Презентация на тему: Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»

Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Литература
Основные понятия темы
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Ценностные ориентации
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Социальная роль
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Социализация
Социологическая типология личности
Социальные типы личности
Конкретно-научные типологии личности
Типология личности Д. Макклелланда
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
Факторы формирования личности
Выводы по лекции
Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»
1/28
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 34)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (335 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»

Учебные вопросы: Понятие «личность» в социологии. Социальные статусы и роли. Типология личности и основные факторы ее формирования.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Литература

Волков Ю.Г. Социология: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. Раздел 2. Глава 1-2. – С. 108 - 152. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Питер, 2009. – С. 162 - 177. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во НОРМА, 2002. Введение, Гл. 5. – С. 180 – 241. Социология: учебник. 4-е изд. Отв. ред. В.А. Глазырин – М.: Изд-во Юрайт, 2013. Глава 10. – С. 244– 276. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. — М. : ЦСПиМ, 2013. — С. 67 – 109.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Основные понятия темы

Личность Диспозиции личности Ценностные ориентации Социальный статус Социальная роль. Ролевое поведение Социальная санкция Социализация Социологическая типология личности Факторы формирования личности.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Понятие «личность» в социологии. Социальные статусы и роли.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Главный принцип современной социологии Человек не только продукт общественных отношений, но и основная причина, источник изменения общества, создания и функционирования устойчивых форм социальной жизни. Вопрос о месте и роли человека в обществе, о возникновении, воспроизводстве и изменении его как личности, как субъекте социального действия – один из основных вопросов современной социологии.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Человек, индивид, личность Человек – один из видов живых существ на Земле ( Homo sapiens). Индивид – это единичный человек, субъект отношений и сознательной деятельности. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данному человеку. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения

Изображение слайда
7

Слайд 7

Структура личности (1) Психоаналитический подход. (З. Фрейд) Личность человека имеет три составные части: 1. Ид («Оно») – источник энергии, направленный на получение удовольствия. 2. Эго («Я») – контролирует поведение человека, регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. 3. Суперэго (« Сверх-Я ») – идеализированный родитель, «гарнизон, оставленный обществом в сознании индивида». Осуществляет нравственную или оценочную функцию в соответствии с принятыми в обществе нормами и стандартами.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Структура личности (2) Теория развития личности. (Ч.Х. Кули, Д.Г. Мид ) Ч.Х. Кули (теория «зеркального Я»): Личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверен, что люди обращают внимание на мою новую прическу) 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят. (Я уверен, что им нравится моя новая прическа). 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я всегда буду так причесываться).

Изображение слайда
9

Слайд 9

Структура личности (2) Теория развития личности. Д.Г. Мид. Структура личности включает в себя два уровня: 1. I ( англ.) – «Я». 2. Me (англ.) – «Меня». Оба местоимения должны переводиться как «Я», но в разных значениях этого слова: I – «Я» - это то, что я думаю о других и о себе, этой мой внутренний мир. Me – «Меня» - это то, что по моему мнению, обо мне думаю другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Структура личности (2) Теория развития личности. Д.Г. Мид. Становление личности осуществляется путем постепенного освоения ребенком социальных ролей в группах, принятия им на себя роли других людей. Стадии развития личности: Имитация. Дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Игровая стадия. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, полицейского, пожарного, автогонщика и др. Стадия коллективных игр. Дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но всей группы. Следование правилам игры подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Структура личности (3) Диспозиционная концепция личности. (В.А. Ядов) Диспозиция личности – продукт столкновения потребностей и ситуаций (условий), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены. Закрепляются в личностной структуре в результате опыта и структурируются в некоторую иерархию.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Структура личности (3) Диспозиционная концепция личности. (В.А. Ядов) Уровни Сферы реализации пот- ребностей личности (основание – последовательное расширение границ активности личности) Ситуации (основание – длительность времени сохранения актуальности) Уровни диспозиций 1. Ближайшее семейное окружение Предметные ситуации Элементарные фиксированные установки 2 Контактная (малая) группа Ситуации группового общения Социальные фиксированные установки 3. Область профессиональной деятельности, конкретная работа Условия труда в конкретной отрасли Базовые социальные установки 4. Общество в целом Социально-экономические и культурные условия жизни общества Ценностные ориентации

Изображение слайда
13

Слайд 13: Ценностные ориентации

- это предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. Ценностные ориентации определяют : общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного «проекта» жизни.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Статус – социальное положение человека в обществе Социальное положение – это обобщенная характеристика, охватывающая: профессию; экономическое положение; политические возможности; демографические свойства человека. Пример : водитель (профессия); работник наемного труда, получающий средний по размерам доход (экономическая черта); член партии «Единая Россия» (политическая характеристика); мужчина в возрасте 40 лет (демографическая характеристика).

Изображение слайда
15

Слайд 15

Социальный статус – структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида. Виды статусов : Приписываемый – статус, в котором человек рожден. Достигаемый (приобретаемый) - статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору или благодаря удаче и везению.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Социальная роль

Модель ожидаемого поведения личности в соответствии с определенным социальным статусом. (Нормативный аспект социального статуса, образец поведения). Реальное поведение, связанное с реализацией обязанностей конкретного статуса. (Динамический аспект реализации того или иного статуса).

Изображение слайда
17

Слайд 17

Различие между социальным статусом и социальной ролью Статус подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида в социальной системе, а роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в условиях конкретного места и времени. Ролевое поведение – результат исполнения роли, которому предшествуют процессы обучения и принятия роли. Социальная санкция – оперативное средство социального контроля, социальные последствия действия в рамках требований социальной роли.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Социальная структура личности В объективном плане – это система статусов и ролей. Она характеризует «внешнюю» соотнесенность человека с обществом. В субъективном плане – это система диспозиций и ролевых ожиданий. Она характеризует «внутреннюю» соотнесенность человека с обществом.

Изображение слайда
19

Слайд 19

2. Типология личности и основные факторы ее формирования

Изображение слайда
20

Слайд 20: Социализация

- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Социологическая типология личности

Социология выделяет в личности социально- типическое как целостность необходимых для выполнения общественных функций профессиональных и нравственных качеств, знаний, умений, ценностных ориентаций, доминирующих мотивов деятельности. Социологическая типология личности – выявление сущностных черт личности, обусловленных ее образом жизни, жизнедеятельности и на этой основе создание таких типовых групп, в которых личности объединяются по их социальным, а не биологическим характеристикам.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Социальные типы личности

Основание для типологии личности Типы личности 1. По сфере деятельности Рабочие, инженеры; фермеры; ученые; военные; медицинские работники и др. 2. По положению в социальной структуре общества Буржуазия; средний класс; низший класс; люмпены; бомжи 3. По уровню образования Начальное; среднее; высшее

Изображение слайда
23

Слайд 23: Конкретно-научные типологии личности

Устойчивые ориентации и характеристики личности К. Хорни: характер взаимодействия с другими К. Юнг: Внешняя или внутренняя ориентация Уступчивый (ориентация на людей) Обособленный (ориентация от людей) Враждебный (настроенный против людей) Экстраверт (ориентированный на других) Интраверт (ориентированный на себя, свой внутренний мир)

Изображение слайда
24

Слайд 24: Типология личности Д. Макклелланда

Доминирующие потребности Тип личности 1. Потребность власти « Властник » - основной признак: желание воздействовать на других людей 2. Потребность успеха « Достиженец » - основной признак: умение довести работу до успешного результата 3. Потребность в соучастии «Причастник» - привлекает работа, которая предоставляет обширные возможности социального общения

Изображение слайда
25

Слайд 25

Ролевая теория личности в социологии Основной принцип : свойства социально-исторических типов личности обусловлены объективно существующими социально-экономическими и культурными условиями жизни общества. Типы личности конкретной социально-исторической эпохи : 1. Идеальный тип личности: (выражает требования общественного идеала). 2. Нормативный тип личности: (выражает черты личности, формирование которых объективно необходимо для функционирования и развития данного социума и реально возможно при данных условиях) 3. Реально распространенный тип личности: (фактически господствующие типы личности)

Изображение слайда
26

Слайд 26: Факторы формирования личности

Биологическая наследственность. Физическое окружение (географические, климатические, экологические факторы). Культура, доминирующая система ценностей, нормы и правила. Модели поведения, групповой опыт достижения целей и решения задач. Индивидуальный опыт личности, уникальная биографическая ситуация.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Выводы по лекции

Область изучения личности как социально-типического выражения системы общественных отношений является одним из основных объектов социологического анализа. Социально-типические свойства личности находят свое выражение в системе статусно-ролевых отношений, а также в процессе социализации. Социология выделяет в личности социально-типическое как целостность необходимых для выполнения общественных функций профессиональных и нравственных качеств, знаний, умений, ценностных ориентаций, доминирующих мотивов деятельности. Социализация, т.е. пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям, имеют две цели: способствовать нашему взаимодействию на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Тема 4: «Личность в системе социальных взаимодействий»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда