Презентация на тему: Тема 9 [ Часть 2 ]

Тема 9 [ Часть 2 ]
План лекции:
Вопрос 1. Понятие, основные принципы и виды правотворческой деятельности
Правотворчество и правообразование
Понятие правотворчества
Функции правотворчества
Субъекты правотворчества
Признаки правотворчества
Принципы правотворчества
Виды правотворчества
Виды правотворчества
Вопрос 2. Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных органов в Российском государстве
Этапы правотворчества
Этапы правотворчества
Этапы правотворчества
Законотворчество как особая разновидность правотворчества
Законотворчество и законодательный процесс
Стадии законодательного процесса
Стадии законодательного процесса
Стадии законодательного процесса
Стадии законодательного процесса
Стадии законодательного процесса
Стадии законодательного процесса
Вопрос 3. Юридическая процедура и юридический процесс. Понятие, соотношение и основные разновидности
Соотношение понятий «процесс» и «процедура»
Социальная значимость юридических процедур
Специфика юридических процедур
Определение юридической процедуры
Фиксация юридических процедур
Понятие юридического процесса
Понятие юридического процесса
Признаки юридического процесса
Определение юридического процесса
Виды юридического процесса
Виды юридического процесса
Виды юридического процесса
Виды юридического процесса
Вопрос 4. Понятие и виды правовой политики. Основные приоритеты правовой политики в современной России
Понятие правовой политики
Признаки правовой политики
Субъекты правовой политики
Виды правовой политики
Формы правовой политики
Принципы правовой политики
Цели правовой политики
Приоритеты правовой политики
Вопрос 5. Понятие и виды систематизации нормативных актов
Понятие систематизации нормативных правовых актов
Виды систематизации нормативных правовых актов
Вопрос 6. Юридическая техника
Понятие юридической техники
Структура юридической техники
1/52
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (168 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 9 [ Часть 2 ]

Правотворчество (4 часа)

Изображение слайда
2

Слайд 2: План лекции:

1. Понятие, основные принципы и виды правотворческой деятельности ; 2. Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных органов в Российском государстве ; 3. Юридическая процедура и юридический процесс. Понятие, соотношение и основные разновидности ; 4. Понятие и виды правовой политики. Основные приоритеты правовой политики в современной России ; 5. Понятие и виды систематизации нормативных актов ; 6. Юридическая техника.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Вопрос 1. Понятие, основные принципы и виды правотворческой деятельности

Правотворчество и правообразование ; Понятие правотворчества ; Функции правотворчества; Субъекты правотворчества; Признаки правотворчества; Принципы правотворчества; Виды правотворчества.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Правотворчество и правообразование

Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования. Правообразование – это естественно-исторического процесса формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Понятие правотворчества

Правотворчество – это деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Функции правотворчества

Правотворчество выполняет следующие функции : – обновление нормативного материала; – восполнение пробелов в праве; – упорядочение, систематизация нормативных актов.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Субъекты правотворчества

Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают: – государственные органы; – негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями ; – народ при принятии законов на референдумах.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Признаки правотворчества

Правотворчество характеризуется тем, что: –  оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; –  основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных правовых актах (кроме этого в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); –  это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; –  уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов, являются показателем цивилизованности и демократии общества.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Принципы правотворчества

Принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов правотворчества. Правотворчеству присущи следующие принципы: –   научность (так как в процессе подготовки нормативных правовых актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т. п.); –   профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные для этой роли люди (юристы, управленцы, экономисты и др.); –   законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов и подзаконных нормативных правовых актов); –   демократизм (характеризует степень участия граждан в процессе правотворчества, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); –   гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации); –   оперативность (предполагает своевременность издания нормативных правовых актов ).

