Слайд 2: Закончите фразы:
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … К служебным частям речи относятся … Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это … Союзы бывают … служебные. предлоги, союзы, частицы. союз. простыми и составными.
Слайд 3: Сравните предложения :
Небо потемнело, и пошел снег. Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями. Небо потемнело, потому что пошел снег.
Слайд 5
и, а, но, да, зато, однако, то - то, не т о - не то, или, либо, тоже, также. Сочинительные союзы:
Слайд 6
что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где, когда, затем, пока, если, если бы, коль (коли), поэтому, так как, как, словно, точно, будто. Подчинительные союзы:
Слайд 7: Роль сочинительных союзов:
Связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного) предложения. Связывают однородные члены предложения
Слайд 8: Роль подчинительных союзов:
Связывают простые предложения в составе сложного (сложноподчиненного) предложения. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос. Роль подчинительных союзов:
Слайд 9: Запишите предложения :
Небо заволокли тучи, и забарабанил по крышам быстрый холодный дождь. [ ], и [ ]. Едва небо заволокло тучами, забарабанил по крышам быстрый холодный дождь. ( Едва … ), [ ]. Запишите предложения :
Слайд 10
Употребление союзов Сочинительные союзы Подчинительные союзы ССП О и О СПП
Слайд 11
1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали. 2.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки. 3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала. 4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал. 5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело. 1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота. 3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь. 4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман. 5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах. 1 вариант 2 вариант
Слайд 12: Проверка :
1. (Когда), [ ]. 2. [ ], и [ ]. 3. [ ], а [ ]. 4. [ ], ( что). 5. [ ( куда) ]. 1. [ ], да [ ]. 2. [ ], ( что). 3. [ ], ( где). 4. [ ], и [ ]. 5. [ ( у которого) ]. 1 вариант 2 вариант
Слайд 13
Из данных предложений составьте СПП. Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу. В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Составьте схему СПП. Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. Замените придаточные предложения деепричастными и причастными оборотами. Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. Луна, которая вышла из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.
Слайд 14: Проверьте себя!
Дома оставались только бабушка и внучка , потому что все уходили на работу . В полях уже потемнело , когда мы подошли к деревне) Большое дерево, которое лежало на земле , загородило путь . (Когда отряд прошел через невысокий горный хребет , он попал в долину , которая поросла густым лесом . Заблудившись в лесу, мы возвратились домой поздно. Луна, вышедшая из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.
Слайд 15: Вставьте союзы
1. Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. ( почему? ) 2. Мы отправились в поход рано утром, … до вечера добраться до нужного пункта. ( с какой целью? ) 3. Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. ( когда? ) 4. Мы бы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. ( при каком условии? ) потому что чтобы когда если бы
Слайд 16: Проверьте себя!
, и . , но , и . …, где…, . , когда…. = и = . Проверьте себя!