Презентация на тему: Тема № 1.4 « Философия эпохи Возрождения и Нового времени»

Тема № 1.4 « Философия эпохи Возрождения и Нового времени»
Учебные вопросы:
Литература :
Особенности философии Возрождения и Нового времени :
Особенности философии Возрождения и Нового времени :
Особенности философии Возрождения и Нового времени :
Особенности философии Возрождения и Нового времени :
Особенности философии Нового времени :
Особенности философии Нового времени :
Основные направления философии эпохи Возрождения :
Эразм Роттердамский (1469-1536)
Пико Делла Мирандола (1463–1494)
Мишель Монтень (1533–1592)
Николай Кузанский (1401-1464)
Джордано Бруно (1548-1600)
Френсис Бэкон (1561 – 1626)
Трудности процесса познания (идолы)
Три пути позания (по аналогии с насекомыми):
Рене Декарт, или Картезий (1596-1650)
Требования к методу:
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677)
Томас Гоббс (1588-1679)
Джон Локк (1632 – 1704)
Готфрид Лейбниц (1646 – 1716)
Давид Юм (1711-1776)
Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778)
Дени Дидро (1713 – 1784)
1/27
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 67)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1328 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема № 1.4 « Философия эпохи Возрождения и Нового времени»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Учебные вопросы:

1. Особенности философии Возрождения и Нового времени. 2. Основные направления и школы философии Возрождения и Нового времени.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Литература :

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 История философии в кратком изложении. М. 1991 Краткий очерк истории философии. М., 1969 Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв. М., 1984 Таранов П.С. 120 философов. Анатомия мудрости. В 2-х т. Симферополь, 1996

Изображение слайда
4

Слайд 4: Особенности философии Возрождения и Нового времени :

1) Антропоцентризм – такое понимание мира, в котором человек рассматривается центром всего мироздания. Человек стал пониматься неким сплетением телесного и божественного начал. Качества Бога теперь принадлежали жалкому смертному, который в средние века был лишь подобием своего создателя. Теперь же человек стал венцом природы, все внимание уделялось ему.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Особенности философии Возрождения и Нового времени :

2) Гуманизм (от лат. человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Прекрасное тело в сочетании с божественной душой – вот цель, которую стремились достичь гуманисты.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Особенности философии Возрождения и Нового времени :

3) Натурфилософия (философия природы) проявилась в учениях: - Пантеизм – философское учение, которое отождествляет Бога и Природу. Бог как бы растворяется в Природе, а Природа внутренне необходимо включает в себя Бога. - Гилозоизм – учение, одушевляющее весь мир и считающее, что все в мире живет, развивается и имеет свою душу.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Особенности философии Возрождения и Нового времени :

4) Антисхоластический (против средневековой схоластики) и антиклерикальный (против высшего духовенства) характер

Изображение слайда
8

Слайд 8: Особенности философии Нового времени :

5) Разработка научного метода. Необходимость его разработки связана с бурным развитием науки, которой от философии требовались всеобщие методы познания окружающего мира.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Особенности философии Нового времени :

6) Метафизический и механистический характер. Часто объект познания огрублялся, рассматривались его какие-то отдельные стороны. Законы механики распространялись на все явления мира. и др.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Основные направления философии эпохи Возрождения :

1). Гуманистическое (Алигьери Данте, Франческо Петрарка, Мишель Монтень). 2). Натурфилософское (Джордано Бруно, Николай Кузанский). 3) Утопическое (Томас Мор, Томазо Кампанелла). 4) Социально-политическое (Никколо Макиавелли).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Эразм Роттердамский (1469-1536)

Самый известный гуманист эпохи Возрождения. Главное его сочинение — “Похвальное слово Глупости”. Он один из первых отстаивал веротерпимость. О глупости философов « Глупость говорит: (...) Впрочем, и сами ученые, которые так охотно потешаются над чужой глупостью, немало мне обязаны, чего отрицать не посмеют, если только не захотят прослыть самыми неблагодарными из смертных. Между учеными юристы притязают на первое место и отличаются наивысшим самодовольством...»

Изображение слайда
12

Слайд 12: Пико Делла Мирандола (1463–1494)

Гуманист эпохи Возрождения, который показывал, с одной стороны, несовершенство человека, а с другой, — направление, в каком он должен двигаться. В знаменитой “Речи о достоинстве человека” он вкладывает в уста Бога, обращенные к Адаму, такие слова: “Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные”. Человек здесь предоставлен самому себе, способен к самосовершенствованию.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Мишель Монтень (1533–1592)

Один из самых известных философов благодаря своим “Опытам” (1580 г.). Эта объемистая книга — настоящая энциклопедия житейской мудрости. "Впечатления опыта мало подсчитывать: их надо взвешивать и сличать, продумывать и очищать"; "Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью"; "Знать на зубок еще не значит знать"

Изображение слайда
14

Слайд 14: Николай Кузанский (1401-1464)

Одно из первых проявлений свободомыслия в христианской Европе — отказ от христианского теизма и переход к пантеизму – философской концепции, согласно которой Всё есть Бог, а Бог есть Всё (Бог есть Природа, а Природа есть Бог). Пантеизм растворяет Бога в Природе. Согласно христианским представлениям Бог – высшее существо, которое существует над миром и управляет им. Пантеисты отвергают такую концепцию; они считают, что нет такого существа, которое всем управляет. Законы природы – божественные законы. Наиболее представительные фигуры этой формы свободомыслия — Николай Кузанский и Дж. Бруно. Николай Кузанский выдвинул идею совпадения противоположностей. Если взять многоугольник и увеличивать количество сторон, то в бесконечности этот многоугольник совпадет с кругом. Противоположности в бесконечности совпадают. Бог – единство противоположностей: абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Джордано Бруно (1548-1600)

Философ-бунтарь, воспринял идею Коперника о том, что не Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот. И развил ее. Так, он утверждал, что звезды – это те же солнца, только очень удаленные от Земли, и поэтому их свет такой маленький. Вокруг звезд, как и вокруг Солнца, кружатся планеты, и на некоторых из них есть жизнь. Дж. Бруно выдвинул, таким образом, фундаментальную идею множественности миров. "Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять”

Изображение слайда
16

Слайд 16: Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Родоначальник английского эмпиризма, известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний. “Scientia est potentia” (“Знание — сила”) — провозглашал он. Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека. Схоластическое же знание, с точки зрения Бэкона, на самом деле не знание. Он противопоставил свою философию средневековой схоластике. Основное сочинение Бэкона – “Новый Органон”. В нем он попытался создать новый научный метод, дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику. "В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть же своевременно поливает первое и истребляет второе"

Изображение слайда
17

Слайд 17: Трудности процесса познания (идолы)

1). Идолы рода. 2). Идолы пещеры. 3). Идолы рынка (площади). 4). Идолы театра.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Три пути позания (по аналогии с насекомыми):

1). Путь паука. 2). Путь муравья. 3). Путь пчелы.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Рене Декарт, или Картезий (1596-1650)

Декарт – французский философ. Многие считают его отцом философии нового времени. В противоположность Ф. Бэкону Декарт подчеркивал значение ума-мышления, был философом-рационалистом. Его рационализм выражался прежде всего в тезисе “Я мыслю, следовательно, существую” (cogito ergo sum). В области мышления Декарт почитал самым главным сомнение. Им выдвинут принцип методологического сомнения. Декарта называют философом-дуалистом. Он считал, что в основе мира лежит не одно начало, материальное или духовное, а два — и материальное и духовное: протяжение и мышление. Декарт считал, что разум человека изначально содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и поступков человека, так называемые “врожденные идеи”.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Требования к методу:

1). Ясность и отчетливость познания, не допускающая никаких сомнений. 2). Разделение исследуемой проблемы на ряд задач. 3). Последовательность познания. 4) Начинать с проблем более легких и более понятных, и идти постепенно к проблемам сложным и непонятным.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677)

Спиноза считал, что в основе мира лежит субстанция (Бог или Природа). Субстанция, Бог, Природа у него взаимозаменяющие понятия, означающие одно и то же. У этой субстанции существуют два атрибута: мышление и протяжение. Протяжение – пространственная категория, означающая, что нечто материальное имеет какие-то размеры и отделено от чего-то другого каким-то расстоянием. Спиноза говорил и о том, что субстанция может иметь бесконечное количество атрибутов, но он знает только два. Основные труды: “Этика”, “Богословско-политический трактат” “Свобода есть познание необходимости”

