Презентация на тему: Тема 6.9 Методики изучения учебных мотивов

Тема 6.9 Методики изучения учебных мотивов
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. (Модификация А.Д. Андреевой)
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Распределение баллов по уровням:
Методика «Мотивы учебной деятельности»
Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению В. Ульенковой. Методика «Палочки- черточки».
Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.
Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе.
Обработка результатов
Методика изучения мотивации учения подростков
Ключ для показателей I, II, III мотивации.
Тема 6.9 Методики изучения учебных мотивов
Тема 6.9 Методики изучения учебных мотивов
Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Источники
1/17
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (856 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 6.9 Методики изучения учебных мотивов

Выполнила : Яруллина Р.З.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. (Модификация А.Д. Андреевой)

Данный метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой. Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин.

Изображение слайда
3

Слайд 3: ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке Шкала Пункты, номер Познавательная активность 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 Мотивация достижения 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 Тревожность 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 Гнев 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Изображение слайда
4

Слайд 4: ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева. Другие сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке: на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4 вес для подсчета: 1 2 3 4 Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке: на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4 вес для подсчета: 4 3 2 1 Такими «обратными» пунктами являются: по шкале познавательной активности: 14, 30, 38; по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33; по шкале гнева подобных пунктов нет; по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32

Изображение слайда
5

Слайд 5: ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле: ПА + МД + (–Т) + (–Г ), Где, ПА — балл по шкале познавательной активности; МД — балл по шкале мотивации достижения; Т — балл по шкале тревожности; Г — балл по шкале гнева. Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60. Выделяются следующие уровни мотивации учения: I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему; II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу; III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией; IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению; V уровень — резко отрицательное отношение к учению

Изображение слайда
6

Слайд 6: Распределение баллов по уровням:

Уровень Суммарный балл I 45 - 60 II 29 – 44 III 13 – 28 IV (-2) – (+12) V (-3) – (-60)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Методика «Мотивы учебной деятельности»

Цель: выявить мотивы учебной деятельности учащихся методом анкетирования. Инструкция: «Внимательно прослушайте утверждения и отметьте те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям». Обработка и анализ результатов: 1. Классификация мотивов: • широкие социальные мотивы – 4,5; • мотивация благополучия – 1,11; • престижная мотивация – 6,12; • мотивация содержания – 7,10; • мотивация прессом – 2,9; • узкие социальные мотивы – 3,8. 2. Выделение ведущих мотивов учебной деятельности школьника, проведение качественного анализа на соответствие критериям: • богатство и разнообразие мотивов; • социальная ценность мотивов; • присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению В. Ульенковой. Методика «Палочки- черточки»

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш. Порядок исследования: Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе ; 2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; 3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; 4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; 5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе

При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного). Инструкция: «Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

Изображение слайда
11

Слайд 11: Обработка результатов

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе. Варианты ответов Количество баллов по номерам вопросов 1 2 3 4 а) б) в) г) д) е) 0 5 3 2 4 1 1 2 3 0 5 4 2 5 0 1 3 4 5 2 3 0 1 4 Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации. Уровни мотивации Количество баллов по номерам Сумма баллов итогового уровня мотивации 1 2 3 4 I 5 5 5 5 17—20 II 4 4 4 4 13—16 III 3 3 3 3 9—12 IV 2 2 2 2 5—8 V 0—1 0—1 0—1 0—1 6—4 I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху; II — высокий уровень учебной мотивации; III — нормальный (средний) уровень мотивации; IV — сниженный уровень учебной мотивации; V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Методика изучения мотивации учения подростков

Инструкция: «Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением». Обработка результатов Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения. Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию. Блок III анкеты указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера предложений и балы им соответствующие Варианты ответов Показатели мотивации а б в г д е ж з 1 2 5 4 3 5 0 - - I 2 0 0 0 5 3 4 3 4 3 2 5 2 4 5 3 - - 4 3 0 2 5 4 4 - - II 5 4 5 5 0 3 2 - - 6 3 5 5 3 0 1 - - 7 1 4 3 3 5 1 3 - III 8 3 1 3 3 0 0 2 - 9 3 1 3 3 0 5 - - Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков. Оценочная   таблица Уровень мотивации Показатели мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации I II III I 27—29 25—29 20—23 70—81 II 24—26 20—24 16—19 58—69 III 18—23 13—19 10—15 39—57 IV 10—17 6—12 4—9 18—38 V до 9 до 5 До 3 до 17 I — очень высокий уровень мотивации учения; II — высокий уровень мотивации учения; — нормальный (средний) уровень мотивации учения; — сниженный уровень мотивации учения; V — низкий уровень мотивации учения.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них. Варианты ответов Количество баллов по номерам предложений 7 8 9 а б в г д е ж И С П П У И П П И П П В В О П И П П В У - Условные обозначения мотивов: У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Содержательный блок IV анкеты позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения. V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи. Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты. Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Ключ для показателей IV, V, VI мотивации

Номера предложений и баллы, им соответствующие Варианты ответов Показатели мотивации а б в г д е 10 +5 -5 -5 -5 +5 +5 IV 11 -5 +5 -5 +5 -5 +5 12 +5 -5 +5 -5 +5 -5 13 -5 +5 -5 +5 -5 -5 V 14 +5 -5 +5 -5 -5 +5 15 -5 +5 -5 +5 -5 +5 16 +5 -5 -5 +5 -5 +5 VI 17 +5 -5 +5 -5 +5 -5 18 -5 +5 -5 +5 -5 +5

Изображение слайда
17

Последний слайд презентации: Тема 6.9 Методики изучения учебных мотивов: Источники

https:// docviewer.yandex.ru https:// gigabaza.ru/doc/64863-p5.html https:// docviewer.yandex.ru

Изображение слайда