Изображение слайда
10

Слайд 10: Виды правотворчества

Правотворчество – богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды как: –  непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); –  правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы РФ, Правительства РФ); –  правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента РФ, министра); –  правотворчество органов местного самоуправления; –  локальное правотворчество (например, на предприятии, вы учреждении и организации); –  правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов ).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Виды правотворчества

В зависимости от значимости правотворчество делится на: –   законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); –   делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); –   подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Вопрос 2. Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных органов в Российском государстве

Этапы правотворчества; Законотворчество как особая разновидность правотворчества; Законотворчество и законодательный процесс; Стадии законодательного процесса; Своеобразие правотворчества субъектов РФ.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Этапы правотворчества

Правотворчество – это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Этапы правотворчества : – этап подготовки проекта нормативного акта (может осуществляться вне правотворческого органа); – этап официального принятия нормативного акта (официальный этап, проходит непосредственно в правотворческом органе).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Этапы правотворчества

I. Этап подготовки проекта нормативного акта осуществляется в процессе прохождения следующих стадий: – принятие решения о подготовке проекта нормативного акта; – формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта; – подготовка текста законопроекта; – предварительное обсуждение проекта; – согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями; – предварительное утверждение проекта. II. Этап официального принятия нормативного акта состоит из следующих стадий: – внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение; – обсуждение проекта; – принятие и подписание нормативного акта; – официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Этапы правотворчества

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативные акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может существенно различаться: – у представительных (законодательных) органов государственной власти одни процедуры их принятия; – у предприятий (на локальном уровне) – иные, упрощенные.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Законотворчество как особая разновидность правотворчества

Законотворчество это особая разновидность правотворческой деятельности. В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законодательная деятельность отличается особой важностью и сложностью. Именно поэтому она получила юридической закрепление в Конституции РФ и регламентах палат Федерального Собрания РФ: – Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ ( ред. от 07.10.2020 ) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»; – Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД ( ред. от 23.06.2020 ) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует процесс правотворчества в целом. Кроме законов результатом правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Законотворчество и законодательный процесс

В регламентах отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса. Следовательно, неверно отождествлять понятия «законотворчество» и «законодательный процесс». Законодательный процесс – система относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Стадии законодательного процесса

Законотворчество – сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии : 1 )  Законодательная инициатива – закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно части 1 статьи 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Стадии законодательного процесса

2)  Обсуждение законопроекта – важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании соответствующих палат парламента и проходит несколько чтений : – на первом чтении обсуждается концепция законопроекта; – на втором чтении происходит обсуждение по существу (т.е. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта); – на третьем чтении обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Стадии законодательного процесса

3 )  Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона – главная стадия, которая в свою очередь распадается на две подстадии : а )  принятие закона Государственной Думой : федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ); федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ ); б )  одобрение закона Советом Федерации : « федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации » (ч.  4 ст. 105 Конституции РФ); « федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации » (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ );

Изображение слайда
21

Слайд 21: Стадии законодательного процесса

4)   Подписание закона осуществляется Президентом РФ. Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его (ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ ). Подпись Президента РФ является своеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Стадии законодательного процесса

5)   Опубликование закона : как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются. Опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. Опубликование следует отличать от обнародования. Обнародование шире по своему содержанию, т.к. предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации. Официальное опубликование законов РФ осуществляется в течение 7 дней с момента их подписания Президентом РФ в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и др. Иногда в учебной литературе подписание и опубликование закона объединяются в одну стадию, получившей наименование – «промульгация».