Изображение слайда
22

Слайд 22: Томас Гоббс (1588-1679)

Английский мыслитель, последовательный материалист. Даже человеческую душу он понимал как какое-то материальное тело, как совокупность легких, невидимых частиц. Основные сочинения: “О теле”, “О человеке”, “О гражданине”, “Левиафан”. Гоббс оставил после себя систематическое учение, в котором рассматривал все разделы философии: о мире, природе, о человеке и обществе. Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т. е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром. Одним из первых рассмотрел проблему общественного договора. Он считал, что люди конфликтуют друг с другом по своему естественному состоянию. Это он сказал: “Война всех против всех”. "Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе"

Изображение слайда
23

Слайд 23: Джон Локк (1632 – 1704)

Английский философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма и сенсуализма. Он придерживался формулы: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах”. Локк выдвинул теорию “чистой доски”. Человек изначально представляет собой чистую доску и при столкновении с жизнью он получает массу впечатлений, которые закрашивают эту чистую доску. Локк способствовал развитию направления, которое считает, что человека формируют обстоятельства и что, изменив обстоятельства, можно изменить самого человека. Локк был отцом либерализма, произвел настоящую революцию в области политического мышления. Он считал, что права человека естественны и неотчуждаемы; человек по своей природе — свободное существо; свобода одного человека, если и ограничивается, то только свободой другого человека. Локк выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Готфрид Лейбниц (1646 – 1716)

Немецкий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального исчисления, предвосхитил некоторые идеи математической логики, первый выдвинул идею машинизации мыслительного процесса, представления форм мысли в виде символов. Лейбниц выдвинул учение о монадах (субстанциальных единицах). Монады – духовные сущности, которые не имеют частей и существуют независимо друг от друга. Монадология Лейбница — своеобразная теория идеалистического плюрализма. Главное его сочинение – “Новый опыт о человеческом разуме”. Лейбниц считал, что изначально у человека есть предрасположенность к тому или иному мышлению – естественная логика, которая действует даже на бессознательном уровне. Эта естественная логика позволяет упорядочивать опыт. "Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы ничего больше желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам — это и есть счастье".

Изображение слайда
25

Слайд 25: Давид Юм (1711-1776)

Скептик и эмпирик, критиковал религиозный и философский догматизм, всякие доктрины и верования, которые укоренились в сознании людей. Вся деятельность Юма была направлена на раскрепощение человеческого разума. Известен своей мыслью о том, что не существует объективной причинной связи вещей, что причинность устанавливается лишь как факт психического опыта (когда мы наблюдаем, что за одним следует другое и это повторяется в разных ситуациях, то делается вывод, что одно есть причина другого). Юм полагал, что связь между вещами – результат психического опыта. "...я решаюсь утверждать относительно остальных людей, что они суть не что иное, как связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении..."

Изображение слайда
26

Слайд 26: Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778)

Французский философ-просветитель, писатель-сатирик. Боролся против абсолютной монархии и католической церкви. Вольтер проповедовал вольнодумство, свободомыслие (вольтерьянство стало синонимом вольнодумства). Он был одним из самых ярых критиков религии и церкви. Но его критика была непоследовательной. Так, он утверждал, что если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать. Он полагал, что если бы люди перестали верить в Бога, то они передрались бы и поубивали друг друга, нарушили бы все правила жизни и не смогли вместе жить. "Для глупца старость — бремя; для невежды — зима; для человека науки — золотая осень"

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Тема № 1.4 « Философия эпохи Возрождения и Нового времени»: Дени Дидро (1713 – 1784)

Был последовательным материалистом, давшим образцы диалектического мышления. С его точки зрения мир — движущаяся материя; источник движения находится внутри материи (любое тело состоит из атомов, которые движутся). Дидро был сенсуалистом, признававшим в то же время значение разума, мышления для познания. Он более или менее сбалансировано представлял процесс познания. Дидро возглавил создание первой в истории человечества Энциклопедии. "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"

Изображение слайда