Презентация на тему: Тема 7 : «Культура и социум»

Тема 7 : «Культура и социум»
Цели лекции:
Литература
Основные понятия темы
Тема 7 : «Культура и социум»
Общество как социокультурная система
Человек как культурное существо
Многозначность понятия «культура»
Возникновение научного изучения культуры
Возникновение циклических теорий в науке о культуре
Концепция социокультурной динамики
Социологическое понимание культуры
Составные части культуры (1)
Составные части культуры (2)
Составные части культуры (3)
Составные части культуры (4)
Социальные признаки культуры
Социальные ф ункции культуры
Социология культуры
Цель социологического анализа культуры
Тема 7 : «Культура и социум»
Культура духовная и материальная
Господствующая культура и контркультура
Разнообразие культурных форм
Субкультура
Проблемы развития культуры
Аномия
Культурное запаздывание
Конфликт, вызванный господством чуждой культуры
Выводы по лекции
Тема 7 : «Культура и социум»
1/31
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 20)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (897 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 7 : «Культура и социум»

Учебные вопросы: Социологический анализ и система социальных признаков культуры. Формы и проблемы развития культуры.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цели лекции:

Раскрыть содержание и особенности социологи-ческого подхода к пониманию культуры. Дать характеристику культуры, ее состава, типологии и выполняемых функций. Совершенствовать социологическую подготовку и повышать профессиональный уровень обучаемых.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Литература

Волков Ю.Г. Социология: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. Раздел 3. Глава 1, 2. – С. 153 - 189. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. Лекция III. – СПб.: Питер, 2009. – С. 158-161. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во НОРМА, 2002. Глава 4. – С. 136-179. Социология: Учебник. Отв. ред. В.А. Глазырин. Глава 5. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – С. 136 – 149. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 190-205.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Основные понятия темы

Культура. Составные части культуры. Социальные признаки культуры. Социальные функции культуры. Социология культуры. Цель социологического анализа культуры. Субкультура. Контркультура. Формы культуры. Аномия. Культурное запаздывание. Конфликт, вызванный господством чуждой культуры.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Социологический анализ и система социальных признаков культуры

Изображение слайда
6

Слайд 6: Общество как социокультурная система

Элементы общества Природная среда Люди Культура Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура

Изображение слайда
7

Слайд 7: Человек как культурное существо

Человеческая природа в ее специфике способствовала становлению человека как культурного существа. Культурное существо означает: Существо недостаточное; Существо творческое. Недостаточность заключается в том, что человек, лишенный свойственных животному безошибочных инстинктов, - самое беспомощное из всех живых существ. Чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствующие способности, человек производит культуру и с ее помощью овладевает средой, подчиняет ее себе, приспосабливает к удовлетворению своих потребностей.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Многозначность понятия «культура»

опыт общества или группы, который передается из поколения в поколение посредством системы символов (языка); особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения; обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов; в этом смысле слово «культура» совпадает с одним из значений слова «цивилизация»; специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого и придающая ему самобытность; духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели смыслы деятельности.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Возникновение научного изучения культуры

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 -1803) - немецкий философ, эстетик, просветитель, один из основоположников культурологического знания как самостоятельной науки. Основной труд: «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784-1791 гг.). Создатель первой программы наук о культуре: «Познание себя через познание других».

Изображение слайда
10

Слайд 10: Возникновение циклических теорий в науке о культуре

ДАНИЛЕВСКИЙ Николая Яковлевич (1822 – 1885) - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель. Основной труд : «Россия и Европа» (1871 г.) Главные идеи: История человечества – это история возникновения, развития и угасания самобытных культурно-исторических типов. Каждый культурно-исторический тип имеет свою собственную историю, и нельзя говорить об общей или универсальной истории человечества. Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны. Н.Я. Данилевский

Изображение слайда
11

Слайд 11: Концепция социокультурной динамики

СОРОКИН Питирим Александрович (1889 – 1968) русско-американский социолог и культуролог. Основной труд : «Социальная и культурная динамика» (1937-1941 гг.). Ключевые идеи : 1. Человек по своей природе существо «двойственное»: а) существо мыслящее; б) существо чувствующее. 2. Под воздействием «двойственной» природы у человека формируются соответствующие образцы культурных ценностей – чувственные ценности и рациональные (умозрительные) ценности. 3. Различия культурных ценностей служат фундаментальной основой двух культурных суперсистем, поочередно сменяющих друг друга: чувственная суперсистема и идеациональная (умозрительная) система.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Социологическое понимание культуры

- Культура – специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Составные части культуры (1)

Знаково-символический элемент, включая знания, сформулированные в определённых понятиях и зафиксированные в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Знание – элемент культуры, фиксирующий результат познавательной деятельности человека. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Люди усваивают значение знаком и символов в процессе воспитания и образования. Это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Составные части культуры (2)

2. Отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой: а) в пространстве и времени: - простое пространственное соседство; - косвенная механическая связь; б) на основе причинной обусловленности: - причинно-следственная связь; в) отношения по значению: - логико-смысловая связь.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Составные части культуры (3)