Изображение слайда
23

Слайд 23: Стадии законодательного процесса

Выделяются четыре стадии законодательного процесса : а) законодательной инициативы; б) обсуждения законопроекта в Государственной Думе; в) принятие закона; г) промульгация и вступление закона в юридическую силу. [ Л.А. Морозова ] Стадии законодательного процесса : I. Основные стадии : 1. Законодательная инициатива; 2. Принятие (отклонение) Государственной Думой законопроекта; 3. Одобрение (отклонение) Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой; 4. Рассмотрение и подписание закона (наложение вето) Президентом РФ; 5. Официальное опубликование и вступление закона в силу. II. Дополнительные стадии : 1. Если Совет Федерации отклонил принятый Государственной Думой федеральный закон, возможно создание согласительной комиссии обеими палатами Парламента РФ (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ); завершается повторным рассмотрением Госдумой; 2. Если Президент РФ отклонил федеральный закон, одобренный Советом Федерации, то происходит повторное его рассмотрение в ранее принятой редакции в ГосДуме и СовФеде и при квалифицированном большинстве закон считается принятым и подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ); 3. Повторное рассмотрение Президентом РФ федерального закона, прошедшего повторное рассмотрение закона в ГД и СФ. [ М.И. Байтин ]

Изображение слайда
24

Слайд 24: Вопрос 3. Юридическая процедура и юридический процесс. Понятие, соотношение и основные разновидности

Соотношение понятий «процесс» и «процедура» ; Социальная значимость юридических процедур; Специфика юридических процедур; Определение юридической процедуры; Фиксация юридических процедур; Понятие юридического процесса; Признаки юридического процесса; Определение юридического процесса; Виды юридического процесса.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Соотношение понятий «процесс» и «процедура»

Всякая юридически значимая деятельность человека характеризуется системой последовательных и взаимосогласованных поступков, связанных с созданием, толкованием или реализацией юридических норм. Эти поступки складываются в определенные процедуры и процессы. Соответственно, возникает проблема их понятия, разграничения и соотношения. Процесс как таковой – более широкая по содержанию категория, нежели процедура. Процесс представляет собой систему последовательных количественных и качественных изменений как в живой, так и в неживой материи (процесс коррозии в металлах), проходящих в определенный период времени. Процедура же характерна только для деятельности человека. Она формируется им осознанно в связи с необходимостью наиболее целесообразной организации совместной деятельности [ достаточно вспомнить религиозные нормы или обычаи, сопровождающиеся процедурами в форме различного рода ритуалов и обрядов ]. Особое значение имеют процедуры в сфере создания и действия права.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Социальная значимость юридических процедур

Социальная значимость юридических процедур выражается в том, что они: а ) способствуют повышению эффективности управления, наиболее целесообразному достижению планируемых результатов; б ) дисциплинируют участников процедуры, устанавливая согласованность и предсказуемость их юридически значимых действий; в ) способствуют повышению ответственности должностных лиц, облегчают контроль за их деятельностью. Так, совершенствование административных процедур является важным средством борьбы с бюрократизацией государственного аппарата; г ) обеспечивают оперативность и своевременность совершения тех или иных социально значимых действий; д ) служат своеобразной гарантией обеспечения прав и свобод личности, выработки законных, обоснованных и справедливых решений.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Специфика юридических процедур

Специфика юридических процедур состоит в следующем: 1 ) они отличаются государственно-властной природой. Их соблюдение обязательно для всех адресатов под страхом наказания и использования элементов «самозащиты», когда, например, достигнутый результат объявляется юридически ничтожным; 2 ) устанавливаются правовыми нормами или индивидуальными юридическими актами (договоры поставки, купли-продажи и т.д.) в виде определенных моделей, программ поведения, направленных на достижение конкретного желаемого правового результата. От того, как построена модель, во многом зависит и результат; 3 ) выражаются в последовательном совершении этапных юридически значимых действий и адекватном использовании юридических средств; 4 ) имеют вспомогательное значение, связанное с обеспечением надлежащей реализации норм материального и процессуального права. Обслуживают осуществление основного регулятивного или охранительного правоотношения.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Определение юридической процедуры

Юридическая процедура – это система последовательных юридически значимых действий, осуществляемых определенными субъектами с использованием допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления правовых норм материального и процессуального права.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Фиксация юридических процедур

