Презентация на тему: Тема. Предмет, задачи и методы психологии

Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Что такое психология?
Что является объектом исследования психологии?
Что является предметом психологии?
Что такое психика?
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Основные формы проявления психики
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, свойственная только человеку; это результат общественно – исторических условий формирования человека в
Психология – наука и очень молодая, и очень старая. У психологии огромная предыстория и очень короткая история.
Психология – наука старая
Психология – наука молодая
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Классики отечественной психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Отрасли психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Связь психологии с другими науками
Значение психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Что такое метод?
Методы психологии
Наблюдение – это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации психологических явлений для их
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Классификация видов наблюдения
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Процедура наблюдения
Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью изучения причинно-следственных взаимосвязей
Виды экспериментов
Тестирование (от англ. test – опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определённую
Виды тестов
Рисунок семьи
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тест чернильных пятен Роршаха
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Фрустрационный тест Розенцвейга
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Диагностика готовности к школе
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тест «Рука »
Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование
Анкетирование – сбор фактов на основе письменного опроса по специальной программе
Анализ процесса и продуктов деятельности
Самостоятельная работа
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Тема. Предмет, задачи и методы психологии
Литература
1/57
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 77)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (37762 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема. Предмет, задачи и методы психологии

1. Общее понятие о психике и психологии. 2. Основные этапы становления психологии как науки. 3. Отрасли психологии. 4. Связь психологии с другими науками. 5. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. 6. Методы психологии.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что такое психология?

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Что является объектом исследования психологии?

Объектом исследования психологии является человек, человек как личность, включенный в определенные виды деятельности и общности людей.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Что является предметом психологии?

Предметом изучения в психологии является ПСИХИКА, закономерности ее развития, механизмы функционирования, а также психическая деятельность человека и групп людей.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Что такое психика?

Психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика – это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Психика – это свойство особым образом высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность. Психика – это субъективный образ объективного мира.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В структуре психики человека выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: – психические процессы, – психические свойства, – психические состояния.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Психические процессы – проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения. Психические процессы делятся на познавательные, эмоционально- волевые.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Психические свойства – это различной степени сложности структурные психические явления, обеспечивающие определенный качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Психические состояния –это такие психические явления, которые поддерживают психическую деятельность человека на определенном уровне работоспособности.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Основные формы проявления психики

Психические процессы Психические состояния Психические свойства познавательные ощущение восприятие внимание память воображение мышление речь эмоционально-волевые эмоции и чувства воля бодрость оптимизм апатия подавленность творческий подъём способности темперамент характер направленность личности

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, свойственная только человеку; это результат общественно – исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Самосознание – высшее проявление сознания индивида как система его противоречивых представлений о самом себе, своем отношении к людям, о своем месте в мире, самоуважении, стремлении завоевать уважение к себе и т.д

Изображение слайда
13

Слайд 13: Психология – наука и очень молодая, и очень старая. У психологии огромная предыстория и очень короткая история

Изображение слайда
14

Слайд 14: Психология – наука старая

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – отец психологии. Его трактат «О душе» - первое психологическое сочинение.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Психология – наука молодая

Официальное оформление научная психология получила в 1879 году Вильгельм Вундт (1832-1920) – немецкий психолог. В 1879 году Вильгельм Вундт открыл в г.Лейпциге первую лабораторию по экспериментальной психологии. Он решил изучать содержание и структуру сознания.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Основные этапы развития взглядов на предмет психологии 1-й ЭТАП Психология как наука о душе Такой взгляд был сформирован более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2-й ЭТАП Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3-й ЭТАП Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4-й ЭТАП Психология как наука, изучающая факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики Современный взгляд на предмет психологии. Сформировался на базе философии диалектического материализма.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Направление психологии Предмет исследования Психология сознания Сознание Бихевиоризм Поведение Фрейдизм (психоанализ) Бессознательное Гештальтпсихология Целостные структуры психики Гуманистическая психология Личность Индивидуальность Когнитивная психология Познавательные процессы

Изображение слайда
18

Слайд 18: Классики отечественной психологии

Л.С. Выготский (1896-1934) – автор культурно-исторической концепции развития

Изображение слайда
19

Слайд 19

С.Л.Рубинштейн (1899-1960) – проблема сознания и деятельности

Изображение слайда
20

Слайд 20

А.Н.Леонтьев (1903-1979) проблема сознания и деятельности

Изображение слайда
21

Слайд 21: Отрасли психологии

Общая психология – изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет её методический аппарат. Дифференциальная – изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Возрастная - изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Социальная – изучает закономерности поведения и деятельности людей, объединённых в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Педагогическая – изучает психологические закономерности обучения и воспитания, а также психологию учителя.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Нейропсихология – исследует влияние изменений структуры и функционирования мозга, его повреждений, возрастного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека. Медицинская – изучает психологические закономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику человека. психических факторов на физическое состояние человека. Психодиагностика – разрабатывает методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, возможности применения этих средств на практике. Патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Связь психологии с другими науками

1. Естественные науки Физиология Неврология Биология Эволюционное учение 2. Педагогика 3. Общественные науки: История Экономика Этнография Социология Искусствоведение 4. Технические науки 5. Кибернетика

Изображение слайда
24

Слайд 24: Значение психологии

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д.Ушинский

Изображение слайда
25

Слайд 25

Создание условий для оптимального развития личности ребёнка, обеспечение полноценного психического развития на всех этапах онтогенеза. Создание условий для развития одарённых детей. Осуществление индивидуального подхода. Оценка уровня психического развития, оказание помощи. Оценка взаимоотношений в детском коллективе и их коррекция. Помощь в понимании себя и других, умение управлять собой.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Что такое метод?

«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Изображение слайда
27

Слайд 27: Методы психологии

Основные наблюдение эксперимент Вспомогательные тестирование беседа анкета анализ процесса и продуктов деятельности

Изображение слайда
28

Слайд 28: Наблюдение – это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации психологических явлений для их последующего анализа и объяснения

Изображение слайда
29

Слайд 29

«Острый психологический глаз важнее глупого эксперимента» Д.Б.Эльконин (1904-1984)

Изображение слайда
30

Слайд 30: Классификация видов наблюдения

1.В зависимости от позиции наблюдателя: Открытое Скрытое 2. В зависимости от регулярности: Случайное Систематическое: включённое и невключённое 3. По упорядоченности: Сплошное Выборочное

Изображение слайда
31

Слайд 31

4. С точки зрения хронологической организации: Лонгитюдное Периодическое Одиночное 5. По направленности: Внешнее Внутреннее (самонаблюдение)

Изображение слайда
32

Слайд 32: Процедура наблюдения

Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?) Выбор объекта, предмета, ситуации (что наблюдать?) Выбор способа наблюдения (как наблюдать?) Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?) Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Изображение слайда
33

Слайд 33: Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью изучения причинно-следственных взаимосвязей различных психологических явлений в заданной ситуации

Исследователь сам вызывает изучаемое явление и активно воздействует на него. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов. Допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Виды экспериментов

1. В зависимости от условий: лабораторный естественный 2. В зависимости от позиции экспериментатора: констатирующий формирующий контрольный

Изображение слайда
35

Слайд 35: Тестирование (от англ. test – опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определённую шкалу значений

Процесс тестирования включает: 1. Выбор теста по критериям: - соответствие цели исследования, - надёжности, т.е. адекватности и действительности результата, - валидности – степени, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен. 2. Проведение тестирования (определяется инструкцией). 3. Интерпретация результатов.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Виды тестов

Тест – опросник Тест – задание Проективные тесты

Изображение слайда
37

Слайд 37: Рисунок семьи

Изображение слайда
38

Слайд 38

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40

Изображение слайда
41

Слайд 41

Изображение слайда
42

Слайд 42

Изображение слайда
43

Слайд 43: Тест чернильных пятен Роршаха

Изображение слайда
44

Слайд 44

Изображение слайда
45

Слайд 45: Фрустрационный тест Розенцвейга

Изображение слайда
46

Слайд 46

Изображение слайда
47

Слайд 47: Диагностика готовности к школе

Изображение слайда
48

Слайд 48

Изображение слайда
49

Слайд 49

Изображение слайда
50

Слайд 50: Тест «Рука »

Изображение слайда
51

Слайд 51: Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения. Виды: стандартизированная и свободная; управляемая и слабо управляемая Требования 1.Сформулировать цель беседы. 2.Составить план (продумать вопросы). 3.Определить способы регистрации. 4. Создать благоприятную обстановку. 5. Установить контакт, обеспечить атмосферу доверия. 6. Обращать внимание на поведение, эмоциональные реакции и особенности речи.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Анкетирование – сбор фактов на основе письменного опроса по специальной программе

Анкета – это перечень вопросов для письменного ответа. Вопросы могут быть Открытые, закрытые и полузакрытые Прямые (Ты любишь читать книги?), косвенные (Что ты обычно делаешь в свободное время?), проективные (Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?)

Изображение слайда
53

Слайд 53: Анализ процесса и продуктов деятельности

Школьные сочинения Рисунки Творческие работы Письма Автобиографии Дневники Рабочие тетради «Рисунок – королевский путь к познанию психики ребёнка»

Изображение слайда
54

Слайд 54: Самостоятельная работа

Задание 1: Представьте в виде таблицы отрасли психологии. Отрасль психологии Предмет изучения Задание 2: Охарактеризуйте основные этапы становления психологии как науки. Заполните таблицу «Отечественные психологи».

Изображение слайда
55

Слайд 55

Учёные Разрабатываемые вопросы Основные публикации Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) Выготский Лев Семёнович (1896-1934) Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) Гальперин Пётр Яковлевич (1902-1988) Божович Лидия Ильинична (1908-1981) Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) Давыдов Василий Васильевич (1930-1996) Петровский Артур Владимирович (1931-2006) Мухина Валерия Сергеевна (род. в 1935г.)

Изображение слайда
56

Слайд 56

"Задание 3: Составьте схему взаимодействия психологии с другими науками. Задание 4: Составьте опорный конспект по методам психологии. Задание 5: Подберите 2-3 примера использования методов психологии для изучения младших школьников.

Изображение слайда
57

Последний слайд презентации: Тема. Предмет, задачи и методы психологии: Литература

1. Дубровина И.В. Психология. [Текст]: учеб. для студентов пед. учеб. заведений. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464с. http://www.pedlib.ru/Books/1/0437/ Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с. 2. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. [Текст]: серия «Учебники, учебные пособия» / Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.- Ростов-н/Д, «Феникс» 2000. – 448с. 3. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632с. . http://www.koob.ru/nemov_r/psihologiya_kniga_1 Психология. Книга 1. Немов Р.С.

Изображение слайда