Презентация на тему: Тема «Психолого-педагогические основы общения как межличностного взаимодействия»

Реклама. Продолжение ниже
Тема «Психолого-педагогические основы общения как межличностного взаимодействия»
Литература
Общение -
Коммуникация:
Модель коммуникации (Л ассуэлл ) включает вопросы:
Коммуникативная компетентность –
Коммуникативные компетенции:
Вербальная компетентность –
Професионально-педагогическое общение -
Профессионально-педагогическое общение -
Отличие педагогического общения от других видов:
3 стороны (аспекта) педагогического общения (обусловливают соответствующие функции) :
Цели профессионально-педагогического общения:
Содержание профессионально-педагогического общения:
Средства общения – способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе взаимодействия.
Предпосылки общения:
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения; совокупность конкретных
Структура (этапы) профессионально-педагогического общения:
Этапы профессионально-педагогического общения (А.А.Лобанов):
Функции педагогического общения:
Операции педагогического общения:
Дистанции общения – то физическое, метрическое расстояние между партнерами, на котором осуществляется взаимодействие. Это отношения, которые складываются между
Профессиональная позиция педагога– сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту и своей роли в образовательном процессе, к
Виды профессиональной позиции педагога:
Стиль общения -
Коммуникативный стиль - это способ построения коммуникативного взаимодействия с другими.
Стиль общения обладает также содержательными характеристиками, в которых отражаются:
Классификация стилей общения:
Уровень общения:
Уровни общения:
Уровни общения (А.Б. Добрович):
Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения:
Модели общения:
Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной
Основные психологические критерии успешности общения :
Тема «Психолого-педагогические основы общения как межличностного взаимодействия»
Тема «Психолого-педагогические основы общения как межличностного взаимодействия»
1/37
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 17)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (106 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Тема «Психолого-педагогические основы общения как межличностного взаимодействия»

План Сущность и специфика педагогического общения. Стороны и предпосылки общения. Основные характеристики общения. Функции и операции педагогического общения. Дистанции, позиции и стили педагогического общения. Уровни педагогического общения. Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Литература

Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. –– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 512 с. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2005. -256с.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Общение -

сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам : коммуникатор(адресант) – отправитель сообщения; коммуникант (адресат)– получатель сообщения; сообщение – передаваемое содержание; код – средства передачи сообщения; канал связи; результат – то, что достигнуто в итоге общения.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Коммуникация:

путь сообщения, форма связи, процесс сообщения информации с помощью технических средств (средств массовой информации), акт общения, связь между двумя и более индивидами, сообщение информации одним лицом другому. специфический обмен осмысленной информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Модель коммуникации (Л ассуэлл ) включает вопросы:

Кто говорит? - Отправитель, коммуникатор. Что сообщает? – информацию, сообщение. Кому передает? – Получателю, коммуниканту. По какому каналу? – Письменному, устному; аудиальному, визуальному, кинестетическому и др. Какими средствами? – Вербальными, невербальными. Какими ресурсами? – финансовыми, информационными. Какими технологиями? – Указываются приемы и методы. В какой ситуации? – благоприятной, неблагоприятной или нейтральной. С каким эффектом? – результаты декодирования, понимания.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Коммуникативная компетентность –

способность устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые ими контакты с другими людьми; знание культурных норм этикета и ограничений в деловом общении; владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнера, умение устанавливать обратную связь

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Коммуникативные компетенции:

знание языков и других средств коммуникации, знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, умение написать письмо, заявление, заполнить анкету, умение задать вопрос, дискутировать и др.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Вербальная компетентность –

свидетельствует об уместности (с учетом контекста и подтекста) тех или иных высказываний участников делового взаимодействия; об отсутствии трудностей в письменной речи, в оформлении деловой документации; ей свойственны вариативность в интерпретации получаемой информации; адекватность ориентации в сфере оценочных суждений и стереотипов; развитый тезаурус и метафоричность речи; умение вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них; владение позитивными невербальными сигналами, сопровождающими речь.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Професионально-педагогическое общение -

специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе; профессиональное общение педагога с воспитанниками в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и у воспитанниками внутри коллектива.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Профессионально-педагогическое общение -

это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей, задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик); многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Отличие педагогического общения от других видов:

осуществляется ради воспитанника и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника; имеет воспитательный характер, т.к. обязательно предусматривает решение педагогических задач; осуществляется преимущественно не в форме прямого воздействия, а опосредовано (через предметы, людей, процессы, свойства и др.).

