Презентация на тему: Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)

Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Воспитание – постепенное взросление члена семьи:
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
«Домострой», некоторые разделы посвящены воспитанию:
«Пчела» - сборник морально-этических правил:
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Реформы Петра I в области просвещения.
Появляются школы различных типов:
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Феофан Прокопович (1681—1736 гг.)
Василий Никитич Татищев (1686—1750 гг.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук:
Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711—1765 гг.)
Иван Иванович Бецкой (1704—1795 гг.)
Николай Иванович Новиков (1744—1818 гг.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Александр Николаевич Радищев (1749—1802 гг.)
Школа и педагогика России XIX и начале XX вв. (до 1917 г.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
Лев Николаевич Толстой (1859-1910)
Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)
1/57
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 70)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5342 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)

Изображение слайда
2

Слайд 2

У восточных славян основной ячейкой общества была семья, в которую входило несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины – в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни.

Изображение слайда
3

Слайд 3

В семье старшие учили младших тому, что наиболее достойное занятие человека - повседневный труд земледельца и что его первейшая обязанность – это охрана этого труда.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Воспитание – постепенное взросление члена семьи:

3-6 лет – «молодой», 7-12 лет – «чадо», 12-15 лет – «отрок».

Изображение слайда
5

Слайд 5

До 3-4 лет мальчики и девочки находились под опекой матери («матёрый», т.е. воспитанный матерью). В 3-4 года дети крестьян и ремесленников выполняли посильную работу, помогали старшим. Детей знати часто отдавали до 7-8 летнего возраста в другую семью (способ поддержания рода).

Изображение слайда
6

Слайд 6

Дети дружинников учились ратному делу, с 12 - летнего возраста они жили в особых домах – гридницах, где овладевали военным искусством. Девочки обучались у матери ведению домашнего хозяйства.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В дохристианской Руси народная педагогика вводила подрастающие поколение в мир природы, передавала вековые приметы: «Месяц красен – к дождю», «Овес сей, когда береза распускается».

Изображение слайда
8

Слайд 8

Зарождение общеславянской традиции обучения относиться к VII-IX вв., когда возник новый письменный язык – славянский. Кирилл и Мефодий перевели старославянский язык и создали азбуку кириллицу.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

Первая школа, где преподавали на славянском языке, была открыта в столице Моравского княжества Велиграде в 863 году.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Педагогическая мысль и школа в Древней Руси зародилась при воздействии славянской языческой традиции и восточного христианства. С 988 года православие считалось официальной религией в Киевской Руси.

Изображение слайда
12

Слайд 12

У Византии были заимствованы жанры: «Житие святых», «Изборник Святослава» – поучения, где черпались идеалы и программы воспитания. «Поучения Владимира Мономаха детям», где главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Дети знати и горожан могли получать элементарное образование в семье. Церковь контролировала семейное воспитание. Источником знаний об окружающем мире служили потешки, колыбельные песни. Загадки служили средством умственного воспитания. Т.О. главную воспитательную функцию нес фольклор.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Первая школа учения открылась при князе Владимире в Киеве в 988 году «Дворцовая школа учения книжного». Ученики владели начальным образованием, умели читать, и писать, также получали знания из области: математики, истории, сведения о природе. Все это составляло повышенное образование.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 году в Киеве открыто женское училище. Училища создавались на церковных, княжеских и монастырских подворьях. Обучали церковному пению, чтению, письму; занимались нравственным воспитанием: «учили чести».

Изображение слайда
16

Слайд 16

Обучение носило индивидуальный характер. Оно начиналось с 7 лет. Родители платили за обучение.

Изображение слайда
17

Слайд 17

«Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал».

Изображение слайда
18

Слайд 18

Распространению начального обучения способствовали «мастера грамоты», занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Они занимались с детьми всех сословий. Обучали чтению, письму, счету. Сначала учили писать и произносить буквы, затем – читать ПСАЛТЫРЬ. Т.о. в X-XI вв. письменность проникает во все слои населения.

Изображение слайда
20

Слайд 20

XIV-XVI вв. связаны с борьбой русского народа за свою национальную независимость. Центры культуры переместились в монастыри. Сведения об идеалах воспитания содержатся в письменных памятниках: «Слово о полку Игореве» ( XIII в.), «Жития Сергия Радонежского» ( XIV в.), «Пчела» (XIV-XV в.), «Домострой» ( XV-XVI в.).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Домострой», некоторые разделы посвящены воспитанию:

«Наказания от отца к сыну», «Как чтить детям отцов своих» - воспитывать в страхе божьем и повиноваться взрослым; «Любя сына своего, учащай ему раны», «Воспитати в добре, наказании и учити страху божию и вежеству, и всякому благополучию» жесткая дисциплина и систематические физические наказания.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Пчела» - сборник морально-этических правил:

«Копающий яму под ближнего своего - сам упадет в неё», «Уча, учи поступками, а не словами», «Не твори зла и не постигнет тебя зло», «Учитель нравом да покорит ученика, а не словом».

Изображение слайда
23

Слайд 23

В 1551 году Стоглавый собор постановил учреждать училища в домах священников и дьяков. В русских городах при монастырях открывать школы грамоты. В школе обучались только мальчики. В XVI в. появились первые печатные учебники АЗБУКИ (Иван Федоров). Появляются пособия по славянской и греческой грамматике.

Изображение слайда
24

Слайд 24

В XVI в. в педагогической мысли определились основные подходы к воспитанию и обучению: 1. Латинофильский # Симеон Полоцкий (1629-1680) 2. Византийско-русский # Федор Ртищев (1625-1673) 3. Славянско-греко-латинский # Сафроний и Иоанникий Лихуды (1652-1730) 4. Старообрядческий-начетнический # Протопоп Аввакум (1621-1681)

Изображение слайда
25

Слайд 25

Симеон Полоцкий представлял окружающий мир как книгу, написанную Богом и задачи наставника – научить читать эту книгу. Полноценное обучение следует осуществлять на латинском, греческом, родном языке.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Протопоп Аввакум Осуждал приоритет мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинство русской педагогической мысли в обращении к духовности, внимании к воспитанию «мужества и мудрости».

Изображение слайда
27

Слайд 27

Первое высшее учебное заведение на Украине — Киево-Могилянская академия, было открыто в 1632 г. Состав студентов — дети зажиточных горожан, казачества и духовенства. Содержание образования : славянский, греческий, латинский, польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, богословие.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Один из основных методов преподавания — диспут. Преподавание велось на латинском языке. В XVIII в. состав предметов обновился: были введены немецкий, еврейский и французский языки, всеобщая и естественная истории, география, архитектура, экономия, медицина. Академия готовила преподавателей славяно-греко-латинских школ, деятелей духовного просвещения, ректоров и преподавателей духовных семинарий

Изображение слайда
29

Слайд 29

Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия (инициатива ее организации принадлежала Симеону Полоцкому)

Изображение слайда
30

Слайд 30

К концу XVII века наметился переход от сословного к гражданскому образованию. «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим» Образование рассматривалось как один из путей карьеры.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Реформы Петра I в области просвещения

«Гражданский» алфавит. Новый алфавит стал проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Появляются школы различных типов:

Школа математических и навигационных наук, Химическая, инженерная, артиллерийская школы, Цифирные школы. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах. За прогулы грозил штраф, за побег из школы - смертная казнь.

Изображение слайда
33

Слайд 33

В 1714 году выходит Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих. «во всех губернских, дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10-15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри … и во время учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына, 2 деньги на день из губернских доходов, а как ту науку выучат совершенно: и в то время давать им свидетельственные письма за своею рукою, а без таких писем жениться их не допускать…»

Изображение слайда
34

Слайд 34

С 1721 года при сибирских заводах создаются Горные училища. В 1724 году Горнозаводские школы и Технические училища.

Изображение слайда
35

Слайд 35

28 января 1724 года издается Указ об учреждении Академии наук. «Учинить Академию, в которой бы учились языкам, прочим наукам и знатным художественным и переводили б книги». Три класса: в се науки математические и которые от них зависят, все части физики, г уманитарные знания, история и право.

Изображение слайда
36

Слайд 36

В 1725 году. В состав Академии наук входили университет и гимназия. В университете было 4 факультета: теология, юриспруденция, медицина и философия. В 1731 году было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати Корпус кадет. В 1737 году издан закон, предоставлявший дворянам права на домашнее обучение.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Феофан Прокопович (1681—1736 гг.)

Деятельность Архиерейских школ определялась «Духовным регламентом» (новая программа школьного образования). Преследовалось сочетание церковного и светского образования.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Василий Никитич Татищев (1686—1750 гг.)

Разработал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу. Им были открыты горнозаводские школы на Урале. Его наиболее известная работам «Разговор о пользе наук и училищ».

Изображение слайда
39

Слайд 39

Татищев считал, что воспитание и обучение человека должно его соответствовать возрасту, у читель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать, з нания делились: Нужные- домоводство, мораль, религия. Полезные – письмо, красноречие, иностр. языки, математика, естественные науки. Щегольские – поэзия, музыка, танцы, верховая езда. Любопытные – астрономия, алхимия. Вредные – ворожба, чернокнижие.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Приоритетом школьной политики II пол. XVIII века б. удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Екатерина обратилась к Дидро, который составил «План университета для России».

Изображение слайда
41

Слайд 41: Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук:

Руководствующие к познанию предметов нужных гражданскому знанию; Полезные или художественные: физика, астрономия, география, навигации пр.; Руководствующие к познанию прочих искусств: логика, математика, языки и пр.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711—1765 гг.)

В «Регламенте академической гимназии» (1758 г.) он развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. По его проекту был открыт Московский университет (обучение было на русском языке). В 1756 году при Университете открывает книжную лавку. Ломоносов автор учебников для гимназии при Университете и Академии наук: «Риторика» (1748 г.), «Российская грамматика» (1755 г.), «Экспериментальная физика» М. В. Ломоносов много сделал для развития демократических и патриотических традиций в отечественной науке и просвещении.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Иван Иванович Бецкой (1704—1795 гг.)

Автор знаменитого проекта «Генеральное учреж-дение о воспитании обоего пола юношества» (1764 г.) о создании воспитательных домов, интернатов закрытого типа для подготовки в них «новой породы людей». Инициатор создания Смольного института благородных девиц, положившего начало женскому среднему образованию в России.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Николай Иванович Новиков (1744—1818 гг.)

В т рактате «О воспитании и наставлении детей» определил, что «Воспитание имеет три главных части: воспитание физическое, касающее до одного тела, нравственное имеющее предметом образование сердца, т.е. образование и управление натурального чувствования и воли детей и разумное воспитание для просвещения или образования разума. Т.о. воспитывать детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами».

Изображение слайда
45

Слайд 45

Новиков выступал за общедоступное образование. Он организовывал независимые от официальных властей народные училища для непривилегированных слоев населения. Был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».

Изображение слайда
46

Слайд 46: Александр Николаевич Радищев (1749—1802 гг.)

В трактате «Беседа о том, что есть сын Отечества» обосновал свое представление об идеале человека, условиях и средствах его воспитания в духе демократических и антикрепостнических идей. Радищев оказал значительное влияние на развитие в целом русской революционно-демократической концепции, в частности, педагогической.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Школа и педагогика России XIX и начале XX вв. (до 1917 г.)

Изображение слайда
48

Слайд 48

Реорганизация национальной системы образования началась с принятия в 1803 году Предварительных правил народного просвещения и в 1804 году Устава учебных заведений, подведомых университетам.

Изображение слайда
49

Слайд 49

По уставу предусматривалось : п реобразование народных училищ, четыре ступени образования: Университеты Гимназии Уездные училища Приходские школы Должна была быть преемственность. Не было богословия и русского языка.

Изображение слайда
50

Слайд 50

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в пансионатах, где воспитанием занимались иностранцы. Открывались лицеи –гос. закрытые учебные учреждения для дворян. Благодаря декабристам открывались частные начальные учебные заведения для простого народа.

Изображение слайда
51

Слайд 51

«Устав о начальных и средних школах» (1828 года) Провозглашался принцип, каждому сословию свой уровень образования : Приходские школы для низших сословий, Уездные школы для детей купцов, ремесленников, Гимназии для чиновничества и детей дворян. Школьная жизнь происходила по строгим надзором начальника и полиции.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

Александр Иванович Герцен (1812-1870)

Изображение слайда
53

Слайд 53

Согласно «Положению о начальных народных училищах» (1864 год) и «Уставу гимназий и прогимназий» (1864 год) все школы провозглашались общедоступными и бессословными, у ченики были обязаны вносит плату за обучение, у правление школами и университетами приобретало децентрализованный характер,

Изображение слайда
54

Слайд 54

у став объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения, б ыли узаконены три типа учебных заведений: Классическая гимназия с двумя др. языками, Классическая гимназия с латинским языком, Реальная гимназия без др. языков. Прогимназия (неполное сред. образ.) В 1850 годы возникают воскресные школы.

Изображение слайда
55

Слайд 55

«Устав гимназий» 1871 года «Положение о реальных училищах» 1872 года в осстановили сословную разобщенность школ, н арушали определенное единство системы общего образования, установленные в предшествующий период.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Лев Николаевич Толстой (1859-1910)

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Изображение слайда
57

Последний слайд презентации: Тема 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ в.)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Изображение слайда