Презентация на тему: ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа)

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
Вопрос 1. Необходимость и методы государственного регулирования цен.
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
Вопрос 2. Антиинфляционная политика.
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа).
1/14
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 22)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1026 Кб)
1

Первый слайд презентации: ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа)

ПЛАН: 1. Необходимость и методы государственного регулирования цен. 2. Антиинфляционная политика.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Вопрос 1. Необходимость и методы государственного регулирования цен

Изображение слайда
3

Слайд 3

Цена является одним из важнейших инструментов воздействия на экономику. С помощью цен производство подчиняется общественным потребностям, выраженным в форме платежеспособного спроса; цены стимулируют снижение затрат на производство и реализацию товаров, внедрение достижений НТП, повышение качества товаров и т.п. Мировая практика подтверждает, что государственное регулирование цен в той или другой мере существует во всех странах. Сущность и формы государственного влияния на процессы ценообразования зависят от состояния экономического развития страны. В общем понимании цена - это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Как видно из этого определения, что существуют две цены, которые функционируют в рыночном механизме.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Различают следующие формы государственного регулирования цен: ограничение уровня цен; введение налоговых платежей; поддержка цен через дотации. Методы государственного регулирования цен делятся на прямые и косвенные. К прямым методам относятся: заключение договоров о ценах между предприятиями и государством; дотирование производства товаров (предоставление услуг); «замораживание» (блокирование) цен; введение предельных уровней торгово-сбытовых надбавок; декларирование изменения цен; установление предельных уровней цен; применение фиксированных цен. К косвенным методам относятся: введение предельных нормативов рентабельности; изменение ставок ввозных пошлин; льготное налогообложение и кредитование; дифференцирование уровня ставок товарных налогов.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Можно выделить следующие основные цели, каждой из которых соответствуют определенные методы государственного влияния на ценообразование: 1. Предотвратить разрушительное влияние цен на экономику. Такая цель, как правило, ставится, если в экономике нарушены естественные хозяйственные связи, недостаточно развита инфраструктура рынка, имеется острый дефицит основных товаров, высокий уровень инфляции, безработица и т.д. При таких условиях государство склоняется преимущественно к политике прямого регулирования цен, в рамках которой на важнейшие виды товаров и услуг устанавливаются фиксированные цены. Политику фиксированных цен неминуемо приходится дополнять дотированием производителей этой продукции. 2. Удержать инфляцию с помощью политики доходов. В рамках этой политики ставится задача остановить раскручивание спирали «зарплата — цены» и снижение на этой основе инфляции к нормальному уровню. При таких условиях наибольшее распространение приобретают следующие методы: временное «замораживание» (блокирование) цен, применение предельных цен или предельных коэффициентов повышения их, использование предельных нормативов рентабельности, дотирование производителей социально важных потребительских товаров или предоставление целевых компенсаций потребителям.

Изображение слайда
6

Слайд 6

3. Обеспечить доступ к товарам первой необходимости всем слоям населения независимо от уровня их денежных доходов. Такая цель может быть оправданной при условиях сравнительно невысокой эффективности общественного производства, если существует разногласие между высокими затратами на производство товаров первой необходимости и низкой заработной платой широких слоев населения. Для решения этой проблемы применяется политика низких цен на товары первой необходимости, которая реализуется через низкий уровень товарных налогов или через полное освобождение от налогов. При необходимости политика низких цен дополняется дотированием производителей важнейших товаров. В рамках этой проблемы к некоторым товарам не первой необходимости государство применяет политику высоких цен, которая реализуется с помощью повышенных ставок косвенных налогов (например, акцизного сбора). С помощью высоких цен государство ограничивает производство и потребление соответствующих товаров, а вместе с тем компенсирует потери налоговых поступлений в бюджет, вызванные низкими ценами на товары первой необходимости.

Изображение слайда
7

Слайд 7

4. Защитить внутренний рынок от отрицательного влияния внешней конкуренции. Внутренние цены в каждой стране, как правило, отличаются от мировых, что обусловлено неодинаковым уровнем затрат на производство и разностью в системе налогообложения. Превышение внутренних цен против мировых делает выгодным импорт иностранных товаров. И наоборот, низкий уровень внутренних цен стимулирует экспорт отечественных товаров. Это может нанести ущерб национальным предприятиям, привести к спаду производства и росту безработицы. Для предотвращения таких явлений государство использует механизм дотирования национальных производителей или с помощью ввозной таможенной пошлины на импортные товары повышает их цены до необходимого уровня. Если возникает необходимость сдержать экспорт определенных товаров из страны, государство через механизм экспортной таможенной пошлины повышает цены отечественных товаров до необходимого уровня или ограничивает вывоз с помощью нетарифных методов (квотирование, лицензирование). 5. Предотвратить монополизм и обеспечить конкурентную среду на рынке. Регулирование цен монополистов осуществляется: через установление фиксированных или предельных уровней цен, предельных уровней посредническо-сбытовых и торговых наценок (надбавок), предельных нормативов рентабельности; через внедрение обязательного декларирования изменения цен.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Вопрос 2. Антиинфляционная политика

