Слайд 2: План лекции:
1. Стили руководства и определяющие их факторы 2. Современные теории стилей 3. Власть, ее формы. Влияние. 4. Лидерство. Харизматические личности
Слайд 3
Стиль - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей предприятия. Степень делегируемых полномочий, используемые формы власти, забота о человеке и о выполнении задачи - все это отражает стиль руководства
Слайд 4: Классификация стилей
С позиции личностных качеств (теория великих людей, согласно ей выбирают образец для подражания) поведенческий подход (позволяет наиболее правильно определять стиль поведения, т.к. не существует единого мнения относительно личных качеств) ситуационный (обуславливает необходимость использования различных стилей в зависимости от конкретных ситуаций)
Слайд 5: Факторы выбора стиля
Учет баланса интересов руководителя и работы личностные характеристики руководителя, опыт работы наличие времени у руководителя срочность задания сложность работы размер и структура коллектива задачи и функции коллектива, условия его работы степень подготовленности подчиненных
Слайд 6: Теория «великого человека»
Физические данные (энергия, внешность, рост) качества личности (адаптивность, агрессивность, энтузиазм и самоуверенность) качества, связанные с работой (стремление к достижениям, упорство и инициативность) специальные характеристики ( готовность к сотрудничеству, административные способности, коммуникабельность)
Слайд 7
Авторитет руководителя степень свободы подчиненных 1 2 3 4 5 6 7 Авторитарный Демократический Либеральный В основе этой классификации лежит отношение между руководителем и подчиненным Стили, базирующиеся на использовании власти
Слайд 8: Варианты сочетания
1 стадия: Руководитель сам принимает решения и навязывает его подчиненным. Авторитарный руководитель исходит из теории «Х» МакГрегора, который считает, что люди не любят трудиться, избегают ответственности и чтобы заставить трудиться нужно принуждение 2. Руководитель принимает решение и убеждает подчиненных его выполнять 3. Руководитель представляет свое решение на обсуждение, которое подчиненные рассматривают, но принять должны
Слайд 9: Варианты сочетания
1 стадия: Руководитель сам принимает решения и навязывает его подчиненным. Авторитарный руководитель исходит из теории «Х» МакГрегора, который считает, что люди не любят трудиться, избегают ответственности и чтобы заставить трудиться нужно принуждение 2. Руководитель принимает решение и убеждает подчиненных его выполнять 3. Руководитель представляет свое решение на обсуждение, которое подчиненные рассматривают, но принять должны
Слайд 10
4. Руководитель высказывает свои предложения и призывает подчиненных высказывать свои 5. Руководитель ставит проблему, собираются все предложения и формулируется решение 6. Руководитель определяет границы свободы подчиненных, в которых они принимают решения сами 7. Подчиненным предоставляется полная свобода в принятии решений (либеральный стиль)
Слайд 12: Причины применения
Авторитарный: командовать легче, чем убеждать; существенная недооценка уровня подчиненных минус: оказывает разрушительное действие, приводит к стрессу, снижает производительность труда, не способствует творчеству демократический: считает, что люди заинтересованы в труде, имеют потребность в самовыражении. Вознаграждение действует лучше, чем принуждение
Слайд 13: Рекомендуется
Автократический: при низком уровне развития подчиненных при высоком уровне квалификации руководителя демократический: достаточно высокий уровень зрелости подчиненных в условиях стабильной экономики либеральный: при высоком уровне зрелости подчиненных, который может превосходить уровень зрелости руководителя
Слайд 14: Теория X и Y
X Y Директивное управление Поддерживающий стиль управления
Слайд 15
Теория Х люди изначально не любят трудиться, избегают работы у них нет честолюбия. Предпочитают, чтобы ими руководили нужно использовать принуждение, контроль и угрозу наказания Теория У работники стремятся работать могут использовать самоуправление и самоконтроль приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели способность к творческому решению проблем
Слайд 16: Вопрос 2. Сетка Блейка-Моутона
Двухмерный стиль, ориентирующийся на работу или на человека
Слайд 17
1.1. Min ориентации на работу и на человека (работника) 9.1 Max ориентации на работу, min на человека - жесткий стиль управления 1.9 Min на работу, max на человека (популистский стиль) 9.9. Max на работу и max на человека (идеальный, но трудно осуществимый стиль) 5.5. Оптимальный стиль. Сбалансированное отношение и к людям, и к производству
Слайд 18: Ситуационная теория лидерства - в зависимости от зрелости исполнителей (Херси и Бланшар)
Зрелость не определяется возрастом зрелость - это способность нести ответственность за поведение желание достигнуть поставленной цели образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить
Слайд 19: Могу» и «Хочу»
Эффективность управления человеческими ресурсами является функцией двух переменных «могу» и «хочу». Мотивация направлена на вторую переменную «хочу»
Слайд 20: Матрица «квалификация – желание»
Высокая квалификация Низкая мотивация Высокая квалификация Высокая мотивация Низкая квалификация Низкая мотивация Низкая квалификация Высокая мотивация
Слайд 21: Стили управления
Стимулирование. Делегирование. Инструктирование Направление.
Слайд 22: Стили управления
Выявить причину. Мотивировать. Обратная связь. Не загонять в рамки. Хвалить. Дать самостоятельность. Малый контроль. Четкая постановка задачи. Мотивировать. Создать видения успеха. Частое предоставление обратной связи. Обучение подопечного. Дать подробные разъяснения. Профессионально подготовить. Частая обратная связь.
Слайд 23
УЧАСТИЕ важно не столько руководство, сколько поддержка, совместное принятие решений поведение руководителя, ориентировано на человеческие отношения Профессионализм от среднего до высокого подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задачи привлекать к принятию решений, повысить мотивацию и причастность подчиненных к принятию решений
Слайд 24
ДАВАТЬ УКАЗАНИЯ инструктировать сотрудника, много руководить, мало доверять высокая степень ориентированности руководителя на задачу и малая - на человеческие отношения Низкий уровень зрелости подчиненные не могут и не хотят нести ответственность - выход - давать указания. Требуется Жесткая регламентация и контроль
Слайд 25
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ слабое управление и малая степень эмоциональной поддержки поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентации на задачу и на человеческие отношения Высокая степень зрелости (профессионализма) подчиненные могут и хотят нести ответственность - позволять действовать самим предполагает передачу полномочий
Слайд 26
ВНУШЕНИЕ важны руководство и поддержка стиль ориентирован в одинаковой степени и на задачу, и на отношения средний профессионализм, работник еще не способен, но уже готов взять на себя ответственность давать конкретные инструкции по выполнению задачи поддерживать их желание выполнять задание самостоятельно
Слайд 27: Теория лидерства Фидлера
Учет влияния факторов и взаимосвязи между лидерами и ситуацией 1. Влияние должности (работники подчиняются ему по должности. Руководитель с большими полномочиями гораздо легче ведет за собой работников) 2. Структура задачи (степень четкости описания задачи. Где задачи ясны, качество их выполнения легче проконтролировать)
Слайд 28
3. Взаимоотношения между руководителем и членами группы (зависят от того, насколько члены группы доверяют руководителю и готовы следовать за ним) два стиля: 1.ориентированный на задание 2. на установление хороших межличностных отношений и достижение видного личного положения Фидлер проводил подсчет наименее желательных сотрудников и предполагаемого сходства между личностями
Слайд 29: Вопрос 3. Статус менеджера и источники его влияния на подчиненных
Руководитель воздействует на подчиненного через влияние. Способность влиять - это лидерство власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств (права, авторитета, воли, принуждения)
Слайд 30
Баланс власти руководителя с подчиненным 1 2 3 4 1 - власть руководителя 3 - власть подчиненного 2 - зависимость подчиненного 4 - зависимость руководителя
Слайд 31: Влияние через власть
Власть основана на принуждении: + - быстрота воздействия, оперативность - - ответная отрицательная реакция Власть основана на вознаграждении (обещание вознаграждения): + - эффективность, быстрота воздействия - - ограниченные возможности, нужны ресурсы экспертная власть + - доверие; - - ограниченность знаний, необходимость все время бороться за доверие
Слайд 32
эталонная власть, основанная на примере и харизме: внушительная внешность, независимый характер, ораторские способности, манера держаться, заряжает энергией + - убедительность, наглядность; - - требует от руководителя самопожертвования законная власть, основанная на убеждении, что руководитель должен приказывать, а подчиненный выполнять: + - поддержание стабильности; - - неспособность к нововведениям
Слайд 33: Влияние через убеждение
Признает существование не только власти руководителя, но и подчиненного убеждение лучше, чем принуждение, но сложнее. Включает в себя силу примера и власть эксперта Способы убеждения: необходимо говорить с подчиненным на его уровне определить потребности подчиненного учесть его интересы «+» не требует ресурсов «-» требует много времени
Слайд 34: Влияние через участие в управлении
Более высокий уровень влияния. Работники становятся соавторами управленческих решений. Возникает самоэксплуатация. Учитывается компетентность подчиненных, их потребность в успехе «+» подчиненные берут на себя ответственность «-» ограничивается возможностями подчиненных
Слайд 35: Лидерство
Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть группы объединяет, направляет действия всей группы Лидер - член группы, занимающий в ней ведущее положение. Различают формальных и неформальных лидеров; формальный - официально назначенный руководитель неформальный - это человек, обладающий высокими личными качествами и авторитетом в коллективе
Слайд 36
Лидер - особый статус члена группы, характеризующийся отношениями доверия, признанием авторитета, высокого уровня квалификации, готовностью поддерживать во всех начинаниях, личными симпатиями, стремлением учиться и перенимать опыт лидер обладает четким видением будущего и путей движения к нему для успеха деятельности руководителя желательно совмещение в одном лице формального и неформального лидерства
Слайд 38: Харизма
Исключительная одаренность, наделенность особыми качествами, основанными на свойствах индивида, позволяющих ему осуществлять функцию пророка, вождя или реформатора, вызывающих преклонение перед ним и безоговорочную веру в его возможности особый тип организации власти
Последний слайд презентации: Тема 15. Стили руководства: Характеристики харизматических личностей
Обмен энергией (лидер излучает энергию и заряжает ею окружающих) внушительная внешность независимость характера хорошие риторические способности умение воспринимать восхищение своей личностью (отсутствие надменности или себялюбия) достойная и уверенная манера держаться