Презентация на тему: Тема 1. Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи

Тема 1. Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи
Коммуникативная, т.е. служит средством общения
2) Когнитивная, т.е. является средством мысли
дополнительные функции: 3) экспрессивная (эмоциональная)
5) игровая
Знаменитые пословицы и поговорки - но не оригинал, а их «перевёртыши», т.е. ко многим словам подобраны антонимы, а к некоторым просто противоположные слова,
Тема 1. Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи
6) поэтическая
Аллитерация (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную
Тема 1. Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи
Ассонансом называется повторение гласных. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются.
7) магическая
1.2. Язык как система
Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством
Элементами системы «язык» являются следующие единицы, которые объединяются и образуют уровни языка, изучением которых занимаются соответствующие разделы
1/15
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 60)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (131 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема 1. Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи

Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате с этим назначением язык по своей природе полифункционален, т.е. выполняет следующие важнейшие функции :

Изображение слайда
2

Слайд 2: Коммуникативная, т.е. служит средством общения

процесс общения Я З Ы К ПРЕДМЕТ РЕЧИ А Д Р Е С А Т А Д Р Е С А Т В Ы С К А З Ы В А Н И Е ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Изображение слайда
3

Слайд 3: 2) Когнитивная, т.е. является средством мысли

в результате мыслительной деятельности внутренняя речь (мысли, мировоззрение, отношение к предмету речи) оформляются в законченные фразы, понятные обеим сторонам общения, т.к. используются средства определенного языка; каждый человек ежеминутно думает о чем-либо. Таким образом, язык выполняет две основные функции, которые сложно разграничить: одновременно является средством общения и средством мысли.

Изображение слайда
4

Слайд 4: дополнительные функции: 3) экспрессивная (эмоциональная)

выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства; 4) воздействующая воздействие на слушателя/собеседника посредством только языковых средств;

Изображение слайда
5

Слайд 5: 5) игровая

например, детские потешки, в основе которых лежит звукоподражание; слова-перевертыши или фразы, читаемые одинаково в обоих направлениях: А роза упала на лапу Азора ; игры в слова, когда последующее слово должно начинаться с той же буквы, на которую закончилось предыдущее; скороговорки. Друзей за деньги не купишь

Изображение слайда
6

Слайд 6: Знаменитые пословицы и поговорки - но не оригинал, а их «перевёртыши», т.е. ко многим словам подобраны антонимы, а к некоторым просто противоположные слова, нужно постараться определить оригинал пословицы, переворачивая каждое слово в анти-фразе

Быстро бежишь – ближе не окажешься. Ориг. = Тише едешь – дальше будешь. Овечек не боишься – можешь смело гулять по полю. Ориг. = Волков бояться – в лес не ходить. Врагов бесплатно продашь. Врагов можно купить за любые деньги. Ориг. = друзей за деньги не купишь. Что собираешь, то и сажаешь. Ориг. = Что посеешь, то и пожнёшь. Кричать плохо одному, а молчать хором. Ориг. = Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Не давай ему руку – он всю ногу не покусает. Ориг. = Дай ему палец - а он всю руку откусит. Весела ночь до утра, коли есть безделье. Ориг. = Скучен день до вечера, коли делать нечего. За одним волком не бежишь, многих не отпустишь. Ориг. = За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Не торопись – звери погрустят. Ориг. = Поспешишь – людей насмешишь. Молчание – не ворона, залетит – отпустишь. Ориг. = Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Изображение слайда
8

Слайд 8: 6) поэтическая

язык служит материалом и формой художественного творчества, с помощью богатства языковых средств человек может выразить все свои чувства, эмоции, переживания, создать образные картины как внутреннего мира человека, так и окружающего мира

Изображение слайда
9

Слайд 9: Аллитерация (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха. (БСЭ)

Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»:   Бугристы берега, благоприятны влаги, О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят, О, грады, где торги, где мозго-круглы браги... Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин). аллитерации на п, н, л Настанет ночь; луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. (А. С. Пушкин). аллитерации на н, д, с, в

Изображение слайда
10

Слайд 10

стихотворением «Челн томленья» Бальмонта, поразившему когда-то современников, сплошь построенно на механической смене аллитерирующих звуков — в, б, ч, с и др.: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн... Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог... Марш! Чтоб время сзади ядрами рвалось. К старым дням Чтоб ветром относило Только путаницу волос (Маяковский). аллитерации на р

Изображение слайда
11

Слайд 11: Ассонансом называется повторение гласных. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются

(Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Изображение слайда
12

Слайд 12: 7) магическая

данная функция связана с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

Изображение слайда
13

Слайд 13: 1.2. Язык как система

Знаковых систем много, например, … Язык – важнейшая из знаковых систем. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) - это совокупность элементов, взаимодействующих между собой. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (обозначающее) и содержание (обозначаемое). Самостоятельный языковой знак – слово. Звучание, последовательность звуков – это материальная данность, обозначающее - форма (а на письме обозначающее - буквы). Значение слова – его обозначаемое - содержание: понятие или образ, т.е. мысль.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: Тема 1. Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи: Элементами системы «язык» являются следующие единицы, которые объединяются и образуют уровни языка, изучением которых занимаются соответствующие разделы языкознания:

Единица языка Уровень языка Раздел языкознания Звук, фонема Фонетический Фонетика Буква, морфема Морфемный Графика, морфемика Слово Лексический Лексикология Формы и классы слов Морфологический Морфология Фразеологические обороты Лексико-фразеологический Фразеология Словосочетание, предложение, текст Синтаксический Синтаксис

Изображение слайда