Презентация на тему: Тема № 6 Основы философии познания

Тема № 6 Основы философии познания
Зарождение философии в эпоху Античности
Сократ – Платон - Аристотель
Философия в средние века
Философия Нового времени
Томас Гоббс
Эммануил Кант «Вещь в себе»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
единство и борьба противоположностей
переход количественных изменений в качественные
Тема № 6 Основы философии познания
Познание мира.
Возможность познания мира.
Виды познания:
Тема № 6 Основы философии познания
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Эмпирио
Рацио ( разум )
Современная точка зрения на возможность познания мира
Тема № 6 Основы философии познания
НАУЧНОЕ Познание
ЧТО ТАКОЕ НАУКА?
Наука
Когда возникла наука?
Формы и методы научного познания
Что такое «истина» в философии
Тема № 6 Основы философии познания
Критерии истины
Существуют различные способы и методы, которыми проверяется истинность знания. Они называются критериями истины.
Главными такими критериями являются: экспериментальная проверка знания, возможность его применения на практике логическая непротиворечивость
Тема № 6 Основы философии познания
Тема № 6 Основы философии познания
Словарь
эссе
1/34
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 85)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2401 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема № 6 Основы философии познания

Философия – «царица всех наук» «Философы – те кто любят зреть истину» Ключевые вопросы философии: Что такое бытие человека? Что такое истина? Что и как познает человек, где границы познания? ?

Изображение слайда
2

Слайд 2: Зарождение философии в эпоху Античности

Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии встречается раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся состязания в мудрости ( семь мудрецов). В VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные культурные центры: Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Один из главных вопросов: что и как можно познать, познаваем ли окружающий мир? Рождаются две точки зрение: гностицизм, агностицизм. Пифагор

Изображение слайда
3

Слайд 3: Сократ – Платон - Аристотель

В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение софистов - учителей красноречия; в противовес этому появляется учение Сократа. Самой знаменитой школой стала Академия Платона (387 г. до н.э.). В 335 г. до н.э. ученик Платона Аристотель основал собственную школу - Ликей, или Перипат. По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений. В Афинах можно назвать четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа). Сократ Платон Аристотель

Изображение слайда
4

Слайд 4: Философия в средние века

9 Век н.э. появилась новая школа философии - схоластика, которая примиряла философию с теологией. Схоластическими школами были : эклектика Джона Солсбери, мистицизм Бернара Клерво и св. Бонавенгуры, рационализм Абеляра, томизм Фомы Аквинского пантеистический мистицизм Майстера Экхарта. среди арабских философов известны Авиценна и Аверроэс. Основные вопросы средневековой философии заключались в поиске ответов о смысле жизни и божественном провидении в христианстве. Эразм Роттердамский

Изображение слайда
5

Слайд 5: Философия Нового времени

Френсис Бэкон (1561- 1626). Лейтмотив его философии– «знание–сила». Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским ( дедукция–от общего к факту (единичному). По Бэкону, основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт (эмпирио) от факта к общему. Фрэнсис Бэкон

Изображение слайда
6

Слайд 6: Томас Гоббс

Томас Гоббс (некоторое время секретарь Ф. Бэкона), считал математику единственной точной наукой. Гоббс объявил материю единственной реальностью, а научное исследование - ограниченным лишь материальными телами. Гоббс делал особый упор на значение слов, объявив понимание способностью восприятия соотношения между словами и объектами. В философии Нового времени возникает спор между эмпириками и рационалистами Томас Гоббс Эмпирики ( Бэкон, Локк, Юм) Рационалисты ( Декарт, Спиноза, Лейбниц) никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. «нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах». в сознании человека есть набор некоторых исходных "врожденных" идей. Это такие идеи, как "я мыслю, следовательно существую", основные положения логики и математики Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. основным методом познания считали логическую дедукцию: от теории к практике

Изображение слайда
7

Слайд 7: Эммануил Кант «Вещь в себе»

Разновидность агностицизма – кантианство. Он признавая существование реального мира " вещей в себе ", считал, что его принципиально познать нельзя. “ Каковы вещи в себе, я не знаю и не нуждаюсь в этом знании, потому что вещь никогда не может встретиться иначе, как в ощущениях, которые субъективны ”. В процессе познания, мы имеем дело лишь с явлением вещи, т.е. с представлением, которое вещи в нас производят, воздействуя на наши органы чувств. Это " явление" вещи не совпадает с " вещью в себе ". Таким образом, Кант утверждал, что мы познаем мир не таким, каков он есть, а только таким, каким он нам кажется. Разница между "вещью в себе" и явлением, такая же, как между огнем и дымом, между болью и вызываемым ее криком. «Вещь в себе» – ноумен «Вещь для нас» - феномен И. Кант (1724-1804).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Диалектика (греч. – веду беседу, рассуждаю) – наука о весеобщих законах развития природы, общества и мышления. Законы диалектики:

Изображение слайда
9

Слайд 9: единство и борьба противоположностей

Изображение слайда
10

Слайд 10: переход количественных изменений в качественные

Изображение слайда
11

Слайд 11

отрицание отрицания.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Познание мира

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом получение нового знания об окружающем мире. Познание - это сознание в действии. Знание – это продукт познания. Субъект познания – познающий, объект – то, на что направлено познание.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Возможность познания мира

Агностицизм (гр. agnostos — недоступный познанию) Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире. Скептицизм (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Оптимизм (лат. optimus наилучший) Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Виды познания:

обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное. Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Образец задания С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании. Ответ: Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Эмпирио

Эмпиризм (от древнегр. эмпирия - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств (5 основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные ). Формы чувственного познания : ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Отображают разнообразные объективные свойства предметов: твердость или мягкость, шероховатость или гладкость Целостное отражение свойств материальных объектов. Это - цельный чувственный образ предметов и явлений. Воссоздание образа предмета в памяти. Виды ощущений - осязательные, мышечно-суставные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, болевые и пр. В восприятии познаются такие стороны предметов, которые не отражаются в ощущении - форма, пространствен-ность, длительность

Изображение слайда
18

Слайд 18: Рацио ( разум )

Рационализм (от лат. рацио - разум) - признает разум и логическое мышление основой познания. Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с ощущением, а с такими формами рационального познания как: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и научная теория.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Современная точка зрения на возможность познания мира

Одним из ведущих философских подходов в эпоху ХХ века становится диалектический материализм, по которому единственным опровержением агностицизма является практика (человек способен познать окружающий мир через научное познание). Чувственное и рациональное познание Человек обладает различными познавательными способностями. Это чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление, т. е. обладает многочисленными, взаимосвязанными, но отличающимися друг от друга формами познания. При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии (науке о познании) возникли два основных направления - эмпиризм (чувственное познание) и рационализм (рациональное познание). Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств, т.е. с живого созерцания. Поэтому чувственное познание ( эмпиризм )- самая простая и исходная форма познания.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Образец задания Установите соответствие между формами познания к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1) представление 2)понятие 3) суждение 4)восприятие A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

Изображение слайда
21

Слайд 21: НАУЧНОЕ Познание

В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Оно связанно с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

Изображение слайда
22

Слайд 22: ЧТО ТАКОЕ НАУКА?

1) институт; 2) метод; 3) накопление традиций знаний; 4) фактор развития производства; 5) наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру. По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. XX в. называют веком современной науки.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Наука

сфера человеческой деятельности, имеющая целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование фактов, построение теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Когда возникла наука?