3. Ценности и ценностные ориентации. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценностные ориентации – установки личности на ценности в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Виды ценностей : терминальные ценности (ценности-цели); инструментальные ценности (ценности-средства).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Составные части культуры (4)

4. Социальные нормы, правила, образцы поведения ( регулируют поведение людей в социальной обстановке). Социальная норма – абстрактная модель социального взаимодействия, позволяющая индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответственным образом строить собственное поведение. Примеры: Процедура принятия военной присяги; Развод суточного наряда и др.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Социальные признаки культуры

1. Субъектом и объектом культуры является человек как ее автор, потребитель и носитель, социальные группы - потребители и носители культуры. 2. Социальность. Культура всегда социальна – культура не существует вне общества; это общественное достояние, которое получают люди и передают от поколения к поколению. 3. Ценностность и осмысленность. Культура – это мир ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, которые значимы для человека и конкретного общественного организма. 4. Социальная природа культуры обусловливает ее проявление и воплощение в деятельности в устойчивых, повторяющихся образцах (стандартах) деятельности.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Социальные ф ункции культуры

Социализационная функция - формирование и воспитание личности индивида. Индивид становится личностью и полноценным членом общества только в процессе овладения им культурой, всем накопленным социальным опытом. Интегративная функция - культура объединяет народы, социальные группы и государства (на основе религии, культурных традиций, ценностей и т.д.). Регулятивная функция – влияет на поведение людей, регулирует их поступки, действия, выбор материальных и духовных ценностей. Аксиологическая или ценностная функция – культура позволяет человеку различать прекрасное и безобразное, добро и зло. Критерием таких оценок выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Социология культуры

- отрасль социологии, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Цель социологического анализа культуры

выявить соотношение между установленной (сложившейся) нормой и действительностью; раскрыть механизм реализации ценностных ориентаций и их роль в жизни общества (социальной группы); показать динамику и факторы культурных изменений; проанализировать влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества.

Изображение слайда
21

Слайд 21

2. Формы и проблемы развития культуры

Изображение слайда
22

Слайд 22: Культура духовная и материальная

Духовная культура – часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты: наука, этика, эстетика, религия, искусство, язык. Материальная культура - предметы и инструменты, придуманные, сконструированные и созданные человеком, а также модифицированные и преображенные объекты природы (поля, сады, реки с регулируемым течением и обустроенными берегами).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Господствующая культура и контркультура

Доминирующая (господствующая) культура – преобладание одной культуры над другими, вытекающее из предлагаемого этой культурой особо привлекательного образа жизни, или утверждаемое военной или экономической силой теми, кто представляет эту культуру. Контркультура – образ жизни, осознанно и целенаправленно противопоставляемый господствующей в данном обществе культуре.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Разнообразие культурных форм

Элитарная или высокая культура : (изящное искусство, классическая музыка, литература). Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами). Народная культура (фольклор): (мифы, легенды, сказания, эпосы, песни и танцы). Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. 3. Массовая (общедоступная) культура: (популярная и эстрадная музыка, шлягеры). я вляется авторской и имеет самую широкую аудиторию; о бладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Быстро теряет актуальность, устаревает и выходит из моды; м ожет быть интернациональной и национальной.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Субкультура

– система ценностей, норм, традиций и обычаев, которые отличают группу от более широкого сообщества. Виды субкультуры: м олодежная субкультура; с убкультура пожилых людей; с убкультура национальных меньшинств; п рофессиональная субкультура; к риминальная субкультура.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Проблемы развития культуры

Культурный конфликт и его виды: Аномия. Культурное запаздывание. Конфликт, вызванный господством чуждой культуры.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Аномия

- состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Нарушение единства культуры приводит к росту преступности, увеличению числа разводов, ослаблению влияния норм морали.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Культурное запаздывание

Теоретическая основа – теория культурного лага У.Ф. Огборна (1922 г.). Наблюдается в случаях, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Причины: 1) наличие консервативных групп (например, религиозных кругов), защищающих свои идеи и ценности от воздействия материальной культуры; 2) привычка и инерция; 3) различие интересов многочисленных социальных групп.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Конфликт, вызванный господством чуждой культуры

Характерен для доиндустриальных обществ, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. В результате навязывания европейских ценностей туземцам произошло не объединение двух культур, а их неественное, чреватое напряженностью смешение. Сосуществование двух систем ценностей является причиной длительной борьбы между этими двумя культурами, которая не прекратилась и после того, когда колонии обрели независимость.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Выводы по лекции

Культурой называется система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. Поведение животных в основном обусловлено инстинктами или генетически запрограммирован, в то время как поведение людей в значительной мере – результат обучения или поучения. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Культура включает четыре основных элемента: а) знаково-символический, включая знания; б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой; в) ценности и общепринятые верования; г) правила и нормы. Культура создает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежности к одному сообществу. Она организует человеческую жизнь, формирует личности членов общества, в значительной степени регулирует их поведение. Кроме определенных черт единства, между культурами могут возникать различия и обнаруживаться конфликты.

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Тема 7 : «Культура и социум»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда