Презентация на тему: Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели

Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
1. Система национальных счетов (СНС) и принципы ее построения
Принципы построения снс
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
2. Основные секторы СНС. Классификация счетов для секторов экономики
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
В СНС в составе сектора финансовых корпораций выделяются:
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели
Спасибо за внимание!
1/27
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 75)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (122 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели

Система национальных счетов (СНС) и принципы ее построения Основные секторы СНС. Классификация счетов для секторов экономики

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: 1. Система национальных счетов (СНС) и принципы ее построения

В развитии СНС можно условно выделить три направления. 1. Классическое направление Количественные методы оценки хозяйственной деятельности нации с точки зрения кейнсианских теоретико-экономических постулатов преследуют, в первую очередь, цель сопоставления: • совокупного предложения с совокупным спросом; • совокупных расходов с совокупными доходами; • валовых инвестиций со сбережениями в процессе общественного воспроизводства экономических благ. 2. Экономико-математическое моделирование межотраслевого баланса – таблицы «затраты-выпуск» исследования межотраслевых производственных связей академика В.В. Леонтьева. Данное направление исследует вещественный аспект общественного воспроизводства. 3. Концепция М. Копленда – это теория так называемого счета потока фондов, характеризующего экономический оборот или движе-ниедоходов с точки зрения разного рода финансовых активов (покупок и продаж) и отражающего структуру денежного рынка. В современной СНС все три направления слились воедино, что позволило использовать ее как аналитический, прогностический и индикативно-планировочный инструмент.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Принципы построения снс

Основные структурные элементы СНС. 1. Экономические функции, т. е. основные народохозяйственные процессы: производство, распределение, перераспределение и посредничество, потребление, накопление. 2. Экономические операции, т. е. элементарные хозяйственные акты экономических агентов в процессе реализации экономических функций. 3. Экономические агенты – субъекты экономических операций. 4. Объекты экономических операций (актов) – экономические категории – деньги, товары, ценные бумаги и т. д., являющиеся носителями стоимости (ценности).

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

На основе системы структурных элементов определяются и принципы построения СНС : 1. Наличие подробных классификаторов экономических операций, хозяйственных единиц и предметов экономического оборота. 2. Описание национальной экономики через методы бухучета, а именно, через системы счетов с прямой корреспонденций по принципу двойной записи, что позволяет количественно отразить не только статические величины народохозяйственных показателей, но и динамические, то есть процессы в ходе экономического оборота (например, расчет ВНП (ВВП) разными методами: по доходам, по расходам, по отраслям). 3. Обеспечение замкнутости СНС на основе балансировки совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Таким образом, СНС – это всеобъемлющая совокупность понятий, охватывающая процессы и результаты макроэкономической деятельности при помощи системы счетов, отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими экономических операций.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

СНС дает своего рода пофазовый анализ макроэкономического процесса. В самом кратком виде таковых фаз четыре. 1. Производство и образование первичных доходов, их распределение и перераспределение. 2. Создание располагаемого дохода, его потребление и сбережение (накопление). 3. Формирование источников финансирования капитальных затрат и сам процесс инвестирования. 4. Приобретение, изменение и конечное формирование финансовых активов и пассивов.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: 2. Основные секторы СНС. Классификация счетов для секторов экономики

Экономическая операция   – это категория, отражающая интенсивность и направление движения потоков ресурсов между экономическими субъектами. В соответствии с методологией СНС в экономике выделяются следующие секторы: • нефинансовые корпорации; • финансовые корпорации; • государственные учреждения; • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; • домашние хозяйства; • остальной мир.

Изображение слайда
1/1
8

Слайд 8

Для идентификации институциональных единиц и отражения характера их экономических взаимосвязей в СНС используется понятие " резидентство ". Используемая в СНС концепция резидентства идентична содержанию данного понятия, используемому в Руководстве по платежному балансу Международного валютного фонда. Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные предприятия, а также не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов. Ц ентр экономических интересов для институциональной единицы определяется наличием на экономической территории конкретных мест проживания, производства или других объектов, фактически используемых для участия (и намерениях дальнейшего участия) в экономической деятельности и операциях значительного масштаба в течение неопределенного или определенного длительного периода времени.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Под  экономической территорией  в СНС понимается территория, управляемая государственными органами, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В состав экономической территории государства также включается воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого оно имеет исключительные права на добычу природных ресурсов. К экономической территории государства также относятся зарубежные территориальные анклавы – зоны, расположенные в других странах, используемые на различных условиях (аренды, собственности и др.) правительственными учреждениями для дипломатических, военных, научных или других целей (посольства, консульства, военные миссии и др.).

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Кроме того, в СНС в качестве отдельных экономических субъектов, имеющих свои характерные особенности экономического поведения, выделяются некорпоративные предприятия и квазикорпорации. Выделение таких субъектов в СНС связано с необходимостью идентификации в структуре рыночной экономики единиц со специфическими признаками, наличие или комбинации которых являются определяющими при их классификации.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11

Особенностью  некорпоративных предприятий  является их принадлежность членам домашних хозяйств, которые контролируют их деятельность индивидуально или в партнерстве с другими членами. Соответственно их экономическая деятельность (участие в операциях и отношениях с другими экономическими единицами, принятие обязательств и ответственности по всем обязательствам) может осуществляться только от лица их владельцев – членов домашних хозяйств. Поэтому такие предприятия при отсутствии других дополнительных признаков в СНС рассматриваются как часть сектора домашних хозяйств, на которые распространяется неограниченная ответственность по их обязательствам.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Квазикорпорации  – это вид некорпоративных предприятий, экономическое поведение которых по многим признакам аналогично поведению корпоративных образований. Характерными признаками квазикорпораций в отличие от некорпоративных предприятий как части домашних хозяйств являются: – наличие определенной самостоятельности в экономическом поведении (прежде всего в части реализации ценовой политики), организации общего управления, управления производственными процессами и использовании экономических ресурсов; – наличие системы учета с полным набором счетов, которые позволяют идентифицировать движение ресурсов в виде потоков доходов и капитала между квазикорпорациями и их владельцами.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

В СНС к квазикорпорациям относятся: – некорпоративные предприятия, принадлежащие резидентным институциональным единицам, в которых используются корпоративные принципы управления, а взаимоотношения с их владельцами идентичны взаимоотношениям корпоративных структур с акционерами; – резидентские некорпоративные предприятия, принадлежащие нерезидентным институциональным единицам и занятые в производстве на данной экономической территории в течение длительного или неопределенного периода времени. При классификации квазикорпорации рассматриваются как масть корпоративного сектора.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

В современной СНС выделяются три основных типа квазикорпораций : –  некорпоративные предприятия, принадлежащие государственным единицам, занятые в рыночном производстве и управляемые в соответствии с принципами, используемыми в государственных корпорациях; – некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, управление которыми осуществляется в соответствии с корпоративными принципами; – некорпоративные предприятия, принадлежащие институциональным единицам – резидентам других стран (отделения, офисы иностранных корпоративных или некорпоративных предприятий, производственные единицы, принадлежащие иностранным фирмам и др.), которые осуществляют в значительных объемах в течение длительного или неопределенного периода времени производственную деятельность в резидентной экономике.

Изображение слайда
1/1
15

Слайд 15

Сектор " Нефинансовые корпорации " состоит из резидентных единиц, занятых на коммерческой основе в производстве товаров и нефинансовых услуг. В состав сектора нефинансовых корпораций включается следующая совокупность резидентных институциональных единиц: – нефинасовые корпорации; – нефинансовые квазикорпорации, включая все отделения иностранных нефинансовых предприятий, учрежденные на данной экономической территории на долгосрочной основе; – некоммерческие организации, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг. В соответствии с признаками, определяющими особенности осуществляемого контроля над деятельность корпоративных структур, в составе сектора нефинансовых корпораций выделяются: – государственные нефинансовые корпорации; – национальные частные нефинансовые корпорации; – нефинансовые корпорации под иностранным контролем. Ресурсы этих единиц формируются преимущественно за счет средств, полученных от продажи товаров и оказания нефинансовых услуг другим единицам.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

В СНС  финансовое посредничество  определяется как производственная деятельность, в которой институциональная единица принимает на себя обязательства с целью приобретения финансовых активов посредством участия в финансовых операциях. Экономическая роль финансовых посредников состоит в аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов между различными экономическими единицами на основе использования различных финансовых инструментов. Соответственно финансовые корпорации определяются в СНС как предприятия, занятые в основном финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью, связанной с финансовым посредничеством.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: В СНС в составе сектора финансовых корпораций выделяются:

– центральный банк; – депозитные корпорации; – финансовые вспомогательные корпорации; – страховые корпорации и пенсионные фонды; – прочие финансовые посредники.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

В СНС секторы нефинансовых и финансовых корпораций (включающие соответствующие резидентные корпорации и квазикорпорации ) часто рассматриваются в качестве единого – корпоративного сектора экономики. Сектор " Государственные учреждения " в СНС объединяет совокупность институциональных единиц – юридических лиц, имеющих законодательную, юридическую или исполнительную власть над другими институциональными единицами. Основные функции государственных учреждений в экономике связаны с предоставлением товаров и услуг обществу в целом или индивидуальным домашним хозяйствам, осуществлением распределительных функций и участием в нерыночном производстве.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Основным источником финансирования этой деятельности являются  налоговые поступления. В состав данного сектора включаются следующие группы резидентных институциональных единиц: – учреждения центрального, регионального и местного уровней управления; – фонды социального обеспечения; – нерыночные некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые государственными органами.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Сектор " Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства "  объединяет резидентные организации, специализирующиеся в предоставлении товаров и услуг домашним хозяйствам на некоммерческой основе. В СНС данный сектор выделяется в качестве самостоятельного элемента в общей совокупности некоммерческих организаций (НКО) – групп юридических или имеющих общественный статус лиц, которые организуются для производства товаров и услуг, но статус которых не позволяет им быть источником получения финансовой выгоды (прибыли, доходов и др.) для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют. Источником финансирования деятельности некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, являются средства, получаемые в виде взносов или пожертвований.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

В СНС выделяются два вида некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства: – НКО, организованные и финансируемые на основе регулярных взносов (сборов) объединениями физических лиц для предоставления (как правило, на бесплатной основе) товаров и услуг их членам (профессиональные, потребительские ассоциации, религиозные организации, политические партии, клубы и др.); – НКО, организованные в благотворительных целях для предоставления товаров и услуг всем категориям нуждающихся домашних хозяйств на некоммерческой основе; источниками поступления ресурсов в таких организациях, как правило, являются пожертвования в денежной или натуральной форме (в том числе от нерезидентных институциональных единиц).

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Сектор " Домашние хозяйства " в СНС определяется как совокупность резидентных домашних хозяйств – групп физических лиц, имеющих общее место проживания, совместно потребляющих товары (в основном в виде продуктов питания) и услуги (в основном жилищные) и объединяющих часть или все доходы и богатство. К данному сектору также относятся некоторые институциональные единицы, образованные в соответствии с этими признаками и состоящие из лиц, находящихся в течение длительного времени вне мест постоянного проживания (больницах, тюрьмах, монастырях, домах престарелых и др.).

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Выделение домашних хозяйств в виде самостоятельной группы институциональных единиц в СНС определяется прежде всего практическими проблемами, связанными с построением баланса активов и пассивов или других счетов для отдельных членов домашних хозяйств. В связи с этим в СНС предприятия (в соответствии с терминологией СНС – некорпоративные предприятия), полностью принадлежащие одному или нескольким членам одного домашнего хозяйства, рассматриваются как часть домашнего хозяйства, а не как отдельная институциональная единица, за исключением случаев, когда такие предприятия классифицируются как квазикорпорации.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

Сектор " Домашние хозяйства " в СНС определяется как совокупность резидентных домашних хозяйств – групп физических лиц, имеющих общее место проживания, совместно потребляющих товары (в основном в виде продуктов питания) и услуги (в основном жилищные) и объединяющих часть или все доходы и богатство. К данному сектору также относятся некоторые институциональные единицы, образованные в соответствии с этими признаками и состоящие из лиц, находящихся в течение длительного времени вне мест постоянного проживания (больницах, тюрьмах, монастырях, домах престарелых и др.).

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25

В СНС в составе сектора домашних хозяйств по признаку источника основных доходов выделяются следующие их категории: – работодатели, источником доходов которых являются смешанные доходы, получаемые владельцами некорпоративных предприятий с оплачиваемыми наемными работниками; –  самозанятое население, источником доходов которого являются смешанные доходы, получаемые владельцами некорпоративных предприятий без оплачиваемых наемных работников; – наемные работники, источником доходов которых является оплата труда; – получатели доходов от собственности и трансфертов.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

Сектор " Остальной мир " в СНС определяется как совокупность нерезидентных институциональных единиц, участвующих в экономических операциях или имеющих другие экономические связи с резидентными единицами. Выделение данного сектора в СНС связано с необходимостью идентификации групп институциональных единиц, осуществляющих экономическую деятельность в пределах и за пределами конкретной экономической территории, что является принципиально важным при формировании макроэкономических показателей, относящихся к внутренней и национальной экономике. Используемыми для этих целей критериями являются такие признаки, как расположение центра экономических интересов институциональных единиц, продолжительность физического пребывания на данной территории и т.д.

Изображение слайда
1/1
27

Последний слайд презентации: Тема 5. Национальное счетоводство и основные макроэкономические показатели: Спасибо за внимание!

Изображение слайда
1/1