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: 3 стороны (аспекта) педагогического общения (обусловливают соответствующие функции) :

коммуникативная (передача информации) - связана, прежде всего, с обменом информацией, ее пониманием; перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка) - включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирование его образа; интерактивная (регулирование взаимодействия собеседников) - представляет собой характеристику тех компонентов коммуникации, которые связаны с взаимодействием (и воздействие) людей друг с другом.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Цели профессионально-педагогического общения:

создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия (диалог) со своими воспитанниками и их родителями, с коллегами, представителями администрации и общественных организаций; «читать» и понимать свое поведение и поведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свое поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурных ценностям общества.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Содержание профессионально-педагогического общения:

Материальное – обмен какими-либо предметами (материальной или духовной культуры) или продуктами деятельности. Когнитивное – обмен знаниями. Кондиционное – обмен психическими и физиологическими состояниями. Мотивационное - воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности субъекта. Деятельностное общение – предполагает межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Средства общения – способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе взаимодействия

Непосредственное общение – осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (рук, головы, туловища, голосовых связок и др.). Опосредованное общение – связано с применением специальных орудий для организации общения и обмена информацией между людьми Прямое общение – общение лицом к лицу, здесь и сейчас, без посредников. Косвенное общение – общение через посредника (третье лицо). Посредником может быть лицо, знаковые системы (радио, телевидение и пр.). Вербальное общение – звучащая речь. Невербальное общение.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Предпосылки общения:

Установка – готовность, предрасположенность субъекта общения к восприятию будущих событии действий в определенном направлении; это – основа для избирательной активности, обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер будущего взаимодействия, выражает потребность в общении при объективных обстоятельствах ее удовлетворения. Настроение – те эмоции, на которых протекает общение. На наше настроение часто влияет внимание, которое оказывает нам партнер по общению. Восприятие друг друга участниками общения. Взаимопонимание участников общения.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения; совокупность конкретных коммуникативных умений (говорить и слушать)

Стратегии общения: открытое – закрытое общение; монологическое – диалогическое общение; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам») общение.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Структура (этапы) профессионально-педагогического общения:

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Выбор конкретных средств, фраз, которыми будет пользоваться, решение, как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Этапы профессионально-педагогического общения (А.А.Лобанов):

Моделирование педагогом предстоящего общения с аудиторией в процессе подготовки к деятельности (прогностический этап). Организация непосредственного общения с классом (аудиторией) в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения). Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Функции педагогического общения:

Информационная функция. Воспитательная функция. Функция познания людьми друг друга. Функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности. Функция реализации потребности в контакте с другим человеком. Функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Функция приобщения инициатора общения к ценностям партнера. Функция открытия ребенка на общение. Функция соучастия призвана поддерживать партнера в его выходе на общение. Функция возвышения личности воспитанника.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: Операции педагогического общения:

Я-сообщение. Положительное подкрепление. Ты-сообщение. Мы-сообщение.

