Презентация на тему: Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова

Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Цель
«Это было раненое сердце, - раз на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Вдумаемся в строки
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Вдумаемся в строки
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Муза Н.А.Некрасова
Вдумаемся в строки
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова
Вывод
Домашнее задание
1/20
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 62)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3519 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цель

Познакомить учащихся с гражданской лирикой Н.А.Некрасова Раскрыть глубокую гражданственность и народность лирики Показать активную жизненную позицию поэта

Изображение слайда
3

Слайд 3: Это было раненое сердце, - раз на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия» Ф.М.Достоевский

Изображение слайда
4

Слайд 4

Проблемой, избежать решения которой в тех условиях было просто невозможно, стало освобождение народа от крепостной зависимости. Борьба за интересы обездоленных, осознание грандиозности свершаемого вносили в жизнь человека, избравшего путь заступника русского пахаря, ощущение полноты бытия и счастья. Общественное движение тех лет достигло небывалого размаха. В мире искусства вновь и вновь поднимался вопрос о назначении литературы, и в частности поэзии. Неоднократно обращался к этой проблеме и Некрасов. Путь “обличителя толпы, ее страстей и заблуждений” поэт избрал еще в юности, но первые высказывания на эту тему относятся к более позднему времени.

Изображение слайда
5

Слайд 5

21 февраля 1852 года, в день смерти Н. В. Гоголя, имя которого неразрывно связано с гражданственностью в литературе, Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт...” — первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил внешне противоположные и внутренне враждебные понятия “спокойного искусства” и “карающей лиры”. Свой же тернистый путь Некрасов избрал давно, давно польза стала главной целью его поэзии, а любовь, ненависть — источником, питающим ее. Следующим громким заявлением творческого кредо стало стихотворение 1856 года “Поэт и гражданин”.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Вдумаемся в строки

Стихотворение «Поэт и гражданин» Определите композицию стихотворения и его идейную направленность Какова особенность мироощущения лирического героя? Стихотворение «Поэт и гражданин» Звание гражданина поэт ставит выше звания поэта Звучит мотив «горения» гражданскими идеями Мироощущением поэта является восприятие страданий народа как своих

Изображение слайда
7

Слайд 7

Стихотворение «Поэт и гражданин» построено как диалог, и эта форма традиционна для русской литературы. Так были написаны “Поэт и толпа”, “Разговор книгопродавца с поэтом” А. С. Пушкина, “Журналист, читатель и писатель” М. Ю. Лермонтова. Но диалог у Некрасова — это внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: “...иди и гибни безупречно”. По сути, в стихотворении две исповеди: каждый из героев открывает душу, и становится ясно, что в идеях оппонентов нет антагонизма. Лишь недостойная слабость, трусость мешают Поэту встать рядом с Гражданином.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Особое место в творчестве Некрасова занимают стихи, посвященные его Музе. Этот образ, парадоксальный с традиционной точки зрения, впервые появляется в 1848 году в стихотворении “Вчерашний день часу в шестом...”. Родной сестрой Музы оказывается крестьянка — униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. В 1855 году Некрасов уточнил характеристику, используя те же образы: ...свой венец терновый приняла Не дрогнув обесславленная Муза И под кнутом без звука умерла. (“Безвестен я. Я вами не стяжал...”)

Изображение слайда
9

Слайд 9

Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…».

Изображение слайда
10

Слайд 10: Вдумаемся в строки

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Объясните смысл метафоры Определите своеобразие поэтики стихотворения Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Образ Музы в лирике Некрасова – один из ключевых. Это образ страдающей женщины, матери Муза поэта – «сестра» мученицы-крестьянки

Изображение слайда
11

Слайд 11

Вчерашний день, часу в шестом, ‎Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, ‎Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, ‎Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! ‎Сестра твоя родная!» Конкретность: поэт точно называет время и место, где совершилось событие, врезавшееся в его память. Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, не содержащего ничего поэтического. Все прозаично и обычно. Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Вдохновительница поэта — Муза несчастная, поверженная, “Муза мести и печали”, гордая, стойко принимающая удары судьбы, ненавидящая, мстящая и в то же время любящая, прощающая, падшая, “униженно просящая” — все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Муза наделена чертами женщины из народа, который говорит ее устами. Лишая жительницу Олимпа таинственности, Некрасов опускает ее на землю: Но рано надо мной отяготели узы Другой, неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков... (“Муза”, 1852) И она показывает поэту, как Вергилий Данте, “бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода”.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Муза Н.А.Некрасова

Общность Музы и «крестьянки молодой» подчеркнута: стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» - «сестра твоя родная») драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций Муза в традиционном понимании этого слова: утонченная дама, вдохновлявшая поэтов Простая крестьянская девушка, униженная и поруганная =

Изображение слайда
14

Слайд 14: Вдумаемся в строки

Прочитайте стихотворения «Элегия», «Муза», «Блажен незлобивый поэт» Какими эпитетами наделяется Муза? В стихотворении «Элегия» найдите строки, которые можно назвать эпиграфом к гражданской поэзии Некрасова «Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен...» Н.А.Некрасов

Изображение слайда
15

Слайд 15

В более позднем стихотворении «Муза» (1854) поэт освещает традиционную тему отношений поэта с Музой, которые складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить. Подчас же, смиряясь, «шептала надо мной: «Прощай врагам своим!» Вот тогда-то, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» муза - потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками музу трудно любить - все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой». Но поединок поэта с музой не привел к разрыву - в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз».

Изображение слайда
16

Слайд 16

В последние годы тяжелобольной Некрасов все чаще возвращался к своей Музе, словно она могла разделить с ним одиночество и тоску. “О Муза! Ты была мне другом, приди на мой последний зов!” — писал поэт во “Вступлении к песням 1876—1877 годов”. Поэт все сильнее верит, что в стихах — его бессмертие и спасение, а Муза идет с ним рука об руку к последней черте, оглядываясь, так же как и он, на прожитую жизнь и заново оценивая ее: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! (“О Муза! я у двери гроба!”, 1877)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Хотя болезнь не победила таланта Некрасова, душевные и физические страдания вошли в его стихи. Небывалый образ Музы-смерти появляется в стихотворении 1877 года “Баюшки-баю”: Где ты, о Муза! Пой, как прежде! “Нет больше песен, мрак в очах; Сказать: — Умрем! Конец надежде! — Я прибрела на костылях!” Муза поэта состарилась и умирала вместе с ним, но, как и раньше, она была “сестрой народа”: О Муза! Наша песня спета. Приди, закрой глаза поэта На вечный зов небытия, Сестра народа — и моя! (“Музе”, 1876)

Изображение слайда
18

Слайд 18

Подведем итог: Для Некрасова Муза – это не только вдохновитель на создание прекрасного, сложное общение с которым приводит к противоборству двух сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них, но и женщина, сильная духом, способная перенести многие невзгоды своей судьбы, которая никогда не сломится и не преклонит колени перед своими угнетателями.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Вывод

Автор занимает активную социальную, гражданскую позицию: его симпатии на стороне народа, он становится его защитником, сострадает и надеется на изменении в положении народа в ближайшем будущем.

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова: Домашнее задание

Прочитать стихотворения Панаевского цикла Устно нарисовать психологический портрет героини лирического романа Выписать в тетрадь начальные строки стихотворений

Изображение слайда