Презентация на тему: Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени

Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
План:
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Социально-исторические условия формирования и развития философии Нового времени
Педагогические идеи Северной Америки
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Педагогические идеи Просвещения в Англии
Педагогические идеи Просвещения в Англии
Дж. Локк (1632-1704)
Новые принципы педагогики Локка:
Педагогические идеи Просвещения Франции
Шарль Луи Монтескье ( 1689-1755)
Жан-Жака Руссо (1712-1778)
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Особенности немецкой классической философии
Представители немецкой классической философии
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Методы нравственного воспитания
Кант сформулировал три знаменитых вопроса, исчерпывающих, по его мнению, все духовные проблемы человека.
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Главная цель воспитания — научить человека думать. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания:
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
«Критика практического разума»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Георг Гегель
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
Спасибо!
Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени
1/42
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 23)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7592 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени

Изображение слайда
2

Слайд 2: План:

1.Педагогические теории в философии эпохи Просвещения. 2.Педагогические идеи немецкой классической философии

Изображение слайда
3

Слайд 3

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. Гл. II. М., 1992. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии. // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х тт. Т. 1. М., 1970. Кант И.,.. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., ПесталоцциИ. Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

Изображение слайда
4

Слайд 4

1.Педагогические теории в философии эпохи Просвещения.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Социально-исторические условия формирования и развития философии Нового времени

1.Разложение феодальных отношений в Западной Европе. 2.Буржуазные революции и развитие капиталистических отношений. 3.Рост промышленного производства. 4.Изменение общественного сознания. 5.Развитие научного знания: первая научная революция, формирование механистической картины мира. 6.Реформация религиозной жизни (протестантизм).

Изображение слайда
6

Слайд 6: Педагогические идеи Северной Америки

Т. Джефферсон (1743-1826 ) Дж. Вашингтон (1732-1799 ) Б. Франклин ( 1706-1790)

Изображение слайда
7

Слайд 7

Томас Джефферсон полагал, что распространение просвещения послужит укреплению республиканских институтов и поэтому решительно выступал за всемерное развитие системы образования. Бенджамину Франклину принадлежала инициатива разработки плана обеспечения регулярного посещения школ неграми, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры. Верой в образование проникнуты слова Джорджа Вашингтона : «Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия…»

Изображение слайда
8

Слайд 8: Педагогические идеи Просвещения в Англии

Дж. Мильтон (1608-1674 ) У. Петти (1623-1687 ) Дж. Локк (1632-1704 ) Д. Беллерс (1654-1725 ) Т. Пейн (1737-1809 ) Дж. Пристли (1733-1804) и др.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Педагогические идеи Просвещения в Англии

ликвидация сословной школы и создании демократической системы образования Джон Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши - выходцы из всех социальных слоев - воспитывались бы в духе трудолюбия. Соответствующий план изложен в сочинении Беллерса "Предложения об учреждении трудового колледжа". Томас Пейн в работе "Права человека"выдвинул Демократическую идею бесплатного всеобщего обучения.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Дж. Локк (1632-1704)

английский философ, экономист, политический мыслитель и педагог. Преподавал в Оксфордском университете, служил у видного политического деятеля лорда Эшли, был воспитателем его детей и домашним врачом. « Мысли о воспитании» «Об управлении разумом» "Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми". Дж.Локк

Изображение слайда
11

Слайд 11: Новые принципы педагогики Локка:

✓ ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков; ✓ все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту; ✓ воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок; ✓ основная цель воспитания - счастье человека, опирающееся на добродетель; ✓ здоровье ребенка - первая задача воспитания; ✓ пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов; ✓ следует отказаться от принуждения в воспитании; ✓ польза - вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении. ✓ опыт как основа воспитания, ✓ практицизм, ✓ рационализм.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Педагогические идеи Просвещения Франции

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 ) Дени Дидро (1713-1784) Клод Анри Гельвеций (1705-1771 ) Франсуа Вольтер (1694-1778)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Шарль Луи Монтескье ( 1689-1755)

формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Жан-Жака Руссо (1712-1778)

Ж.Ж.Руссо (1712-1778 – 18 в.) – французский философ-просветитель, писатель. Родился Руссо в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика, не получил образования, еще ребенком был отдан в ученье граверу, но бежал, не выдержав побоев и холода. Так начинается его скитальческая жизнь. Много раз он пересекал Францию и Швейцарию, перепробовал много профессий. Сложившимся человеком возвращается в Париж, знакомится с лучшими представителями новой буржуазной интеллигенции, публицистами и философами. Резко выступал против общественного неравенства, существующих социальных институтов и церкви, выражал интересы, прежде всего крестьян и ремесленников. Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и путем воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.    У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо -естественное воспитание.

Изображение слайда
16

Слайд 16

В "Письмах о морали", написанных в 1758 г. и открывающих цикл этих работ, поставлен фундаментальный вопрос о сущности человеческой личности. Руссо-гуманист провозглашает природную доброту человека, с учетом которой предлагает воспитывать людей. Он по-своему интерпретировал картезианское суждение о дуализме человеческой сущности. Человеку дана свобода выбора - следовать природе или идти наперекор ей. Такая свобода - исходное условие становления личности - одновременно благо и зло, пишет Руссо.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания ("Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут коллежами"). Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей.    Одновременно Руссо изложил в духе своей теории естественного права проект воспитания нового человека.    Герой романа Эмиль - некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора. Подобный прием помогает ему четко изложить собственные педагогические воззрения.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества.

Изображение слайда
19

Слайд 19

2.Педагогические идеи немецкой классической философии

Изображение слайда
20

Слайд 20: Особенности немецкой классической философии

Систематическое и целостное объяснение мира на основе естественной упорядоченности и гармонии мира Понимание философии как строгой, самостоятельной науки, как специальной системы идей Понимание особой роли философии в истории человечества (философия – «критическая совесть культуры») Разработка целостной концепции диалектики Осознание свободы как этической ценности и критерия исторического процесса

Изображение слайда
21

Слайд 21: Представители немецкой классической философии

Иммануил Кант Фридрих Шеллинг Иоганн Фихте Георг Гегель Людвиг Фейербах

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Человек не может подвергаться насильственному воспитанию нравственности. Человек делает себя сам. Ему вменяется в обязанность культивировать свой разум, свойствами которого a priori являются сознание долга и высшего нравственного закона.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Задачи воспитателя направлены на то, чтобы подготовить человека к нравственному самосовершенствованию. Реализация этих задач достигается через уход дисциплинирование культивирование (обучение) цивилизирование (социализация) морализирование и религиозное воспитание

Изображение слайда
25

Слайд 25: Методы нравственного воспитания

эротематический акроаматический Методы нравственного воспитания катехизический (вопросы обращены к памяти воспитанника) диалогический (вопросы обращены к разуму воспитанника)

Изображение слайда
26

Слайд 26: Кант сформулировал три знаменитых вопроса, исчерпывающих, по его мнению, все духовные проблемы человека

1) Что я могу знать? (метафизика); 2) Что я должен делать? (мораль); 3) На что я смею надеяться? (религия); 4) Что такое человек? (антропология);

Изображение слайда
27

Слайд 27

“Эгоизму может быть противопоставлен только плюрализм, то есть такой образ мыслей, при котором человек рассматривает и ведет себя не как охватывающий своей самостоятельностью весь мир, а как гражданин мира”

Изображение слайда
28

Слайд 28: Главная цель воспитания — научить человека думать. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания:

обуздать животную природу человека; научиться трудиться; научиться вести себя в обществе; стать нравственным;

Изображение слайда
29

Слайд 29

“Мы постоянно наблюдаем несоответствие между умом и чувствованиями людей, между умом и волей, разлад между стремлениями и силами для осуществления стремлений, перевес фантазии над рассудком и обратно, непропорциональность между памятью и умом и т.д. Духовно уравновешенного человека, пропорционально сложенного так же трудно найти, как и пропорционального в физическом отношении”

Изображение слайда
30

Слайд 30

“Таким образом, оставаясь в известных пределах служителем саморазвития организма, педагог вынужден взять на себя другую, труднейшую задачу — усовершенствование личности, должен стремиться сделать ее лучше, краше, гармоничнее”

Изображение слайда
31

Слайд 31

саморазвитие организма самоусовершенствование личности сообразно идеалу

Изображение слайда
32

Слайд 32

Гармония здесь понимается не как равное развитие сил, а как объединенное, связное развитие, представляющее нечто целое при неравенстве сил, “в котором одно — главное, а другое — второстепенное и подчиненное, одно — сильное, другое — слабое, но все соединенное, связанное, прилаженное одно к другому, — словом, вроде музыкальной гармонии, в которой есть весьма различное, неравное, но в то же время все вместе есть гармоническое”

Изображение слайда
33

Слайд 33

“педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу”

Изображение слайда
34

Слайд 34: Критика практического разума»

Чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание Между чистой нравственностью и реальной жизнью существует противоречие Мораль человека не должна зависеть от внешних условий Моральный закон – категорический императив – высший закон безусловного характера – «ПОСТУПАЙ ТАК ЧТОБЫ МАКСИМА ТВОЕГО ПОСТУПКА МОГЛА БЫТЬ ПРИНЦИПОМ ВСЕОБЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Изображение слайда
35

Слайд 35: Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Разработал теорию объективного идеализма Создал диалектику как всеобщий философский метод

Изображение слайда
36

Слайд 36: Георг Гегель

Идеи Гегеля в философии образования неразрывно связаны с общими концептуаль-ными положениями его философской системы и диалектического метода, заключающимися в активном, деятельном характере образования и его развития.

Изображение слайда
37

Слайд 37

В основе его учения об образовании, под которым он понимал осознание человеком всеобщности своего существования, лежит принцип различения теоретического и практического духа. В теоретическом духе, согласно Гегелю, превалирует влечение к знанию и познанию. Теоретический дух призван исправлять односторонность сознания, относящегося к объектам как к непосредственно сущим, но не как к субъективным и всеобщим. Практиче-ский же дух всегда исходит из своих интересов и целей. Он начинает с субъективных опре -делений и стремится превратить их в нечто объективное. И теоретический, и практический дух у Гегеля взаимно дополняют друг друга. Они порождают то, в чем обычно выражается разум, -единство объективного и субъективного, отдельного и всеобщего.

Изображение слайда
38

Слайд 38

В соответствии с этими двумя различными способами бытия духа Гегелем рассматривается и образование, и два составляющих его вида: теоретическое образование и практическое. Нередко, однако, теоретическое и практическое образование заменяются Гегелем поня-тиями интеллектуального и морального образования. Теоретическое (интеллектуальное) образование предоставляет человеку возможность овладеть многообразием знаний, следовательно, позволяет сделать переход от отдельного знания к знанию всеобщего, т.е. к овладению знаниями о предметах всеобщего интереса. Практическое (моральное) образование ставит перед человеком задачу знания меры удовлетворения своих потребностей и влечений, а также меры соотношения индивидуального и общественного в своей специальной ( профес-сиональной ) деятельности и в отношении к своему призванию. В этой связи интересно заметить, что нахождение меры (умеренности), по Гегелю, происходит благодаря умению чело-века осмысливать все, что происходит вокруг него, и через рефлексию над собой. При этом человеку не следует замыкаться, считает он, на обособленности своего состояния. Следовательно, и теоретическое (интеллектуальное), и практическое (моральное) образование так же, как теоретический и практический дух, у Гегеля являются связанными между собой и дополняют друг друга.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Гегель утверждал, что человек является продуктом истории и что разум и самопознание — результат деятельности человеческой цивилизации. Гегель отводил человеку роль творца и созидателя. Он крайне высоко оценивал преобразующую роль воспитания ("Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию"). Воспитание, по сути, рождает разумное, "духовное существо". Таковым человек становится "из самого себя", т.е. формируется сам. Подобный процесс представляет собой череду "отрицания" прежнего с частичным удержанием предыдущего. Воспитание есть "трудная, раздражающая борьба с самим собой".

Изображение слайда
40

Слайд 40

Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспитания и историю человеческой цивилизации. Он усматривал в формировании индивида отражение конкретно-исторического процесса ("каждый человек — сын своего времени и своего народа"). Это не означало обреченности на пассивное существование отдельного человека. Напротив, благодаря воспитанию личность активно участвует в культурной жизни общества, формируется во взаимодействии с окружающей средой.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Спасибо!

Изображение слайда
42

Последний слайд презентации: Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени

Изображение слайда