Презентация на тему: Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина

Реклама. Продолжение ниже
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина  «Кладовая солнца».
Поделись впечатлением
Композиция – построение произведения.
Сказка-быль
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Работа в группах
Смысл названия произведения сказка-быль
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Работа в парах
План сказки – были «Кладовая солнца»:
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Анализ сюжета сказки-были.
Выразительное чтение эпизода спасения Митраши.
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Домашнее задание
1/23
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 38)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8253 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина  «Кладовая солнца»

работа с текстом

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Поделись впечатлением

- Какое впечатление возникло после прочтения сказки-были? -Какие эпизоды больше всего поразили, пробудили в их душе волнение и чувство сопереживания?

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Композиция – построение произведения

Экспозиция ( обрисовка положения действующих лиц, в которм они находятся до начала действия), 1. завязка (событие, знаменующее начало развития действия), 2.развитие действия (система событий, подводящих к кульминации, кульминация (момент наивысшего действия), 3.развязка ( один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении)

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Сказка-быль

Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое? - Где и когда происходит действие, похожа ли «Кладовая солнца» на настоящую сказку? Есть ли в ней зачин? Вспомним, из каких частей состоит сказка, чем она отличается от рассказа.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Композиция сказки: 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”). Особенность сказки троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. присказки: "и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать" постоянные эпитеты мотив «запрета», переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета), испытание, возвращение домой.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Работа в группах

Задание: 1 ряд называет сказочные мотивы, 2 ряд – черты реалистического повествования, 3 ряд обсудит, почему писатель соединил сказочное и реальное в произведении. Что он хотел сказать людям? Внимание: подсказка

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Смысл названия произведения сказка-быль

Сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Отметим и особенности стиля писателя : когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит : «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. В «Кладовой солнца» « быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

сказка – это повествование, основанное на вымысле. сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. есть предмет-помощник – это компас. природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль -Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

А втор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Чтобы, прочитав это произведение, люди стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Работа в парах

Составление плана произведения Озаглавь части произведения. Можно составить простой план, а можно— цитатный план.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12: План сказки – были «Кладовая солнца»:

а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы назвали по-другому? Сравни с цитатным планом:

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13

1. «В одном селе, возле Блудова болота,... осиротело двое детей...». 2. « Митраша и Настя стали собираться за клюквой 3. «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети...». 4. «Ужасное несчастье в жизни Травки». 5. «Не зная броду... Митраша прямо полез в Слепую елань ». 7. Насте «захотелось идти по набитой тропе». 8. «День кончился... последним легким дыханием». 9. «У маленького человека в словах не только дружба и радость была,... а таился и хитрый план своего спасения». 10.«Серый Помещик» окончил жизнь свою без всяких мучений». 11. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними Травка...».

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Анализ сюжета сказки-были

Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения? - Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Выразительное чтение эпизода спасения Митраши

- Проследите по тексту, как образ «кладовой солнца» соотносится с образом собаки - друга человека.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16

«Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч » и др. Травка - результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

- Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности? Как называется этот элемент сюжета? - Какова развязка «Кладовой солнца»?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18

Дети спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств характера - жадности, упрямства, помогали эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей. Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью (Серым Помещиком), первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь».

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

- Что общего имеет развязка «Кладовой солнца» со сказочным концом?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20

Утверждается возможность победы над злыми силами. Что хотел сказать автор нам с вами, так тесно переплетая сказочное и реалистическое?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21

Авторская мысль в том, что мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна. Она нашла отражение и в сказках.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22

Подведём итоги Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Как вы думаете, почему М.Пришвин отказался от этого названия? Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль»? Как вы понимает выражение: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?

Изображение слайда
1/1
23

Последний слайд презентации: Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина: Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос: Каков смысл названия Сказки-были «Кладовая солнца»? Фотоотчёт прислать Вконтакте

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже