Презентация на тему: Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование

Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Житейская и научная психология (Ю.Б.Гиппенрейтер )
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Методы психологии
Первые теоретические подходы в психологии
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Теоретические подходы психологии XX века. Психологические течения периода «открытого кризиса»
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Основные понятия гештальтпсихологии
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Структура психики по З.Фрейду
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Структура личности по З.Фрейду
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Толкование сновидений. Работа сновидения
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Принципы гуманистической психологии
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Основное положение когнитивной психологии
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
Определение психики
Критерий психического по А.Н.Леонтьеву
Этапы развития психики в филогенезе
Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование
1/71
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 45)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8984 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование

Изображение слайда
2

Слайд 2

Предмет и объект психологии

Изображение слайда
3

Слайд 3

Психология « душеведение » (греч. « псюхе » - душа, «логос» - знание ); наука о психической жизни; наука о поведении; наука о познании; наука о законах порождения и функционирования психического в жизни, деятельности живых индивидов.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Явления, изучаемые психологией: феноменология (непосредственная субъективная данность опыта): образы восприятия, представления, воспоминания, переживания и т.д. поведение: позы, жесты, речь и т.д. физиологические реакции: потоотделение, покраснение или побледнение кожи, изменения и сердечного ритма, ЭЭГ и т.д. продукты деятельности: произведения искусства, автобиографии, результаты выполнения тестов и т.д.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Психология в системе современного научного знания

Изображение слайда
6

Слайд 6

Психология Физика конец 19 века начало 21 века середина 20 века Биология и медицина Математика Компьютерные науки Экономика Физика Биология и медицина Экономика Д.Канеман (2002)

Изображение слайда
7

Слайд 7

Естественные науки Философские науки Социальные науки П метод объект предмет Треугольник Б. М. Кедрова

Изображение слайда
8

Слайд 8

Основные отрасли современной психологии

Изображение слайда
9

Слайд 9

Прикладная психология Практическая психология Фундаментальные отрасли Общая психология Основные отрасли современной психологии Фундаментальные отрасли

Изображение слайда
10

Слайд 10

Общая психология общетеоретический раздел ; психология регулятивных процессов ; психология познавательных процессов; психология личности.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Фундаментальные отрасли психологии возрастная психология ; социальная психология ; педагогическая психология; нейропсихология ; инженерная психология; клиническая психология ( патопсихология ); зоопсихология ; психофизиология; дифференциальная психология и другие.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Прикладные отрасли психологии психология труда ; психология управления ; психология спорта ; военная психология ; психология рекламы ; семейная психология и другие.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Практическая психология психодиагностика ; психологическое консультирование ; психотерапия.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Соотношение житейской и научной психологии

Изображение слайда
15

Слайд 15: Житейская и научная психология (Ю.Б.Гиппенрейтер )

Житейская психология Научная психология 1. Знания, конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям и задачам. Знания выражены в обобщениях и научных понятиях. 2. Знания носят и нтуитивный характер. Знания рациональны и осознанны. 3. Возможность передачи знаний ограничена (проблема «отцов и детей»). Знания выражаются в понятиях и законах. Передаются в книгах, статьях, через конференции и научные общества. 4. Основные методы: наблюдение и размышление Основные методы: наблюдение, анкетирование, эк сперимент 5. Отрывочные факты и наблюдения. Обширный, разнообразный и уникальный фактический материал.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Эмпирическое исследование в психологии. Основные методы психологии

Изображение слайда
17

Слайд 17: Методы психологии

Наблюдение - метод пассивного и непосредственного исследования реальности. Беседа - метод вербального (речевого) взаимодействия субъекта и объекта исследования с целью получения информации. Эксперимент - специально организованное контролируемое воздействие с целью проверки причинно-следственных гипотез.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Первые теоретические подходы в психологии

Изображение слайда
19

Слайд 19

Философия позитивизма Огюст Конт (1798-1857) Проблема объективности в науке

Изображение слайда
20

Слайд 20

Закон Э.Вебера-Г.Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула «Элементы психофизики» (1860) Психофизика Густав Фехнер (1801-1887 )

Изображение слайда
21

Слайд 21

1879 - открытие первой психологической лаборатории в Лейпциге Вильгельм Вундт (1832-1920)

Изображение слайда
22

Слайд 22

1885 – первая российская психологическая лаборатория, Казань 1914 – Психологический институт им. Щукиной, Москва Г.И.Челпанов (1862-1936) В.М. Бехтерев (1857-1927)

Изображение слайда
23

Слайд 23

Лейпциг Москва

Изображение слайда
24

Слайд 24

Классическая психология сознания Элементы сознания: ощущения; представления; чувствования; акты воли. Процессы сознания: перцепция; апперцепция (воля и внимание).

Изображение слайда
25

Слайд 25

Метод аналитической интроспекции Основоположник структурализма Подходы в психологии: структурализм Эдвард Титченер (1867-1927 )

Изображение слайда
26

Слайд 26

Подходы в психологии: функционализм Уильям Джеймс (1842-1910)

Изображение слайда
27

Слайд 27

Stream of consciousness ( поток сознания )

Изображение слайда
28

Слайд 28: Теоретические подходы психологии XX века. Психологические течения периода «открытого кризиса»

Изображение слайда
29

Слайд 29

Научение управляется законом эффекта - поведение контролируется его результатами и последствиями. Эдвард Торндайк (1874-1949) Возникновение бихевиоризма

Изображение слайда
30

Слайд 30

Формирование условных рефлексов Возникновение бихевиоризма И.П.Павлов (1849-1936)

Изображение слайда
31

Слайд 31

Проблема объективного метода в психологии BEHAVIORISM БИХЕВИОРИЗМ S  R Джон Уотсон (1878-1958)

Изображение слайда
32

Слайд 32

Tabula rasa «Чистая доска» Источники опыта: ощущения; рефлексия («наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Проблема объективного метода в психологии Джон Локк (1632-1704)

Изображение слайда
33

Слайд 33

Почему они нам нравятся или не нравятся? Вероятно, нас так научили!

Изображение слайда
34

Слайд 34

S  R

Изображение слайда
35

Слайд 35

S→V→R S→O→R V или О – это: цели; намерения; гипотезы; образы ситуаций. Необихевиоризм Эдвард Толмен (1886-1959)

Изображение слайда
36

Слайд 36

+ Когнитивная карта Номер пробы Количество ошибок

Изображение слайда
37

Слайд 37

Активность в поиске подкрепления Теория оперантного научения Баррес Ф. Скиннер (1904-1990) Оперантное научение – это метод обучения, который происходит посредством вознаграждения и наказания за определенный тип поведения.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Теория оперантного научения Подкрепление – это ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул. Виды подкрепления: Позитивное подкрепление - это предъявление приятного стимула после реакции, повышающее вероятность ее повторения. Негативное подкрепление - это подкрепление, состоящее в устранении неприятного стимула после получения желательной реакции. Наказание - это предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.

Изображение слайда
39

Слайд 39

GESTALT – целостная структура Свойства субъективного опыта не выводятся из свойств его элементов! Гештальтпсихология Макс Вертгаймер (1880-1944) Курт Коффка (1886-1941) Вольфганг Кёлер (1887-1967)

Изображение слайда
40

Слайд 40: Основные понятия гештальтпсихологии

Психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему человек приходит к принципиально новому решению задачи или инсайту. Психическое поле функционирует по принципу «фигура-фон».

Изображение слайда
41

Слайд 41

Примеры гештальтов восприятия Иллюзия Мюллера-Лайера Треугольник Каниса

Изображение слайда
42

Слайд 42

Феномен «фигура-фон»

Изображение слайда
43

Слайд 43

Феномен «фигура-фон»

Изображение слайда
44

Слайд 44

Возникновение психоанализа. XIX век -гипнотизм Жан-Мартен Шарко (1825-1893) Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Изображение слайда
45

Слайд 45

1900 - «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд (1856-1939) Возникновение психоанализа

Изображение слайда
46

Слайд 46: Структура психики по З.Фрейду

Сознание Предсознательное Бессознательное Сознание – не единственная часть психики

Изображение слайда
47

Слайд 47

Мир идей ДУША Мир вещей Три части души: разум, воля, чувства Структура личности по З.Фрейду Платон (428-348 до н.э.)

