда
16

Слайд 16: запомнить

КУЛЬТУРА РЕЧИ Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже : согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву. Трудные случаи управления ПО = ПОСЛЕ + П.п. по прибыти и, по окончани и, по приезд е, по завершени и 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Задание по культуре речи

Укажите предложение с грамматической ошибкой В деревне Ольховке было три десятка домов. Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая. препятствует чему? затягивает что? Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее. 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Оцените свои знания. Выпишите все словосочетания. Определите способ подчинительной связи

У лесной опушки домик небольшой Посещал я часто прошлою весной. А.Плещеев. Весной все звуки сливаются в одну песню воды. 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Проверьте

Посещал часто – прим. посещал домик – прим. посещал весной – упр. прошлою весной – согл. * небольшой домик – согл. домик у опушки – упр. у лесной опушки – согл. все звуки – согл. сливаются весной – прим.* сливаются в песню – упр. в одну песню – согл. в песню воды – упр. ____________________________ - Почему СЛС* являются разными по способу подчинительной связи? 19

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Тема урока: Всего словосочетаний – 12. Посчитай, сколько верных ответов было дано. Если 11-12 - молодец. Если меньше – материал требует серьезного осмысления

20

Изображение слайда