Изображение слайда
9

Слайд 9

Важным индикатором здоровья экономики является инфляция, которая характеризуется общим повышением цен и снижением покупательной способности денег. Инфляция возникает не стихийно, а под влиянием двух факторов: денежных — эмиссия бумажных денег, скорость обращения их, состояние финансово-кредитной системы, отношение национальной валюты к другим валютам; производственных ( неденежных ) — монополизация производства, отсутствие конкуренции, структурные перекосы в материальном производстве и ценовой политике, затратный характер экономики. Денежные факторы формируют инфляцию спроса, которая обнаруживается в превышении совокупного спроса над предложением и возникновении избыточной платежеспособности. Если возрастание совокупного спроса не компенсируется повышением предложения, то это приводит к инфляционному росту цен, которое сопровождается увеличением денежной массы. Переполнение каналов оборота денежной массой обесценивает денежную единицу, что является характерным признаком инфляции спроса в ее классическом виде.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Обесценивание денежной единицы отражается в первую очередь на росте цен на основные группы товаров, потребляемые населением, что влечет за собой снижение ценности денег. Изменение ценности денег можно определить так:  D = (1 / I ц – 1)*100, где  D –измение ценности денег (%); I ц – индекс цен (в долях единиц ).

Изображение слайда
11

Слайд 11

Производственные факторы вызывают инфляцию затрат (предложения). Причиной этой инфляции также являются деньги, но здесь они играют пассивную роль. Главным ее импульсом становится увеличение затрат производства в результате повышения заработной платы и цен на сырье, материалы, оборудование и т.п. Инфляция затрат всегда угрожает сокращениям товарного обеспечения и, в конце концов, порождает спад производства и сокращение рабочих мест. Инфляция является постоянным фактором экономической жизни, полная ее ликвидация практически невозможная. Умеренная, сравнительно стабильная и прогнозируемая инфляция еще не создает больших проблем в экономике. Она даже может стимулировать определенное оживление производства и повышение занятости. Но неконтролируемый рост ее способствует развитию отрицательных процессов в экономике, поражая производство, распределение и потребление.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Борьба с неуправляемой инфляцией является одной из главных проблем ГРЭ, т.к. на этом краеугольном камне держится вся социально-экономическая, финансовая и банковская политика. С целью удержания инфляции и уменьшения ее отрицательных последствий государство осуществляет антиинфляционную политику. Воплощение в жизнь такой политики требует от правительства разработки антиинфляционной программы, которая определяет цель, задачи и способы реализации ее, что зависит от стадии инфляционного процесса, его интенсивности и других факторов. Задачи борьбы с инфляцией и ограничение масштабов инфляционных последствий разные и требуют разных методов регулирования.

Изображение слайда
13

Слайд 13

В современной практике имеют место следующие направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (регулирование спроса); политика доходов (регулирование затрат). Сущность дефляционной политики состоит во влиянии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью ограничения его и формирования нового соотношения спроса и предложения как относительно товаров, так и относительно денег. На практике с целью регулирования спроса используются мероприятия денежно-кредитной, структурно-инвестиционной и бюджетной политики. Сущность политики доходов заключается в прямом ограничении роста цен и доходов (прежде всего заработной платы). Политика доходов оказывает двойное влияние на инфляцию. Ограничивая размеры повышения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост затрат на производство товаров, в цену которых входят эти величины. Это тормозит саморазвитие инфляционных процессов. Одновременно сдерживание роста заработной платы вызывает ограничение платежеспособного спроса, что негативно влияет на экономику. Поэтому политика доходов часто используется совместно с мерами дефляционной политики.

Изображение слайда
14

Последний слайд презентации: ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ (2 часа)

В ряду мер антиинфляционной политики заметное место занимают меры, направленные не столько на борьбу с инфляцией, сколько на приспособление к ней. К ним относится адаптационная политика, которая заключается в индексации доходов. Вызванное инфляцией повышение цен неминуемо приводит к снижению реальных доходов населения, особенно тех слоев, которые не могут оградиться от обесценивания денег. В связи с этим возникает необходимость в полной или частичной индексации доходов через повышение заработной платы работников бюджетных учреждений, пенсий, денежных выплат и сбережений населения с учетом роста цен. Такая индексация не устраняет инфляцию, а лишь смягчает ее отрицательное влияние, хотя она и сама может превратиться в мощный инфляционный фактор, если осуществляется при условиях бюджетного дефицита, который финансируется за счет денежной эмиссии.

Изображение слайда