Изображение слайда
48

Слайд 48: Структура личности по З.Фрейду

Ид («Оно») Эго («Я») Супер-Эго (« Сверх-Я ») Инстинкты и влечения Влечение к жизни (либидо) Влечение к смерти

Изображение слайда
49

Слайд 49

Проявления бессознательного психопатология обыденной жизни: ошибки, описки, очитки, забывание слов; сновидения; символы творчества; невротические симптомы: истерия. Методы изучения бессознательного: метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Толкование сновидений. Работа сновидения

Смещение - несущественные представления обретают высокую ценность, изначально присущую другому явлению. Сгущении - в одном представлении совпадает множество значений, образуемых через ассоциативные цепочки. Замещение - замена конкретных мыслей символами и образами, которые превращают скрытое содержание сновидения в явное.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Карл Юнг ( 1875-1961 ) Архетип («первообраз») - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей переживать, воспринимать и реагировать на события определенным образом. Архетип – достояние коллективного бессознательного. Психоанализ К.Г.Юнга

Изображение слайда
52

Слайд 52

«Комплекс неполноценности» и его компенсация как движущая сила развития Психоанализ А.Адлера Альфред Адлер ( 1870-1937 )

Изображение слайда
53

Слайд 53

Защитные механизмы -индивидуальные способы взаимоотношений «Я» и «Оно» Психоанализ А.Фрейд Анна Фрейд (1895-1982)

Изображение слайда
54

Слайд 54

Современные направления психологии

Изображение слайда
55

Слайд 55

А брахам Маслоу (1908-1970) Виктор Франкл (1905-1997) Карл Роджерс (1902-1987 Гуманистическая и экзистенциальная психология

Изображение слайда
56

Слайд 56

Проблема нормального развития личности и реализации максимума возможностей А.Маслоу и К.Роджерс: естественная потребность в самоактуализации. В.Франкл: поиск смыслов в жизненных ситуациях. Гуманистическая и экзистенциальная психология

Изображение слайда
57

Слайд 57: Принципы гуманистической психологии

Убежденность в целостном характере природы человека. Роль сознательного опыта. Априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности и творческой силы человека. Исследование психологически здоровых личностей.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Когнитивная психология Когнитивная психология  - это направление психологии, изучающее когнитивные, или познавательные, процессы человеческой психики. Бихевиоризм: результат ради результата (насколько эффективно научение). Когнитивная психология ( У.Найссер, Д.Миллер, Д.Брунер, Д.Бродбент ): результат ради процесса (как именно разворачивался процесс решения задачи).

Изображение слайда
59

Слайд 59

1967 год - монография « Cognitive Psychology » Когнитивная психология Ульрик Найссер (1928-2012)

Изображение слайда
60

Слайд 60: Основное положение когнитивной психологии

Психика человека подобна устройству переработки информации. Таким образом, психика принципиально моделируема, наподобие инженерных устройств.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Примеры когнитивных метафор Память как информационный буфер. Поиск как сканирование. Восприятие как кодирование информации. Внимание как фильтр. Внимание как прожектор. Параллельные и последовательные процессы.

Изображение слайда
62

Слайд 62

Культурно-историческая психология

Изображение слайда
63

Слайд 63

Культурно-исторический подход - это направление в психологических исследованиях, заложенное Л.С.Выготским в конце 1920 годов. Культурно-историческая психология Л.С.Выготский (1896-1934)

Изображение слайда
64

Слайд 64

Натуральные психические функции Высшие психические функции (ВПФ) Культура и социум (в лице взрослого) Интериоризация

Изображение слайда
65

Слайд 65

Свойства ВПФ произвольны; социальны по происхождению; системны; опосредствованы знаком (речью).

Изображение слайда
66

Слайд 66

Кол-во правильно названных слов Возраст Дошк. Мл. шк. Ст. шк. с карточками без карточек Параллелограмм развития памяти интериоризация

Изображение слайда
67

Слайд 67

Понятие психики. Возникновение и развитие психики в филогенезе

Изображение слайда
68

Слайд 68: Определение психики

Психика - форма отражения и взаимодействия индивида с окружающим миром, связанная с формированием субъективного представления о мире.

Изображение слайда
69

Слайд 69: Критерий психического по А.Н.Леонтьеву

Критерий психического - реакция на абиотический (биологически нейтральный) раздражитель.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Этапы развития психики в филогенезе

Элементарная сенсорная психика Перцептивная психика 3. Интеллектуальная психика

Изображение слайда
71

Последний слайд презентации: Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование

Классификация психических процессов Регулятивные Познавательные Мотивация Эмоции Воля Ощущение Восприятие Мышление Воображение Память Внимание

Изображение слайда