Презентация на тему: Тема: « Учение об эпидемическом процессе»

Тема: « Учение об эпидемическом процессе»
План
Факторы возникновения эпидемического процесса процесса
Тема: « Учение об эпидемическом процессе»
Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения
Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения
Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения
Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения
Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения
Виды инфекций
Механизмы передачи инфекции
Пути передачи инфекции к восприимчивому населению
Пути передачи инфекции к восприимчивому населению
Факторы передачи инфекции
Степень распространения инфекционных заболеваний
Очаг инфекционного заболевания включает в себя:
Вопросы для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки
Литература:
1/19
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 49)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (72 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема: « Учение об эпидемическом процессе»

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Факторы возникновения эпидемического процесса процесса Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения. Виды инфекций Механизмы передачи инфекции. Пути передачи инфекции к восприимчивому населению Факторы передачи инфекции Степень распространения инфекционных заболеваний Очаг инфекционного заболевания Вопросы для самоподготовки Литература

Изображение слайда
3

Слайд 3: Факторы возникновения эпидемического процесса процесса

Эпидемический процесс - это распространение инфекционного заболевания среди населения. Для возникновения эпидемического процесса необходимы 3 звена: 1) наличие патогенного микроорганизма; 2) проникновение его в восприимчивые организмы; 3) определенные условия внешней среды, где происходит взаимодействие микроорганизма и макроорганизма.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Проникновение в организм возбудителя не всегда заканчивается заболеванием, часто это только кратковременное инфицирование без проявления болезни и относительно длительное носительство. При этом бактерионоситель является распространителем инфекции.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения

а) Восприимчивость к возбудителю передается по наследству и зависит от свойства тканей организма. Микроорганизм должен найти для себя оптимальную среду обитания. Если ткани не создают благоприятную среду для микроорганизма, то организм не восприимчив к данному патогенному микроорганизму. Существуют заболевания, которыми болеет только человек. Например, дизентерия, холера, сифилис – это антропонозные инфекции. Но есть заболевания только животных – это зоонозы. Например, чума кур, собак; рожистое воспаление свиней. Однако существуют и антропно-зоонозные инфекции, которыми болеют люди и животные. Например : бруцеллез, туляремия, чума, сап, ящур.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения

б ) Входные ворота – место, через которое проникают микроорганизмы в организм человека. Они характерны для различных возбудителей. В озбудители кишечных инфекций проникают через рот. Например, бактерии брюшного тифа, дизентерии, холеры. Возбудители инфекций дыхательных путей проникают через носоглотку воздушно-капельным путем. Например, вирус гриппа, ветряной оспы, бактерии дифтерии, скарлатины, коклюша. Через поврежденную кожу и слизистые оболочки – стафилококк и стрептококк, патогенные грибки. Внутриутробно, через кровь – возбудитель сифилиса, токсоплазмоза, СПИДа.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения

в) Инфекционный процесс будет зависеть от количества возбудителей, проникших в организм. Например, чума, туберкулез, сибирская язва могут возникнуть от попадания даже 1 клетки этих микроорганизмов. Для возникновения брюшного тифа надо 1000 клеток. г) Большое значение в возникновении инфекционного заболевания имеет общая реактивность организма, состояние его эндокринной и нервной системы, способность вырабатывать антитела, клеточный иммунитет.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения

д) Возрастные особенности, характер питания, наличие в пище витаминов, белков влияют на возникновение, течение и исход заболевания. Например, дифтерия, коклюш, корь – детские инфекции появляются у детей после 6 месяцев; пневмонию очень тяжело переносят пожилые люди. Голодание способствует повышенной заболеваемости туберкулезом, холерой, дизентерией с неблагоприятным исходом.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Факторы возникновения инфекционных заболеваний среди населения

е) Климатические условия влияют на восприимчивость к амебной дизентерии, которая встречается в условиях жаркого климата; на севере люди больше болеют дифтерией, скарлатиной. ж) Ионизирующая радиация, недостаток УФЛ, различные загрязнения среды химическими веществами – все это тоже факторы возникновения инфекционного процесса.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Виды инфекций

Суперинфекция – попадание в организм больного тех же самых возбудителей, симптомы болезни наслаиваются. Реинфекция – повторное заражение тем же возбудителем, который уже раньше вызывал заболевание. Смешанная инфекция – 2-3 возбудителя (корь и туберкулез, дифтерия и стрептококковая инфекция). Вторичная инфекция – к основной инфекции присоединяются другие микроорганизмы (к вирусу гриппа присоединяется стрептококковая пневмония). Сепсис – размножение микроорганизмов в крови. Септикопиемия – перенос микроорганизмов и оседание их в различных органах, появление вторичных гнойных очагов поражения. Бактериемия – временное нахождение бактерий в крови (при брюшном тифе, менингите, крупозной пневмонии).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Механизмы передачи инфекции

Механизмы передачи инфекции – это выделение возбудителя заболевания из организма зараженного человека или животного, попадание возбудителя во внешнюю среду и через факторы внешней среды возбудитель проникает во «входные ворота» к здоровому человеку. Источником инфекции могут быть: больной человек, больные животные, бактерионосители, которые сами не болеют, но распространяют возбудителей среди населения. Входные ворота инфекции: повреждѐнная кожа; рот, через который инфекция попадает на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и в тракт; слизистые оболочки глаз; слизистые оболочки половых путей.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Пути передачи инфекции к восприимчивому населению

а) фекально-оральный. Возбудители заболеваний с испражнениями больного выделяются в почву, воду, затем попадают на продукты питания, руки, посуду и в рот здорового человека. Например, дизентерия, брюшной тиф, холера. б) аэрогенный путь: воздушнокапельный и воздушнопылевой. Возбудитель инфекции выделяется из организма больного человека во внешнюю среду с кашлем, чиханием. Вдыхая зараженный воздух, возбудители попадают в дыхательные пути здорового человека. Например, грипп, коклюш, скарлатина, дифтерия. в)трансмиссивный путь – возбудители инфекции передаются через насекомых - биологических переносчиков: комаров, вшей, клещей (в их организмах возбудители размножаются). Так передаются возбудители малярии, сыпного и возвратного тифов. Через механических переносчиков – мух, распространяются кишечные инфекции. Например, бактерии дизентерии, брюшного тифа, холеры.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Пути передачи инфекции к восприимчивому населению

г) контактный путь – прямой контакт. Так передаются вирусы бешенства, СПИДа; бактерии сифилиса, гонореи. Непрямым контактом через предметы передаются чесоточный клещ, грибковые заболевания, бактерии бруцеллеза. д) кровяной путь - это передача микроорганизмов от больного к здоровому человеку в кровь через нестерильные шприцы, хирургический инструментарий, с лекарственными веществами и инфузионными растворами. е) вертикальный путь - от инфицированной матери к плоду, а также через трансплантацию тканей, зародышевых клеток.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Факторы передачи инфекции

окружающая среда (воздух, вода, почва) зараженные продукты питания грязные руки грязные посуда условия приѐма пищи н е стерильные инструменты медицинского назначения зараженные растворы, кровь, лекарственные препараты зараженные вещи больного постельное бельѐ грязные предметы медицинского назначения

Изображение слайда
15

Слайд 15: Степень распространения инфекционных заболеваний

Распространение инфекции может быть различной: а) в форме эпидемии, когда заболевание распространилось среди населения более чем на40%. б) пандемия - это распространение инфекции в разных странах и континентах. Например, грипп, чума, холера, оспа. в) эндемия - распространение инфекции, связанной с определенной местностью. Это очаговые заболевания. Например, лейшманиоз. Возбудитель лейшманиоза сохраняется в организме песчаных грызунов в условиях пустынь и полупустынь. От них возбудитель переносится москитами на живущих рядом людей. г) Спорадическое распространение инфекции - это обычный уровень возникновения инфекционного заболевания в данной местности. Случаи заболеваний не связаны друг с другом.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Очаг инфекционного заболевания включает в себя:

источник инфекции механизмы передачи инфекции восприимчивое население условия внешней среды для инфекционного заболевания. Если возбудитель инфекции попадает в организмы восприимчивых людей с ослабленной иммунной системой, то возникает распространение заболевания, среди населения. Но в коллективе «иммунная прослойка» составляет 95%, то распространение возбудителя прекращается.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Вопросы для самоподготовки

1.Что такое эпидемический процесс, что необходимо для его возникновения? 2.Назовите факторы, влияющие на возникновение инфекционного процесса. От чего зависит восприимчивость населения к инфекции? 3. Расскажите о видах инфекции. 4.Чтотакое механизмы передачи инфекции? 5.Назовите источники эпидемиологического процесса. Примеры. 6.Назовите входные ворота инфекции. Приведите примеры. 7. Назовите и охарактеризуйте пути передачи инфекции. 8.Назовите факторы передачи инфекции. 9. Охарактеризуйте фекально-оральный путь передачи инфекции и назовите заболевания.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Вопросы для самоподготовки

10.Охарактеризуйте аэрогенный путь передачи инфекции. Назовите заболевания. 11.Расскажите о контактных путях распространения инфекции. Назовите заболевания. 12.Расскажите о трансмиссивных путях распространения инфекции. Назовите заболевания. 13. Расскажите о кровяном и вертикальном путях передачи инфекции. 14. Что такое эпидемия, пандемия и спорадические случаи заболеваемости? 15. Дайте понятие об очаге заболевания. Приведите примеры очаговых инфекций.

Изображение слайда
19

Последний слайд презентации: Тема: « Учение об эпидемическом процессе»: Литература:

1.Учебник К.С. Камышева «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» стр.63-65 2.Учебник А. А. Воробьева, Ю. С. Кривошеина «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» стр.68-70 3. Учебник Н.В. Прозоркина, Л.А. Рубашкина «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» стр.88-96

Изображение слайда