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Дистанции общения – то физическое, метрическое расстояние между партнерами, на котором осуществляется взаимодействие. Это отношения, которые складываются между ними

Дистанционная позиция отражает то расстояние, на котором могут находиться педагог и воспитанник. Может быть: далекой, близкой, рядом. Уровневая позиция отражает расстояние по вертикали. Может быть: сверху, снизу, наравне. Кинетическая позиция характеризует местонахождение педагога по отношению к воспитаннику в различные моменты совместного движения. Может быть: впереди, сзади, вместе.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Профессиональная позиция педагога– сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту и своей роли в образовательном процессе, к своим воспитанникам и коллегам как субъектам совместной деятельности (А.А.Лобанов)

Профессиональная позиция может быть определена на основе выделения следующих приоритетов: ориентация на содержании учебного материала и методов его изложения; забота о соблюдении дисциплины и способах ее поддержания; опека своих воспитанников и защита от трудностей.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Виды профессиональной позиции педагога:

педагог как источник полезной и нужной информации; педагог как человек, бдительно следящий за порядком, занимающий позицию своеобразного надзирателя; педагог, занимающий позицию «заботливой наседки»; педагог с позицией невмешательства; педагог, занимающий позицию старшего товарища, мудрого, заботливого друга и наставника.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Стиль общения -

это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия - в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического вли­яния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов. Это подвижная, ситуативно меняющаяся система используемых средств и способов общения. Стиль общения в педагогической деятельности связан с продуктивностью этой деятельности, психологическим климатом в коллективе, удовлетворенностью взаимоотношениями, индивидуальной психической выносливостью.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Коммуникативный стиль - это способ построения коммуникативного взаимодействия с другими

Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) и интенсивностные характеристики, своеобразную эмоционально-волевую окраску, определяемую темпераментом, психофизиологическими и личностными особенностями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Стиль общения обладает также содержательными характеристиками, в которых отражаются:

доминирующая мотивация личности (потребность общении и принятии, в эмоциональной поддержке, в са­моутверждении); специальные способности к сопереживанию и пониманию других людей (мягкость, доброжелательность, терпимость или жесткость, рационализм, эгоцентризм, приписывание недостатков, предубежденность); уровень собственного достоинства (навязывание своих мнений, навязчивое и публичное самооправдание или естественность и спонтанность; признание своих ошибок и недостатков или амбиция и отстаивание «чес­ти мундира»); направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействий на людей (манипуляторский, демократический, партнерски-уступчивый стили).

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Классификация стилей общения:

в совместной деятельности ( Т.Е. Аргентова): гибкий, ригидный и переходный (промежуточный). по степени вмешательства в деятельность и поведение человека, характеру избираемых средств воздействия и преследуемых целей: альтруистический, манипуляторскuй, миссионерский стили. стили руководства: авторитарный, демократический, попустительский.

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Уровень общения:

определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: Уровни общения:

макроуровень – выражается в том, что человек общается с другими людьми соответственно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям; мезауровень – общение в пределах содержательной темы. одноразовое или многоразовое; микроуровень – акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический и др.).

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31: Уровни общения (А.Б. Добрович):

духовный, деловой, игровой, конвенциональный, стандартизированный, манипулятивный, примитивный.

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения:

Формальные роли – линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. Внутригрупповые роли – линии поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Исполнение внутригрупповых ролей связано с тем, что группы «помнит» предысторию взаимоотношений своих членов, а исполнитель знает об этом и стремится учитывать это в общении с членами данной группы. Межличностные роли – линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между ними отношений. Индивидуальные роли – поведение, которое выстраивает человек в соответствие со своими ожиданиями. Актуальная роль – комбинация различных социальных ролей в данной ситуации.

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: Модели общения:

информационная; убеждающая; экспрессивная; внушающая (суггестивная); ритуальная.

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности

достигается путем гибкой корректировки целей, умений, состояний, способов воздействия в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; определяется не как результат, а как процесс, в котором оба партнера должны сделать равный вклад, чтобы достигнуть состояния взаимной удовлетворенности.

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: Основные психологические критерии успешности общения :

легкость, спонтанность, свобода, контактность (способность вступать в психологический контакт, сформировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; способность, обеспеченная навыками и умениями общения и саморегуляции и благоприятствующими контакту личностными свойствами), коммуникативная совместимость (частный вид совместимости возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного воздействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта), адаптивность, удовлетворенность.

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36

Изображение слайда
1/1
37

Последний слайд презентации: Тема «Психолого-педагогические основы общения как межличностного взаимодействия»

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже