Презентация на тему: Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика государства

Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика государства 1. Содержание и звенья финансовой системы Схема развития финансовых отношений Принципы построения финансовой системы: Структура финансовых отношений по сферам (воспроизводства) Структура финансовой системы РФ по основным формам организации Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами: Звенья финансовой системы Российской Федерации Доля неформальных выплат чиновникам и «крышам» в обороте, % ( ИСТОЧНИК: НИСИПП ) Оценка денежных потоков на среднем предприятии ( ИСТОЧНИК: НИСИПП ) Доля теневой экономики в мире и в России (%) (ИСТОЧНИК: Всемирный банк) Специфические признаки страхования Общая цель функционирования всех звеньев финансовой системы Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика государства Основные звенья государственных и муниципальных финансов 2. Финансовая политика: цели и механизмы Функции и аспекты финансовой деятельности государства Методы финансовой деятельности государства 2. Финансовая политика: цели и механизмы Финансовая политика Основное содержание финансовой политики государства Целевые направления финансовой политики Фискальное направление финансовой политики. Кривая Лаффера Регулирующее направление финансовой политики Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика государства Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика государства 3. Основные формы финансовой политики Классическая финансовая политика Регулирующая финансовая политика Регулирующая финансовая политика. Неоконсервативная стратегия Планово-директивная финансовая политика 4. Современная финансовая политика России … складывалась в условиях преодоления ограничительных рамок планово – директивной политики СССР: Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика государства Причины кризиса августа 1998 г.: Причины кризиса августа 1998 г.: Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежных балансах России в 1994—1998 гг. (Вестник Банка России от 14 мая 1999 года № 29 (373)) Финансовая политика включает : Основные направления бюджетной политики: Бюджетная политика включает: Спасибо за внимание
1/40
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 35)
Скачать (217 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации: Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика государства

Содержание и звенья финансовой системы Финансовая политика: цели и механизмы Основные формы финансовой политики Современная финансовая политика РФ Юданова А.Л.

2

Слайд 2: 1. Содержание и звенья финансовой системы

Финансовая система – это совокупность звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовые сферы отличаются особыми формами формирования, использования, управления финансовыми ресурсами. Финансовые звенья – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. Финансовые категории (например, налоги) обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. 1. Содержание и звенья финансовой системы

3

Слайд 3: Схема развития финансовых отношений

Финансовая система сфера сфера звено звено звено звено кате- гория звено кате- гория кате- гория кате- гория кате- гория кате- гория кате- гория кате- гория кате- гория

4

Слайд 4: Принципы построения финансовой системы:

сочетание централизма и демократизма; соблюдение национальных и региональных интересов; единство финансовой системы; функционального назначения составных элементов финансовой системы Принципы построения финансовой системы:

5

Слайд 5: Структура финансовых отношений по сферам (воспроизводства)

Общегосударственные (общественные) финансы Финансы хозяйствующих субъектов (корпоративные финансы) обеспечивают процесс расширенного воспроизводства на макроуровне обеспечивают процесс расширенного воспроизводства на микроуровне

6

Слайд 6: Структура финансовой системы РФ по основным формам организации

государственный бюджет внебюджетные фонды государственный кредит государственных муниципальных частных акционерных Общегосударственные (общественные) финансы Финансы хозяйствующих субъектов (корпоративные финансы) фонды страхования смешанных общественных прочих

7

Слайд 7: Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами:

На общегосударственном уровне : различные комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, финансово – контрольный аппарат Администрации Президента РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные службы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Финансовая служба страхового надзора, Финансовая служба финансово-бюджетного надзора), Федеральная таможенная служба, Минэкономразвития России. На уровне субъектов РФ : комиссии по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и финансовые институты исполнительных органов, аналогичные федеральным. На местном уровне : подобные вышестоящим финансовые институты управления. На уровне хозяйствующих субъектов : финансово-бухгалтерская служба. Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами:

8

Слайд 8: Звенья финансовой системы Российской Федерации

Государственная бюджетная система Государственный кредит Финансы предприятий различных форм собственности Внебюджетные социальные фонды Фонды имущественного и личного страхования Финансы домохозяйств Финансы теневой экономики

9

Слайд 9: Доля неформальных выплат чиновникам и «крышам» в обороте, % ( ИСТОЧНИК: НИСИПП )

Год 2005 2006 2007 2008 2009 Доля выплат чиновникам или госорганам в виде неформальных платежей в обороте (для типичного предприятия, осуществляющего неформальные платежи) 8,5 8,6 8,2 7,8 7,9 Доля выплат различного рода «крышам» в виде «неформальных налогов» или «неформальных прибылей» в обороте (для типичного предприятия, осуществляющего такие выплаты) 7 6,6 5,9 5,6 5,5 Доля выплат чиновникам или госорганам в виде неформальных платежей в обороте в целом по экономике 4,9 5 4,7 4,3 4 Доля выплат различного рода «крышам» в виде «неформальных налогов» или «неформальных прибылей» в обороте в целом по экономике 3,2 3 2,5 2,1 1,9

10

Слайд 10: Оценка денежных потоков на среднем предприятии ( ИСТОЧНИК: НИСИПП )

11

Слайд 11: Доля теневой экономики в мире и в России (%) (ИСТОЧНИК: Всемирный банк)

№ Страна 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 1 Швейцария 8,4 8,6 8,6 8,6 8,4 8,6 8,7 8,9 9,1 2 США 8,6 8,7 8,7 8,6 8,7 8,8 8,9 8,9 9 3 Австрия 9,6 9,8 9,9 9,8 9,8 9,8 9,8 9,8 10 4 Люксембург 9,6 9,8 9,8 9,8 9,8 9,8 9,9 9,9 10 5 Япония 11 11,2 11,2 11,1 11,2 11,5 11,7 12 12,1 6 Великобритания 12,6 12,7 12,8 12,8 12,9 13 13 13,1 13,2 7 Нидерланды 12,9 13,1 13,1 13 12,9 13 13 13 13,2 8 Новая Зеландия 12,6 12,8 13 13,2 13,4 13,6 13,5 13,5 13,6 9 Сингапур 12,9 13,1 12,9 12,9 13,1 13,4 13,5 13,8 14 10 Китай 13 13,1 13,2 13,3 13,4 13,6 13,7 14 14,3 11 Макао 12,9 13,1 13,2 13,4 13,7 14,2 14,4 14,6 15,3 12 Австралия 14,2 14,3 14,3 14,4 14,7 14,8 14,8 14,9 15 13 Франция 14,8 15,2 15,4 15,3 15,4 15,5 15,6 15,6 15,7 14 Ирландия 15,7 15,9 15,9 15,9 15,8 16 16,2 16,3 16,4 15 Германия 15,6 16 16,1 16 15,8 15,9 16 16,4 16,7 16 Вьетнам 15,4 15,6 15,7 15,9 16 16,1 16,5 16,6 16,8 … 130 РФ 45,1 46,1 47 47,8 48,8 49,5 50,1 50,8 52 131 Армения 46 46,3 47,2 48,1 48,8 49,1 50 50,7 51,7 … 136 Беларусь 47,9 48,1 48,3 48,6 49,2 50,1 51,1 52,1 53 … 149 Азербайджан 60,2 60,6 60,9 61,2 62,2 62,7 64,7 67,6 69,6 150 Боливия 67,2 67,1 66,6 66,5 66,5 67,3 69,9 71,3 70,7 151 Грузия 66,2 67,3 67,4 67,4 68,7 69,2 69,5 71,1 72,5 В среднем 32,9 33 33,1 33,1 33,4 33,8 34,2 34,9 35,5

12

Слайд 12: Специфические признаки страхования

вероятность наступления страхового случая, способного нанести экономический ущерб; количество пострадавших от страхового случая субъектов всегда меньше числа участников страхования; перераспределение ущерба как в пространстве, так и во времени; выплата страховых возмещений носит вероятностный характер; страховые взносы, мобилизованные в страховой фонд, возвратные. Специфические признаки страхования

13

Слайд 13: Общая цель функционирования всех звеньев финансовой системы

– оптимальная мобилизация финансовых ресурсов и их дальнейшее распределение, а также перераспределение. Общая цель функционирования всех звеньев финансовой системы

14

Слайд 14

Главное звено финансовой системы - это государственный бюджет. Вертикальная структура основных звеньев финансовой системы. Горизонтальная (пространственная) структура основных звеньев финансовой системы без выделения муниципальных финансов с условным представлением только 4-х субъектов РФ.

15

Слайд 15: Основные звенья государственных и муниципальных финансов

Финансы федеральных органов власти Финансы органов власти субъектов РФ Финансы местного самоуправления федеральный бюджет федеральные внебюджетные фонды государственный кредит финансы государ- ственных и казенных унитарных федераль- ных предприятий бюджеты субъектов Федерации региональные внебюджетные фонды кредит субъектов РФ финансы государ- ственных унитарных предприятий субъектов РФ муниципальные бюджеты муниципальные внебюджетные фонды муниципальный кредит финансы муниципальных унитарных предприятий

16

Слайд 16: 2. Финансовая политика: цели и механизмы

Финансовая деятельность государства  - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы. Основная цель - выполнение программ финансового развития.

17

Слайд 17: Функции и аспекты финансовой деятельности государства

Функции финансовой деятельности:   1. Образование государственных и муниципальных денежных форм.   2. Распределение государственных ресурсов.   3. Использование государственных ресурсов.   4. Государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов.   5. Эмиссия денежных средств (знаков). Аспекты финансовой деятельности: -  Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах.  - Организационно-технический - деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег  - Правовой аспек т – финансовая деятельность осуществляется особым методом.

18

Слайд 18: Методы финансовой деятельности государства

Методы финансовой деятельности государства  - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов : от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы :     1) методы собирания денежных средств ( налоговый метод, метод добровольных взносов и др.)     2) методы распределения и использования ( метод финансирования, кредитование и др. ).

19

Слайд 19: 2. Финансовая политика: цели и механизмы

Финансовая политика - это совокупность государственных и региональных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций

20

Слайд 20: Финансовая политика

С одной стороны, это составная часть экономической политики государства. С другой стороны, это относительно самостоятельная сфера деятельности государства в области производственно- и распределительно-финансовых отношений.

21

Слайд 21: Основное содержание финансовой политики государства

Выработка научно обоснованных концепций развития финансов Определение основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу и текущий период Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей

22

Слайд 22: Целевые направления финансовой политики

фискальное регулирующее - балансирование доходов и расходов государства. - при помощи определенных инструментов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) государство оказывает влияние на интересы экономических субъектов.

23

Слайд 23: Фискальное направление финансовой политики. Кривая Лаффера

Доходы бюджета Налоговая нагрузка ОПТ Запретная зона Нормальная зона

24

Слайд 24: Регулирующее направление финансовой политики

Механизмы финансового регулирования Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов Рестрикционный механизм, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения с целью обеспечения экономического роста и занятости населения

25

Слайд 25

Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг

26

Слайд 26

Виды финансового механизма Директивно финансовый механизм разрабатывается все система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование и т.д. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

27

Слайд 27: 3. Основные формы финансовой политики

классическая (гибкое сочетание рыночного и централизованного распределения) регулирующая (рыночная) планово-директивная (централизованная)

28

Слайд 28: Классическая финансовая политика

до конца 20-х годов прошлого столетия; в основе труды классиков А.Смита и Д.Риккардо ; основное направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов; доходы формируются исключительно за счет налогов, причем преимущественно косвенных и имущественных.

29

Слайд 29: Регулирующая финансовая политика

с 20-х годов прошлого столетия; в основе лежат труды Дж. Кейнса ; основное направление - необходимость активного вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики; главный механизм регулирования -подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; большое значение получает государственный кредит; рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета.

30

Слайд 30: Регулирующая финансовая политика. Неоконсервативная стратегия

с 70-х годов данного столетия; не связана с отказом от регулирования как ее цели, но огранивает вмешательство государства в экономику и социальную область; регулирование экономики становится многоцелевым; сокращение налогов и уменьшение степени их прогрессивности.

31

Слайд 31: Планово-директивная финансовая политика

в странах, использовавших адмнистративно-командную систему управления экономикой; в основе – государственная собственность на средства производства; цель – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

32

Слайд 32: 4. Современная финансовая политика России … складывалась в условиях преодоления ограничительных рамок планово – директивной политики СССР:

Перевод взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу. Изменились межбюджетные отношения. С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды. Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды. 4. Современная финансовая политика России … складывалась в условиях преодоления ограничительных рамок планово – директивной политики СССР:

33

Слайд 33

В 1992 – 1998 гг. финансовая политика России развивалась в рамках так называемой "политики финансовой стабилизации" в крайне неблагоприятных условиях. Это привело к кризису августа 1998 г.

34

Слайд 34: Причины кризиса августа 1998 г.:

отсутствие российской теории в области финансового регулирования при "романтической" ориентации на рекомендации МВФ. снижение объемов производства, сужение доходной базы бюджета с соответствующим увеличением налогового пресса на реального производителя привели к хроническому невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита, низкой собираемости налогов. частые смены министров финансов и глав правительств, не способствовавшие выработке реальной и предсказуемой финансовой политики; искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в его прогнозировании, приведшие к ухудшению платежного баланса и потере золото – валютных резервов; Причины кризиса августа 1998 г.:

35

Слайд 35: Причины кризиса августа 1998 г.:

ухудшение в 1997 – 1998 гг. платежного баланса страны вследствие снижения мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы; нарастание внутреннего и внешнего долга, его неблагоприятная структура с преобладанием сравнительно "коротких долгов"; допуск нерезидентов на рынок ценных бумаг ; отсутствие стимулов к накоплению, что привело к конвертации свободных средств населения в доллары и нелицензируемому вывозу капитала; рост инфляционных ожиданий и взаимных неплатежей предприятий, кризис ликвидности коммерческих банков; кризис фондового рынка в Юго-Восточной Азии; нестабильность политической ситуации в России и непродуманность заявлений Правительства и Центрального банка РФ. Причины кризиса августа 1998 г.:

36

Слайд 36: Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежных балансах России в 1994—1998 гг. (Вестник Банка России от 14 мая 1999 года № 29 (373))

37

Слайд 37: Финансовая политика включает :

бюджетную политику, налоговую политику, таможенную политику, кредитно – денежную политику. Финансовая политика включает :

38

Слайд 38: Основные направления бюджетной политики:

финансовое обеспечение выполнением государством своих функций; поддержание финансовой стабильности в стране; обеспечение финансовой целостности федеративного государства; создание условий для социально – экономического развития. Основные направления бюджетной политики:

39

Слайд 39: Бюджетная политика включает:

политику бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм, систему управления государственными финансами. Бюджетная политика включает:

40

Последний слайд презентации: Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика государства: Спасибо за внимание

Похожие презентации

Ничего не найдено