Юридические процедуры в зависимости от специфики регулируемых отношений могут оформляться как самостоятельным актом (правила бытового обслуживания населения, инструкция о порядке предоставления жилых помещений и т.д.), так и включаться в материальное или процессуальное право в виде отдельных статей или разделов. Материальные нормы (регулятивные и охранительные) могут быть связаны меж собой процедурой, а могут быть и не связаны. Процессуальные нормы – всегда связаны процедурой. Юридическая процедура является первичным элементом юридического процесса.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Понятие юридического процесса

Система права состоит из: – материальных отраслей права [ конституционное, гражданское, административное, уголовное, земельное, трудовое, семейно-брачное, уголовно-исполнительное, аграрное (сельскохозяйственное), экологическое (природоохранное) и финансовое право ] ; – процессуальных отраслей права [ уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, которое устанавливают порядок рассмотрения соответствующих дел ]. Связь материальных и процессуальных отраслей является взаимной и двусторонней: – материальные отрасли определяют правовой статус субъектов про­цессуальных отношений, а также устанавливают условия и основания возникновения процессуальных правоотношений. – процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Понятие юридического процесса

Слово « процесс » буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов. Юридический процесс – это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права. Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах (официальных документах). Юридический процесс присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативности осуществления правовых предписаний. Юридический процесс, следовательно, призван нейтрализовать элементы стихийности, неуправляемости, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права. Юридический процесс – это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов, это определенный алгоритм правового регулирования.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Признаки юридического процесса

Особенности юридического процесса заключаются в том, что он представляет собой: –  властную деятельность компетентных органов и должностных лиц; –  деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; –  деятельность, направленную на принятие юридических решений общего (нормативные правовые акты) или индивидуального (акты применения права) характера; –  сложную, длящуюся во времени деятельность, состоящую из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Определение юридического процесса

Юридический процесс – система оформленных юридическими актами последовательных процедур, обеспечивающих комплексную реализацию норм материального права по достижению поставленных целей в определенной сфере общественной жизни. Это форма превращения законодательно закрепленных идеальных юридических моделей в систему реальных правоотношений.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Виды юридического процесса

По содержанию юридический процесс представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения: постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т.п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Виды юридического процесса

В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на: – правотворческий (воплощается, например, в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации), с помощью которого принимаются нормативные правовые акты ; – правоприменительный (воплощается, например, в указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты ; – праворазъяснителъный (воплощается, например, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации»), с помощью которого принимаются интерпретационные акты. [ Относительно выделения интерпретационного процесса идут дебаты ]

Изображение слайда
36

Слайд 36: Виды юридического процесса

В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на: – гражданский ; – арбитражный (некоторыми учеными считается особой разновидностью гражданского процесса ); – уголовный ; – административный ; – конституционный. Согласно Конституции РФ судопроизводств – 4 вида: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ч. 2 чт. 118).

Изображение слайда
37

Слайд 37: Виды юридического процесса

Гражданско-процессуальное право (ГПК РФ) и уголовно-процессуальное право (УПК РФ) регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный процесс регулируется АПК РФ. Административный процесс регламентируется КАС РФ [ до того момента, пока не выделился из гражданского процесса, административное судопроизводство регулировалось гл. 22–25 ГПК РФ ]. Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Вопрос 4. Понятие и виды правовой политики. Основные приоритеты правовой политики в современной России

Понятие правовой политики ; Признаки правовой политики; Субъекты правовой политики; Виды правовой политики; Формы правовой политики ; Принципы правовой политики; Цели правовой политики ; Приоритеты правовой политики.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Понятие правовой политики

Правовая политика – это целенаправленная, системная и планомерная практическая деятельность органов государственной власти и иных субъектов общественно-политической жизни в сфере правового регулирования, оказывающая определяющее воздействие на характеристики правовой системы общества. Понятие правовой политики охватывает собою практически все основные формы юридической деятельности. Основными разновидностями правовой политики являются: правотворческая, правореализационная, правоприменительная, правоинтерпретационная (политика в области толкования законодательства) и правовоспитательная.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Признаки правовой политики

Основные характерные черты (признаки) правовой политики: 1) Правовая политика – это особого рода социальная практика, специфическая форма целенаправленной практической активности, деятельности соответствующих субъектов политико-правовой жизни; 2) Правовая политика – это такая социальная практика, которая связана с правовой формой, с областью правового регулирования и правовых отношений; 3) Правовая политика – деятельность, проводимая особой группой субъектов правовой жизни общества, к которым следует отнести, в первую очередь, высшие государственные органы власти и представляющих их должностных лиц; 4) Правовая политика это деятельность в сфере правового регулирования, которая оказывает существенное, определяющее воздействие на формирование и функционирование элементов правовой системы общества ; 5) Правовая политика является по своей природе организационно-регулятивной деятельностью, оказывающую определяющее регулятивное влияние на параметра правовой системы, определенные характеристики правовой жизни общества; 6) Правовая политика в ее идеальном варианте – это всегда стратегически целенаправленная и тактически целесообразная деятельность, ведь в ее основе всегда лежит определенная система целей и концептуальных идей, отражающих наиболее узловые моменты будущей организации социальных отношений; 7) Правовая политика в идеале должна отличаться такими необходимыми качествами, как системность, согласованность.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Субъекты правовой политики

Следует различать: – субъектов, формирующих и осуществляющих правовую политику – относятся лишь высшие государственные органы власти и управления в государстве и соответствующих должностных лиц [ Президент РФ, Государственный Совет при Президенте РФ, иные совещательные и консультативные органы при Президенте РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Министерство юстиции РФ, высшие органы судебной власти в РФ, высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ ] ; – субъектов, которые потенциально способны оказывать определенное воздействие на формирование и практическую реализацию подобной политики, каким-либо образом участвовать в названных процессах [ включаются соответственно иные государственные органы и должностные лица, муниципальные органы власти и управления, общественные объединения граждан, средства массовой информации, организации, учреждения, предприятия различных форм собственности и другие государственные и общественные структуры и институты ].

Изображение слайда
42

Слайд 42: Виды правовой политики

Правовая политика современного государства воплощается в жизнь в различных формах и разновидностях. В зависимости от предмета правового регулирования она может быть конституционно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, финансово-правовой, налоговой, таможенной, банковской и т.п. В зависимости от уровня своего осуществления правовая политика может проводится: 1 ) на международном уровне; 2 ) на межгосударственном уровне (например, в сфере интеграции России и Баларуси ); 3 ) на общефедеральном уровне; 4 ) на уровне субъекта федерации; 5 ) на муниципальном уровне; 6 ) на локальном уровне. В зависимости от своего содержания правовая политика может быть наградной, льготной, дисциплинарной, карательной и т.п. В зависимости от сферы реализации правовая политика подразделяется на законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую, нотариальную и др.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Формы правовой политики

Основными формами реализации правовой политики в современной государстве являются: – правотворческая форма ; – правоприменительная форма ; – правоинтерпретационная форма ; – правореализационная форма ; – информационно-воспитательная форма ; – организационно-техническая форма.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Принципы правовой политики

В каждом отдельном государстве в конкретный период его развития принципы правовой политики специфичны. Современная правовая политика Российского государства, для того, чтобы быть эффективной, должна отвечать следующим основным принципам: –   социально-политическая обусловленность ; –  научная обоснованность ; –  приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина ; –   легитимность ; –  демократический характер ; –   законность ; –  учет нравственно-ценностных устоев и культурных традиций общества ; –  согласованность с международным стандартам правового регулирования при учете национальных интересов ; –   гласность ; –  целенаправленность, четкое определение приоритетов ; –   прогнозирование ; –  планомерность и поэтапность ; –  реалистичность, ориентация на достижимые результаты.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Цели правовой политики

