Презентация на тему: Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин

Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин
1/18
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 76)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (620 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин

Вопросы, изложенные в лекции: 1) Упругие элементы. Назначение, классификация, область применения. 2) Винтовые пружины растяжения сжатия. 3) Торсионные валы. Учебная литература: Детали машин и подъемное оборудование. Под рук. Г.И. Мельникова - М.: Воениздат, 1980. стр. 265-276. Соловьев В.И. Детали машин (Курс лекций. III часть). - Новосибирск: НВИ, 1997. стр. 116…133.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Определения: 1) Упругие элементы  детали машин, работа которых основана на способности изменять свою форму под воздействием внешней нагрузки и восстанавливать ее в первоначальном виде после снятия этой нагрузки. 2) Пружины – упругие элементы, выполненные из металла и предназначенные для создания (восприятия) сосредоточенной силовой нагрузки. 3) Торсионы  упругие элементы, выполненные из металла (обычно в форме вала) и предназначенные для создания (восприятия) сосредоточенной моментной нагрузки. 4) Мембраны  упругие элементы, выполненные из металла и предназначенные для создания (восприятия) распределенной по их поверхности силовой нагрузки (давления).

Изображение слайда
3

Слайд 3

Функции упругих элементов в машинах и механизмах: 1) создавать постоянно действующие усилия для силового замыкания кинематических пар (кулачковые механизмы, муфты фрикционные, кулачковые и др., стопоры, защелки и т.п.); 2) обеспечивать беззазорность в кинематических парах механизмов с целью повышения их кинематической точности (например, в составных зубчатых колесах приборов); 3) предохранять механизмы от разрушения под воздействием чрезмерных нагрузок при ударах и вибрациях (рессоры, пружины, амортизаторы); 4) накапливать энергию в процессе деформации под действием внешней нагрузки и отдавать ее при восстановлении исходной формы (часовая пружина в механических часах, боевая пружина стрелкового оружия); 5) Выполнять преобразование нагрузки в перемещение при использовании в качестве чувствительных элементов приборов (весоизмерительные приборы, приборы для измерения крутящего момента, давления, разрежения и т.п.)

Изображение слайда
4

Слайд 4

Рис. 17.1. Некоторые упругие элементы машин: винтовые пружины - а) растяжения, б) сжатия, в) коническая сжатия, г) кручения; д) телескопическая ленточная сжатия; е) наборная тарельчатая; ж, з) кольцевые; и) составная сжатия; к) спиральная; л) изгиба; м) рессора (наборная изгиба); н) торсионный валик.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Классификация упругих элементов: 1) По виду создаваемой (воспринимаемой) нагрузки : силовые (пружины, амортизаторы, демпферы) - воспринимают сосредоточенную силу; моментные (моментные пружины, торсионы) – сосредоточенный крутящий момент (пару сил); воспринимающие распределенную нагрузку (мембраны давления, сильфоны, трубки Бурдона и т.п.). 2) По виду материала, использованного для изготовления упругого элемента: металлические (стальные, стальные нержавеющие, бронзовые, латунные пружины, торсионы, мембраны, сильфоны, трубки Бурдона) и неметаллические, изготовленные из резин и пластмасс (демпферы и амортизаторы, мембраны). 3) По виду основных напряжений, возникающих в материале упругого элемента в процессе его деформации: растяжения-сжатия (стержни, проволоки), кручения (винтовые пружины, торсионы), изгиба (пружины изгиба, рессоры). 4) По форме связи нагрузки, действующей на упругий элемент, с его деформацией: линейные (график нагрузка-деформация представляет прямую линию) и нелинейные (график нагрузка-деформация непрямолинеен). 5) По конструктивной форме: пружины, цилиндрические винтовые, одно- и многожильные, конические винтовые, бочкообразные винтовые, тарельчатые, цилиндрические прорезные, спиральные (ленточные и круглые), плоские, рессоры (многослойные пружины изгиба), торсионы (пружинные валы), фигурные и т.п. 6) По способу изготовления: витые, точеные, штампованные, наборные и т.п.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Винтовые пружины растяжения-сжатия. Рис. 17.2. Цилиндрическая пружина сжатия Цилиндрические пружины изготавливаются методом навивки проволоки на оправку. При диаметре проволоки до 8 мм навивка выполняется холодным способом, а при большем диаметре с предварительным подогревом заготовки до температуры пластичности металла. Крайние (опорные) витки пружин сжатия (рис. 17.2.) обычно поджимаются и сошлифовываются, чтобы получить плоскую, перпендикулярную оси пружины, опорную поверхность, занимающую не менее 75 % круговой длины витка. После обрезки в нужный размер, подгибки и подшлифовки концевых витков пружины подвергаются стабилизирующему отжигу. Наибольшее количество пружин изготавливают из высокоуглеродистых и легированных сталей с содержанием углерода 0,5…1,1%.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Модуль упругости пружинных сталей E = (2,1…2,2)  10 5 МПа, модуль сдвига G = (7,6…8,2)  10 4 МПа. Для изготовления пружин, работающих в агрессивной среде, вызывающей коррозию углеродистых сталей, применяют нержавеющие стали или сплавы на основе меди (бронзы). Модуль упругости сплавов на медной основе E = (1,2…1,3)  10 5 МПа, модуль сдвига G = (4,5…5,0)  10 4 МПа. Основные параметры цилиндрических винтовых пружин (рис. 17.2)  1) геометрические ( мм ): D 0 – средний диаметр навивки пружины; d – диаметр проволоки (прутка); t – шаг навивки; l 0 – длина пружины в свободном состоянии; 2) конструктивные ( величины безразмерные) : n – число рабочих витков; n 1 – полное число витков (с учетом подогнутых опорных витков); i = D 0 / d – индекс пружины, характеризующий кривизну ее витка. 3) силовые и упругие : c  жесткость пружины, Н/мм; c 1  жесткость одного витка пружины, Н/мм; F 1  минимальная рабочая нагрузка, Н или кН; F 2  максимальная рабочая нагрузка, Н или кН; F 3  предельная нагрузка, Н или кН; s ( s 1, s 2, s 3 )  величина деформации пружины под нагрузкой, мм; s’ ( s’ 1, s’ 2, s’ 3 )  величина деформации одного витка под нагрузкой, мм.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Силовые и упругие характеристики пружины связаны соотношениями: Цилиндрические винтовые пружины из холоднокатаной пружинной проволоки стандартизованы. В стандарте указываются: наружный диаметр пружины D Н, диаметр проволоки d, предельная сила деформации F 3, предельная деформация одного витка s’ 3, и жесткость одного витка c 1. Проектный расчет таких пружин выполняют методом подбора. Для определения всех параметров пружины в качестве исходных данных необходимы: максимальное и минимальное рабочие усилия F 2 и F 1 и одну из трех величин, характеризующих деформацию пружины – рабочий ход h, максимальную рабочую деформацию s 2, или жесткость c, а также размеры свободного пространства для установки пружины. Обычно принимают F 1 = (0,1…0,5)  F 2 и F 3 = (1,1…1,6)  F 2. По величине предельной нагрузки F 3 подбирают пружину с подходящими диаметрами – наружным пружины D Н и проволоки d. Для выбранной пружины, используя соотношения (17.1) и параметры деформации одного витка, указанные в стандарте, можно определить необходимые жесткость пружины и число рабочих витков: (17.1)

Изображение слайда
9

Слайд 9

(17.2) Полученное число рабочих витков округляют до 0,5 витка при n  20 и до 1 витка при n > 20 и используя связь жесткости пружины с жесткостью одного витка, уточняют жесткость пружины. Поскольку крайние витки пружины сжатия подгибают и сошлифовывают, полное число витков увеличивают на 1,5…2 витка: n 1 = n + (1,5…2). (17.3) Длина пружины в сжатом состоянии (под действием силы F 3 ): Длина пружины в свободном состоянии Далее можно определить длину пружины при нагружении ее рабочими силами, предварительного сжатия F 1 и предельной рабочей F 2

Изображение слайда
10

Слайд 10

Проектный расчет нестандартных пружин производится из условия прочности по напряжениям скручивания. Как известно, при кручении стержня напряжения в опасном сечении где M кр – крутящий момент, а W кр – полярный момент сопротивления сечения витка пружины, навитой из проволоки диаметром d. Для учета неравномерности распределения напряжения по сечению витка из-за его кривизны в формулу вводится коэффициент k, зависящий от индекса пружины. При обычных углах подъема витка, лежащих в пределах 6…12  коэффициент k с достаточной для расчетов точностью можно вычислить по выражению . Из последних выражений получаем или

Изображение слайда
11

Слайд 11

При известных геометрических параметрах цилиндрической винтовой пружины ее жесткость можно вычислить по формуле а величину деформации (осадки) пружины При проектном расчете нестандартных пружин 2 последних выражения можно использовать для вычисления количества рабочих витков. Длина проволоки, необходимой для навивки пружины с заданными гео­метрическими параметрами, может быть определена по выражению Или для углов подъема витка  = 6…9  с достаточной для практического применения точностью

Изображение слайда
12

Слайд 12

Отношение длины пружины в свободном состоянии l 0 к ее среднему диаметру D называют индексом гибкости пружины (или просто гибкостью). Обозначим индекс гибкости , и по определению  = l 0 / D. Обычно при   2,5 пружина сохраняет устойчивость до полного сжатия витков, если же   2,5 возможна потеря устойчивости (возможен изгиб продольной оси пружины и выпучивание ее вбок). Поэтому для длинных пружин применяют либо направляющие стержни, либо направляющие гильзы, удерживающие пружину от выпучивания в сторону. Таблица 17.2 Рекомендации по выбору допускаемых напряжений при расчете пружин и торсионов Характер нагрузки Допускаемые напряжения кручения [  ] Статическая 0,6  В Отнулевая (0,45…0,5)  В Знакопеременная или ударная (0,25…0,3)  В

Изображение слайда
13

Слайд 13

Торсионные валы предназначены для восприятия моментной нагрузки и поэтому устанавливаются так, чтобы исключить воздействие на них изгибающей нагрузки. Торсионы находят самое широкое применение в БТВТ, в подвеске колёсных и гусеничных машин, в механизмах запирания люков и в других устройствах. Конструкция торсионов может быть достаточно разнообразной: моноторсион, выполняемый в форме монолитного или пустотелого валика; пучковый торсион, включающий несколько валиков, концы которых намертво заделаны в общие цапфы; наборный пластинчатый торсион, в виде пакета листовых пластин, концевые части которых также заделываются в общую цапфу, и т.п. Один конец торсиона закрепляется на неподвижной детали, например, на корпусе машины, другой – на поворотном элементе, например, на опорной части балансира катка гусеничной машины. Далее речь будем вести о валиковых моноторсионах, изготавливаемых в форме круглых сплошных или трубчатых валиков. Концы этих валиков обычно делаются толще основного рабочего диаметра, и на своей цилиндрической части снабжаются треугольными шлицами.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Рис. 17.3. Некоторые виды торсионов: а, б  моноторсионы  а) цилиндрический; б) призматический ; в, г, д, е, ж  пучковые  в) наборный пластинчатый ; г) многовальный, вид сбоку; д) трехвальный ; е) четырехвальный; ж) семивальный.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Изготовливают торсионы из высококачественных легированных сталей, обладающих хорошими упругими и усталостными показателями, например, сталь 45ХН2МФА ГОСТ 4543-71. Часть торсиона, работающая на закручивание, подвергается улучшающей термической обработке, а после обточки шлифуется и полируется. С целью повышения усталостной прочности и выносливости поверхность рабочей части торсиона подвергается наклёпу дробеструйной обработкой (глубина слоя деформирования до 0,8 мм) или накаткой роликами (глубина слоя деформирования до 2,0 мм). Перед установкой в машину с целью повышения усталостной прочности и выносливости торсион подвергается заневоливанию, то есть его закручивают в сторону рабочей деформации до появления пластической деформации в поверхностном слое и выдерживают в закрученном виде в течение некоторого времени. После проведения заневоливания в поверхностном слое торсиона появляются остаточные напряжения направленные в сторону, противоположную рабочему закручиванию. Наличие этих напряжений способствует более равномерной загрузке материала по поперечному сечению торсиона, что эквивалентно повышению предела выносливости. Торсионы, подвергнутые заневоливанию в обязательном порядке маркируют с указанием допустимого направления закручивания на месте установки. Невыполнение этого условия ведет к быстрому разрушению торсиона.

Изображение слайда
16

Слайд 16

и наружный диаметр D рабочей части полого торсиона можно подобрать по соотношению где β = d / D – относительная величина диаметра отверстия, выполненного по оси торсиона. У дельный угол закручивания торсиона (угол поворота вокруг продольной оси одного конца вала относительно другого, отнесенный к длине рабочей части торсиона) определится равенством Материал торсионного вала работает в чистом виде на кручение, следовательно для него справедливо условие прочности , ; ( 17.15) а предельно допустимый угол закручивания для торсиона в целом будет (17.17)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Таким образом, при проектном расчете (определении конструктивных размеров) торсиона его диаметр вычисляют исходя из предельного момента (формула 17.15), а длину - из предельного угла закручивания по выражению (17.17).

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Тема 7. Упругие элементы машин Занятие 7/1 Лекция № 17. Упругие элементы машин

Все лекции прочитаны. Желаю Вам успешной сдачи зачета !

Изображение слайда