Версия 1. Речь ведется о науке более древней, нежели античность, о науке египетской цивилизации, построена на данных, которые вводятся в обиход значительно реже. Из Древнего Египта пришли основные тайные, оккультные учения, оказавшие сильное влияние на мировосприятие всех рас и народов - Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония и даже Древняя Греция и Рим. Версия 2. Некоторые ученые указывают на феномен античной науки, считая, что именно в нем сформировались первые образцы теоретической науки и, в частности, геометрия Евклида, натурфилософия, атомистика и пр. Версия 3 сообщает о возникновении науки в контексте поздней средневековой культуры. В деятельности англ. еп. Роберта Гроссетеста (1175-1253) и английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была переосмыслена роль опытного знания. Версия 4 наиболее традиционная датирует рождение науки Нового времени в обще употребляемом европейском смысле слова XVI — началом XVII в., делая точкой отсчета систему Коперника, а также законы классической механики и научную картину мира Галилея и Ньютона

Изображение слайда
25

Слайд 25: Формы и методы научного познания

Наблюдение - созерцание вещей и явлений в соответствие с целью, объективно, возможно при использовании тех. средств. Измерение - это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Эксперимент - это специально сконструированная ученым, “искусственная” ситуация Индуктивный метод - это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов. Дедуктивный метод - это движение от общего к частному. Синтез – мыслительное суммирование различных частей целого Анализ – разделение на части и мыслительное выделение структуры, функций и пр. характеристик Абстрагирование – мыслительное отвлечение от конкретных свойств предмета ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Изображение слайда
26

Слайд 26: Что такое «истина» в философии

Материализм, в частности диалектический материализм, считает, что истина - это адекватное (правильное) отражение объективной действительности познающим субъектом. Другими словами, истина - это мысль, которая верно отражает объективную действительность. Истина (правда) противоположна заблуждению неправде.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Истина – знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. «Истина». 1903. Фердинанд Ходлер (1853–1918)

Изображение слайда
28

Слайд 28: Критерии истины

Изображение слайда
29

Слайд 29: Существуют различные способы и методы, которыми проверяется истинность знания. Они называются критериями истины

Изображение слайда
30

Слайд 30: Главными такими критериями являются: экспериментальная проверка знания, возможность его применения на практике логическая непротиворечивость

Изображение слайда
31

Слайд 31

Объективная истина – это знание которое не зависит ни от человека, ни от человечества. (после зимы приходит весна вследствие особенностей вращения Земли вокруг Солнца). Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе; которое никогда не может быть опровергнуто. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества; это знание зависящее от определённых условий, места, времени его получения. Параллельные прямые не пересекаются в геометрии Евклида и пересекаются в геометрии Римана

Изображение слайда
32

Слайд 32

Образец задания В2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина». Ответ:

Изображение слайда
33

Слайд 33: Словарь

Эпистемология Фатализм Волюнтаризм Плюрализм Верификация Абсентеизм Философия Прагматизм Индукция Дедукция Гностицизм (агностицизм) Интуиция Эмпиризм Рационализм Неокантианство Гуманизм

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: Тема № 6 Основы философии познания: эссе

1. Составить словарь к основным понятиям эпиграфа от 10 слов Составить краткий план из 4 пунктов. Разбить пункты на 2-3 параграфа включая слова из словарика. Обязательный минимум плана 1. Кто такой автор. О каких понятиях говорит автор. Согласие или не согласие с цитатой 2. Раскрыть суть понятий, о которых говорит автор (демократия, народ – народовластие и пр.) Привести примеры из истории 3. Связать отображенные в цитате понятия с современностью. Выразить свою точку зрения. Фразы, которые можно употреблять в тексте: «___» - это фраза принадлежит известному ____ (мыслителю) _________. Содержание этой фразы касается таких ключевых понятий как (политики, права, экономики). Если перефразировать мысль _________, то можно сказать, что ___________. Если брать общепринятые представления о _______, то с автором цитаты можно согласиться (не согласиться). Поставленная ________ (автором) проблема о ______ служила предметом разногласий среди мыслителей. Одни _____ другие ______.

Изображение слайда