Презентация на тему: Тема «Период новорожденности»

Тема «Период новорожденности».
Период новорожденности.
Тема «Период новорожденности»
Период новорожденности.
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Оценка по Апгар.
Тема «Период новорожденности»
Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Рост и развитие
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Кожа и подкожная жировая клетчатка.
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Костно-мышечная система.
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Дыхательная система.
Тема «Период новорожденности»
Пищеварительная система.
Меконий.
Мочевая система.
Развитие глаза и зрительного анализатора.
Орган слуха.
Обоняние.
Физическое развитие, нервно-психическое развитие.
Тема «Период новорожденности»
Пограничные, или переходные, физиологические состояния
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
Тема «Период новорожденности»
1/35
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 50)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (597 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема «Период новорожденности»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Период новорожденности

Внеутробная жизнь человека начинается от момента перевязки пуповины. Ребенок вступает в период новорожденности. С момента рождения, прекращения плацентарного кровообращения начинают функционировать легкие. Первый крик ребенка — это его 1 вдох.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Период новорожденности

Продолжается период 4 нед. В периоде новорожденности выделяют два подпериода: ранний неонатальный (от рождения до 7-го дня жизни) поздний неонатальный (с 8-го по 28-й день)

Изображение слайда
5

Слайд 5

В этот период необходимыми являются квалифицированное наблюдение за ребенком и создание особых условий для лучшей его приспособляемости к условиям внешней среды.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Доношенным новорожденным считается ребенок, родившийся в срок (на 38—40-й неделе беременности) и функционально зрелый. Масса тела доношенного новорожденного колеблется от 2500 до 5000 г, составляя в среднем 3000— 3500 г; длина колеблется от 45 до 57 см.

Изображение слайда
7

Слайд 7

У зрелого новорожденного хорошо развит подкожный жировой слой, кожа эластичная, розовая с нежным пушковым покровом на плечах и спине. Волосы на голове могут быть длиной до 2 см. Ушные раковины упругие, ногти плотные, выступают за края пальцев. Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые. Крик ребенка громкий, мышечный тонус и движения достаточной силы, хорошо выражен сосательный рефлекс.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Оценка по Апгар

8—10 баллов- состояние хорошее, 6—7 баллов состояние оценивается как удовлетворительное, ниже 6 — тяжелое. Оценка сразу после рождения, через 5 мин после рождения повторно проводят оценку состояния новорожденного.

Изображение слайда
9

Слайд 9

. Показатель 0 баллов 1 балл 2 балла Сердцебиение Отсутствует Низкая частота (меньше 100 ударов в 1 мин) Частота больше 100 ударов в 1 мин Дыхание Отсутствует Слабый крик (гиповентиляция) Громкий крик Мышечный тонус Вялый Слабая степень сгибания Активные движения Рефлекторная возбудимость (пяточный рефлекс) Отсутствует Слабо выражена Хорошо выражена Окраска кожи Синюшная или бледная Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей Розовая

Изображение слайда
10

Слайд 10: Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Рост и развитие

Нервная система новорожденного ребенка характеризуется морфологической и функциональной незрелостью. Масса головного мозга к рождению относительно велика, но извилины и борозды его развиты недостаточно, серое вещество практически не дифференцировано от белого, почти нет миелиновой оболочки*, т.е. наименее зрелым отделом нервной системы у новорожденных является именно головной мозг. Образование и дифференциация межнейронных связей происходят уже в процессе развития нервной системы. Огромную роль в формировании нервных связей играет активное общение ребенка с окружающим миром, которое наиболее полно осуществляется только при помощи взрослых.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Одним из важнейших проявлений деятельности нервной системы новорожденного является врожденный безусловный пищевой рефлекс — пищевая доминанта, проявляющаяся тем, что во время кормления всякая другая активность оказывается подавленной. Однако уже в первые дни жизни начинают формироваться и условные рефлексы, связанные прежде всего с процессом кормления, питанием. Так, может выработаться положительный пищевой рефлекс на время кормления, если ребенка кормят приблизительно в одни и те же часы, на определенную позу, привычное место кормления (кресло, стул).

Изображение слайда
12

Слайд 12

Импульсивные движения, характерные для новорожденного первых дней жизни, к концу 1-го месяца жизни тормозятся в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, а также способности фиксировать взгляд на предметах.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Кожа и подкожная жировая клетчатка

непрочная связь эпидермиса с дермой определяет легкую ранимость кожи новорожденного, что требует особой аккуратности при уходе. Дыхательная и выделительная функции кожи у новорожденных детей имеют большее значение, чем у взрослых, поэтому необходим тщательный гигиенический уход (купание, обтирание, подмывание).

Изображение слайда
14

Слайд 14

Кожа ребенка при рождении покрыта первородной сыровидной смазкой серовато-белого цвета. При проведении первичного туалета новорожденного ее удаляют стерильной салфеткой, смоченной в стерильном растительном масле, после чего кожа здорового новорожденного приобретает розовый цвет, равномерную окраску, бархатистость. В случае изменения цвета кожи необходима консультация педиатра.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Сальные железы у новорожденного ребенка достаточно развиты и выделяют много секрета, при их закупорке возможно образование milia (белые угри) на спинке носа, щеках, подбородке, имеющих вид белых пятен. Потовые железы развиты, но не функционируют, так как потоотделительные центры созревают лишь к 3— 4-му месяцу жизни. Подкожный жировой слой развит хорошо, лучше он выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах и предплечьях. Кожа новорожденного покрыта нежными пушковыми волосами, которые вскоре после рождения выпадают и постепенно заменяются на постоянные. На голове волосы имеют различную длину и цвет, их количество не определяет в дальнейшем пышность и густоту волосяного покрова. Ногти у новорожденных достигают конца последней фаланги. В первые дни после рождения рост ногтей временно задерживается

Изображение слайда
16

Слайд 16: Костно-мышечная система

У новорожденных кости мягкие и эластичные, что объясняется малым содержанием солей кальция в костной ткани. Кости черепа еще не сращены, между ними находятся швы и роднички Во время родов благодаря такому строению черепа его кости находят друг на друга, улучшая прохождение по родовым путям. Роднички и швы — это зоны роста костей черепа. Позвоночник состоит из хрящевой ткани, не имеет изгибов. Грудная клетка конусообразная, ребра расположены горизонтально. Отмечается также повышенный мышечный тонус, причем тонус мышц-сгибателей выше тонуса мышц-разгибателей, поэтому для новорожденного ребенка характерна поза с согнутыми в коленях ногами и согнутыми в локтевых суставах руками.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Череп новорожденного. Швы и роднички. А — вид сбоку; Б — вид сверху; а — большой родничок; б — малый родничок; в — стреловидный шов; г — венечный шов; д — ламбдовидный шов.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Физиологический гипертонус связан с незрелостью коры головного мозга и преобладанием деятельности подкорковых образований.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Дыхательная система

Дыхательные пути недостаточно развиты, имеют узкие просветы, а слизистая оболочка богата кровеносными сосудами, этим объясняется легкое возникновение воспалительных и стенотических* (сужение просвета) процессов у новорожденного ребенка. Нос у новорожденного мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, а нижний носовой ход отсутствует. Дыхание через рот у новорожденного ребенка невозможно вследствие того, что относительно большой язык оттесняет надгортанник кзади. Придаточные пазухи носа к рождению развиты недостаточно, хотя их формирование начинается еще в период внутриутробного развития плода. Бронхи к моменту рождения ребенка достаточно хорошо сформированы, правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого. Дыхание у новорожденного ребенка поверхностное, большей частоты, чем у взрослого (40—60 в 1 мин), аритмичное. При беспокойстве, плаче, крике, физическом напряжении дыхание учащается.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Сердечно-сосудистая система. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму и занимает срединное положение в грудной клетке. Оно относительно велико, его масса составляет 0,8 % от массы тела. Нет четкого разделения на большой и малый круги кровообращения, они соединены между собой при помощи овального отверстия, которое у значительной части новорожденных остается открытым. Миокард у новорожденных имеет очень тонкие, слабо отграниченные друг от друга мышечные волокна, соединительная ткань развита слабо. Частота сердечных сокращений достигает 125—160 ударов в 1 мин и учащается при плаче, крике, изменении положения тела, поэтому число дыхательных движений и частоту сердечных сокращений у новорожденного ребенка лучше определять в состоянии покоя, когда он спит. Артериальное давление у новорожденных детей ниже, чем у взрослого: систолическое — 70—75 мм рт.ст., Кровеносные сосуды у новорожденного имеют тонкие стенки, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна. Просвет сосудов относительно более широк, причем в большей степени это касается артерий: артерии по ширине практически равны венам.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Пищеварительная система

• недостаточное развитие мышечной и эластической ткани; • низкая секреторная активность железистой ткани. Все это создает предпосылки для затрудненного переваривания пищи, особенно если она не соответствует возрастным потребностям ребенка, снижает барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и может приводить к возникновению заболеваний. Строение полости рта новорожденного приспособлено к процессу сосания, посредством которого новорожденный ребенок получает пищу. Короткий пищевод — всего 10 см, а также слаборазвитый мышечный слой его и желудка создают условия для срыгивания пищи. Железы желудка вырабатывают соляную кислоту, пепсин, птиалин, сычужный фермент, створаживающие грудное молоко в желудке, участвующие в расщеплении жиров, белков и углеводов; в панкреатическом соке, поступающем из поджелудочной железы в двенадцатиперстную кишку, также содержатся пищеварительные ферменты — липаза, расщепляющая жиры, амилаза, участвующая в расщеплении углеводов грудного молока, и трипсин, способствующий усвоению белков. Однако активность этих ферментов очень низкая.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Меконий

Первые 3—4 дня у новорожденного ребенка стул бывает темным, липким и без запаха — меконий, первородный кал, который образуется с 4-го месяца внутриутробной жизни и представляет собой выделения зародышевого пищеварительного тракта. Через 3—4 дня стул становится переходным и имеет вид зеленовато-коричневых водянистых, иногда пенистых выделений со слизью. В дальнейшем стул приобретает гомогенность, кашицеобразную консистенцию, становится светло-коричневым. Частота его колеблется от 2 до 6 раз в сутки, внешний вид может изменяться в зависимости от состава грудного молока. При искусственном вскармливании нормой считается дефекация и 1 раз в сутки. Частым явлением в этом периоде жизни бывает метеоризм, вздутие кишечника, что может стать причиной беспокойства ребенка и его окружения

Изображение слайда
23

Слайд 23: Мочевая система

В первый день жизни однократно может выделиться 2 мл мочи, в последующем с каждым днем мочи выделяется все больше и больше (60—140—200 мл, к концу 1-го месяца — 330 мл), а количество мочеиспусканий может достигать 6—10 и даже 25 за сутки. Количество мочи и частота мочеиспусканий у новорожденного ребенка подвержены большим колебаниям и зависят от количества выпитой жидкости, температуры воздуха и т.д. Считается, что шестикратное мочеиспускание в течение суток является признаком достаточного поступления в организм жидкости.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Развитие глаза и зрительного анализатора

В первые часы и дни жизни для новорожденного характерна значительная дальнозоркость (гиперметропия), величина которой может доходить до 7,0 дптр, что обусловлено шаровидной формой глаза. Острота зрения низкая. Световая чувствительность имеется сразу после рождения, но в течение первых примерно 3 нед отмечается светобоязнь, что связано с процессами адаптации глаза к условиям внеутробного существования, поэтому значительную часть времени глаза новорожденного закрыты, зрачки сужены. в возрасте 2 нед может возникать преходящая фиксация взора, обычно лишь одним глазом, зрачок начинает умеренно расширяться. Примерно с 3-недельного возраста ребенок начинает достаточно устойчиво фиксировать взгляд обоими глазами на неподвижных предметах и в течение непродолжительного времени следить за движущимися

Изображение слайда
25

Слайд 25: Орган слуха

К моменту рождения ребенок слышит, но в силу незрелости слухового анализатора не всегда реагирует на звук, особенно слабый (до 12 дБ). Функцию слухового анализатора у новорожденного можно проверить по ответной реакции ребенка на громкий голос, хлопок, шум погремушки, при этом необходимо, чтобы ребенок не видел источник звука. Слышащий ребенок реагирует на звук смыканием век, стремлением повернуть голову в сторону источника звука, иногда двигательным беспокойством, которое может проявляться гримасой плача, сосательными движениями, открыванием рта.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Обоняние

Обоняние к моменту рождения хорошо развито, обонятельные рецепторы воспринимают запах сразу после рождения, новорожденный ребенок реагирует на сильные запахи изменениями пульса и дыхания, мимикой. Вкусовой анализатор у новорожденного ребенка развит хорошо. Новорожденный ребенок хорошо различает сладкое, реагируя на него успокоением, сосательными движениями; но соленое, горькое, кислое вызывают у него отрицательную реакцию, проявляющуюся гримасой неудовольствия, закрыванием глаз, общим беспокойством.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Физическое развитие, нервно-психическое развитие

В период новорожденное™ ребенок прибавляет в массе около 600 г. Такая низкая прибавка объясняется физиологической потерей массы тела в первые дни жизни ребенка, а также проблемами адаптации к внеутробному существованию. Рост ребенка за первый месяц увеличивается примерно на 3 см. Нервно-психическое, социальное и познавательное развитие. К концу периода новорожденное™ ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 50—80 см от его глаз (физиологическая дальнозоркость), улыбается в ответ на обращенный к нему разговор взрослого, прислушивается к звукам, голосу взрослого, пытается поднимать и удерживать голову, в ответ на разговор с ним издает отдельные звуки. Во время бодрствования в ответ на обращение к нему отвечает мимикой радости и улыбкой. В периоде новорожденное™ происходит образование условных рефлексов; начинает развиваться координация движений, возникает эмоциональный, зрительный, слуховой и тактильный контакт с родителями, особенно с матерью.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Пограничные, или переходные, физиологические состояния

В первую неделю жизни — ранний период новорожденности —следствие адаптации к внеутробным условиям существования. К таким состояниям относятся физиологический катар (эритема) кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Эритема, или физиологический катар кожи, возникает в результате раздражения кожи в новых для ребенка условиях внешней среды. В первые часы после рождения кожа становится ярко гиперемированной, иногда с синюшным оттенком. Длится такое покраснение от нескольких часов до 2— 3 дней, затем оно сменяется шелушением кожи, наиболее выраженным на ладонях и стопах.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Физиологическая желтуха наблюдается у 60—70 % новорожденных. На 2—3-й день жизни (не ранее 2-х суток) появляется желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек. В течение всего периода физиологической желтухи цвет мочи и стула не меняется, так как они не содержат желчных пигментов. Причинами физиологической желтухи являются усиленный распад эритроцитов, которых во внутриутробном периоде для обеспечения нормальной жизнедеятельности плода требуется значительно больше, чем это необходимо для внеутробного существования, и незрелость ферментативной системы печени, не способной переработать распавшиеся клетки и выделить из организма большое количество билирубина. К 7—10-му, иногда к 12-му дню жизни желтушное окрашивание кожи исчезает.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Физиологическая потеря массы тела.В первые дни жизни новорожденный теряет до 3—10 % от массы тела, зафиксированной при рождении. Это происходит вследствие потери воды с мочой, испражнениями (отхождение мекония), сры-гивания заглоченных во время родов околоплодных вод, выделения воды через кожу, легкие, недоедания в первые дни жизни. Максимальная потеря массы тела наблюдается на 3— 4-й день жизни, а восстановление массы тела у большинства новорожденных происходит к 10-му дню жизни, иногда — уже к концу 1-й недели. Лишь в редких случаях масса тела восстанавливается через 14—15 дней.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Половые кризы проявляются нагрубанием грудных желез, наблюдаемым как у части новорожденных девочек, так и у некоторых новорожденных мальчиков, и появлением у некоторых девочек умеренных слизистых или кровянистых выделений из половых путей. Эти явления объясняются поступлением половых гормонов матери через плаценту в кровь плода во внутриутробном периоде. Нагрубание грудных желез может быть одно- или, чаще, двусторонним, незначительным или более выраженным, появляется обычно на 3—4-й день жизни, достигает максимального развития к 8—10-му дню после рождения и прекращается по мере выведения поступивших гормонов матери из организма новорожденного. Набухшие грудные железы ни в коем случае не следует трогать руками и пытаться выдавливать из них образующийся секрет. Физиологическое нагрубание грудных желез не требует каких-либо специальных вмешательств, однако можно рекомендовать применение сухого компресса.

Изображение слайда
35

Последний слайд презентации: Тема «Период новорожденности»

Изображение слайда