Презентация на тему: Тема 8. Российская империя в XVIII – начале XX вв.: направления и итоги

Тема 8. Российская империя в XVIII – начале XX вв.: направления и итоги политической модернизации
Становление абсолютизма при Петре I
Государственные реформы
«Правда воли монаршей» (Феофан Прокопович, 1722) - поиск новой государственной идеи
Развитие абсолютизма во второй четверти XVIII в.
Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II
Реформы Павла I (1796-1798)
Трансформация политической системы России в первой четверти XIX ст.
Характерные черты эпохи Николая I
«Оттепель» перед реформами 1860-1870-х гг.
Эпоха Великих реформ
Усиление репрессивных функций государственных органов со второй половины 1870-х гг.
Контрреформы Александра III
Конституционные проекты XVIII-XIX вв.
Формирование «конституционной монархии» в начале ХХ в.
«Свод основных государственных законов»
Особенности политической системы начала ХХ в.
Процесс формирования партий в ведущих европейских странах
Многопартийность в России начала ХХ ст.
Причины обилия партий в России
1/20
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (525 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 8. Российская империя в XVIII – начале XX вв.: направления и итоги политической модернизации

Российская империя в XVIII в.: утверждение абсолютизма и эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм и трансформация политической системы России в XIX столетии. Парламентаризм и партийная система в России начала ХХ в.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Становление абсолютизма при Петре I

идеология реформ - идея насильственного прогресса; реформа государственного аппарата – смена служилой бюрократии дворянской; областная реформа (1708-1710) - создание института губернаторов и генерал-губернаторов; церковные преобразования – создание Синода (1721), поста обер-прокурора и объявление царя верховным судьей в церковных делах (до 1901); указ о единонаследии (1714) – ограничение права распоряжения имением при передаче его по наследству; ликвидация московских стрельцов (1713) и исчезновение городовых стрельцов ( 2- я четв. XVIII в.); начало рекрутских наборов (1699) и ведение рекрутской повинности как системы (1705) система политического сыска: Преображенский приказ (до 1729), майорские розыскные канцелярии (1717), Тайная канцелярия (1718)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Государственные реформы

Изображение слайда
4

Слайд 4: Правда воли монаршей» (Феофан Прокопович, 1722) - поиск новой государственной идеи

Изображение слайда
5

Слайд 5: Развитие абсолютизма во второй четверти XVIII в

начало эпохи дворцовых переворотов («деспотизм, ограниченный цареубийством»); фаворитизм ; создание Верховного совета (1726-1730), которому были подчинены Сенат, потерявший титул «правительствующего» и 3 первые коллегии (военная, адмиралтейская и иностранных дел); создание Кабинета министров (1730-1741) из доверенных лиц (подпись трех кабинет-министров в 1735 г. была уравнена с подписью императрицы); 1741 г. – возвращение полноты власти Сенату, хотя одновременно возникла Конференция при высочайшем дворе, ставшая над Сенатом; особая роль гвардии ; 1730 г. - расширение гвардии (Измайловский и Конный полки); 1736 г. - отмена бессрочной службы дворян

Изображение слайда
6

Слайд 6: Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II

Изображение слайда
7

Слайд 7: Реформы Павла I (1796-1798)

указ о престолонаследии 1797 г.: право первородства при предпочтении лиц мужского пола; реформирование армии; усиление цензуры на иностранную литературу; установление пределов эксплуатации помещичьих крестьян; попытки вернуть дворян к служебной этике времен Петра I: урезание «Жалованной грамоты дворянству» и ограничение органов дворянского самоуправления; учреждение банка для помощи нуждающимся дворянам; декларация веротерпимости

Изображение слайда
8

Слайд 8: Трансформация политической системы России в первой четверти XIX ст

ликвидация Тайной экспедиции Сената; восстановление прерогатив дворянства; баланс властных структур (1801-1803): император, Непременный совет, Негласный комитет («якобинская шайка») и Сенат; 1802 г. – создание министерств, ; «Общее учреждение министерств» (1811) - структура и функции; реформа Сената (1802) - верховный орган империи, которому принадлежала высшая административная, судебная и контрольная власть; 1809 г. - указы о придворных званиях и об экзаменах на чин; 1810 г. - Непременный совет преобразован в Государственный совет, состоявший из общего собрания, 4-х департаментов Государственной канцелярии; переход от абсолютистского и авторитарного либерализма (разрешение на ввоз иностранных книг, восстановление вольных типографий, либеральный цензурный устав 1804 г.) к «аракчеевщине» (создание министерства полиции и отнесение цензуры к его ведению (1810), военные поселения с 1816 г., тайная полиция в армии в 1821 г., запрет масонских лож и тайных организаций в 1822 г.)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Характерные черты эпохи Николая I

триада «самодержавие, православие, народность» - отказ от эпохи веротерпимости Александра I : в 1826 г. было закрыто Библейское общество; путь контролируемой модернизации; концепция власти – не служение, а служба (образец – Петр I ); с 1842 г. усилилось обратное влияние министерств на Госсовет, который, в свою очередь, утратил контроль над ними; военно-инженерный уклад: идеалом государства служил механизм армии с регламентацией уставов; упорядочение государственного устройства, что выразилось, прежде всего, в создании II Отделения императорской канцелярии, предназначенного для кодификации законов; III Отделение – усиление политического сыска

Изображение слайда
10

Слайд 10: Оттепель» перед реформами 1860-1870-х гг

амнистия декабристам, петрашевцам и участникам польского восстания 1830-1831 гг.; свободный выезд за границу; отставка наиболее одиозных сановников Николая I ; упразднение бутурлинского комитета (1855) и расширение гласности; ликвидация департамента военных поселений (1859); институт судебных следователей (1860)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Эпоха Великих реформ

1861 г. – создание Совета министров как высшего административного органа империи; «Положение об уездных и губернских земских учреждениях» (1864) и Городовое положение (1970) – формирование всесословного общества ; судебные уставы 1864 г. (бессословность судопроизводства, гласность и состязательность процесса, подсудность всего населения империи, независимость судей от администрации, упрощение структуры суда и право судей толковать законы); военные реформы: сокращение численности и перевооружение армии, создание военных округов (1864), реорганизация военного министерства и Главного штаба; военно-судебная реформа (1865), создание железнодорожных войск (1870), реформа военно-учебных заведений (военные и юнкерские училища), повышение престижа военной службы, Устав о воинской повинности 1874 г.; церковные реформы (1864-1869): развитие самоуправления церкви, разрушение сословной замкнутости духовенства, реформа церковных учебных заведений (увеличение числа общеобразовательных предметов)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Усиление репрессивных функций государственных органов со второй половины 1870-х гг

Изображение слайда
13

Слайд 13: Контрреформы Александра III

усиление консерватизма: Положение о земских участковых начальниках 1889 г. и новое Городовое положение 1890 г., ограничение прав судебных учреждений, печати, университетов, религиозных конфессий и национальных меньшинств; стремление укрепить престиж самодержавия: политика патриотизма и национализма; создание нового образа верховной власти – традиционной и исконно русской; укрепление военно-морского флота; попытки реанимировать концепцию «Самодержавие, Православие, Народность»

Изображение слайда
14

Слайд 14: Конституционные проекты XVIII-XIX вв

«Кондиции» верховников, ограничивающие самодержавие в пользу аристократической верхушки; проект создания представительных учреждений (1730) с депутатами от всех сословий кроме крепостных (Д. Голицын); проект умеренно-либеральной «Жалованной грамоты российскому народу» (1801): закрепление основных прав и обязанностей сословий, получение дворянством (а в перспективе всем имущим населением) политических прав; проект М.М. Сперанского 1809 г.; 1815 г. – Конституция Польши; 1818 г. - «Устав образования Бессарабской области» проекты «Уставной грамоты Российской империи» 1818-1820 гг. Н.Н. Новосильцева и П.А. Вяземского; 1862 г. – проект П.А. Валуева (увенчание земской системы общероссийским органом); конституционные проекты московского губернского дворянского собрания и великого князя Константина Николаевича; «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова - проект созыва представителей земств для подготовки реформы местного самоуправления и пересмотра условий выкупных платежей

Изображение слайда
15

Слайд 15: Формирование «конституционной монархии» в начале ХХ в

Изображение слайда
16

Слайд 16: Свод основных государственных законов»

Изображение слайда
17

Слайд 17: Особенности политической системы начала ХХ в

действовал закон 1881 г. об исключительном положении, распространявшийся на значительную часть России; большой удельный вес придворной камарильи: «безобразовская клика» (камергер А.М. Безобразов); политический вес великосветских салонов и Яхт-клуба; Сенат, который по традиции именовался «правительствующим», сохранял только функции суда и надзора; становым хребтом всей системы государственного управления было МВД, которому подчинялась все местная администрация; важнейшей функцией МВД была борьба с революционным движением, которой занимался Департамент полиции: Особый отдел департамента осуществлял общее руководство политическим сыском, а непосредственное исполнение было возложено на Отдельный корпус жандармов. Им помогали созданные в 1902 г. охранные отделения; «зубатовщина» или «полицейский социализм» (начальник Московской «охранки» С.В. Зубатов)

Изображение слайда
18

Слайд 18: Процесс формирования партий в ведущих европейских странах

в своей основе протекал органическим путем; занял весьма длительный исторический период; на Западе партии появились в центре системы, где общественные отношения уже достигли определенного уровня зрелости и лишь затем стали распространяться на ее периферию; «прорастание» партий происходило «снизу», на соответствующей социальной базе, интересы которой они первоначально выражали и отстаивали; созревание партий шло одновременно с созреванием элементов гражданского общества и правового государства: сначала возникли партии консервативного и либерального типа, а затем - демократической и социалистической ориентации; партии, пройдя естественный отбор, достаточно плавно «врастали» в систему правового государства, выполняя при этом стабилизирующие функции

Изображение слайда
19

Слайд 19: Многопартийность в России начала ХХ ст

указ 4 марта 1906 г. «О временных правилах об обществах и союзах» регламентировал деятельность политических партий, легализованных Манифестом 17 октября 1905 г.; российская партийно-политическая система складывалась под мощным воздействием извне; специфическая черта российской многопартийности - ее творцом и главным действующим лицом была интеллигенция, что обусловило высокую степень конфликтности в отношениях между партиями; партии в России стали формироваться со значительным опозданием (примерно на 50-80 лет), причем этот сложный процесс происходил в предельно сжатые сроки; строительство партий шло по вертикали сверху - вниз, что уже предопределяло централизацию; партии в России возникали по принципу «слева направо» - от социалистов к монархистам; первые партии появились не в центре империи, а на ее национальных окраинах (Польша, Финляндия и Армения); многопартийность в России не имела надежной социальной опоры; деятельность партий находилась вне общественного контроля

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Тема 8. Российская империя в XVIII – начале XX вв.: направления и итоги: Причины обилия партий в России

Изображение слайда