Стратегические цели и наиболее актуальные задачи (приоритеты) правовой политики любого государства вытекают из объективных интересов и потребностей личности, общества и государства, сформировавшихся на конкретном этапе его развития. Стратегическими, перспективными целями правовой политики в РФ являются : –  социальная и политическая стабильность; –  экономический прогресс; –  высокий уровень качества и продолжительности жизни граждан; –  безопасность личности, общества и государства; –  высокий авторитет и полноправие в международных отношениях; –  экологическое благополучие; –  высокий уровень развития науки и технологий; –  широкая легитимация нравственных и культурных ценностей и традиций; –  гражданское общество; –  правовое демократическое государство; –  высокий общественный авторитет институтов права и государственной власти; –  надежные механизмы обеспечения и защиты неотчуждаемых прав свобод человека; –  эффективные механизмы государственного управления и правового регулирования; –  высокий уровень гражданской дисциплины, законности и правопорядка в обществе; –  минимизация преступности и коррупции; –  развитое правосознание и правовая культура российских граждан и государственных служащих.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Приоритеты правовой политики

Наиболее актуальными задачами (приоритетами) правовой политики современного государства являются: –  выработка и научное обоснование стратегии правового развития на длительную перспективу; –  разработка среднесрочных и краткосрочных программ развития отдельных отраслей правового регулирования; –  устранение пробельности законодательства ; –  повышение степени согласованности в системе нормативно-правовых актов; –  совершенствование юридических гарантий, правовых механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических и частных целей и задач правового регулирования; –  совершенствование механизмов реального обеспечения и защиты прав и законных интересов человека и гражданина; –  создание стабильной государственности, реформа исполнительной власти; –  совершенствование конституционной модели разделения властей в направлении перераспределения властных полномочий между президентскими структурами, парламентом и правительством; –  дальнейшее развитие федерализма, устранение асимметрии между центром и регионами, законодательное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти; –  совершенствование процедур профилактики и преодоления коллизий правовых актов Федерации и ее субъектов; –  декриминализация общественных отношений; –  борьба с коррупцией в органах власти всех уровней; –  вытеснение криминально-теневой экономики, пресечение противоправной корыстной экономической деятельности, поддержка честного и открытого бизнеса и добросовестной конкуренции, создание благоприятных правовых условий для стимулирования экономического роста. –  выстраивание эффективного механизма взаимодействия между гражданским обществом и государством, стимулирование активного проявления гражданской инициативы; –  создание правовых условий для преодоления правового нигилизма, оздоровления нравственного состояния общества.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Вопрос 5. Понятие и виды систематизации нормативных актов

Понятие систематизации нормативных правовых актов ; Виды систематизации нормативных правовых актов; .

Изображение слайда
48

Слайд 48: Понятие систематизации нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных нормативных правовых актов, которые порой могут находиться между собой в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные правовые акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. Следовательно, систематизация – это упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в определенную систему. Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Виды систематизации нормативных правовых актов

Выделяют такие виды систематизации, как: 1 )  Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципами инкорпорации являются: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести «Собрание законодательства Российской Федерации», ко второй – сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде; 2 )  Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3 )  Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (Например, Налоговый кодекс РФ). Поэтому кодификация представляет собой наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Кодификация характеризуется тем, что, во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный правовой акт (кодекс), в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных нормативных правовых актов, действующих в данной сфере.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Вопрос 6. Юридическая техника

Понятие юридической техники; Структура юридической техники; .

Изображение слайда
51

Слайд 51: Понятие юридической техники

Юридическая техника – это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Изображение слайда
52

Последний слайд презентации: Тема 9 [ Часть 2 ]: Структура юридической техники

Технические средства : –  юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта); –  юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п. Технические правила : –  ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов; –  сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; –  последовательность в изложении юридической информации; –  взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. Технические приемы : –   способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.); –  структурную организацию правового акта (вводная часть (преамбула), общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.

Изображение слайда