Презентация на тему: Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4

Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4. Психологическая характеристика представления, воображения, мышления и речи
Вопросы
Цель лекции :
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Представление
Свойства представлений:
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Функции представления:
Классификации
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Воображение
Мыслительные операции
Способы синтеза образов воображения
Способы синтеза образов воображения
Способы синтеза образов воображения
Способы синтеза образов воображения
Функции воображения
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Формы воображения:
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Свойства (качества) мышления
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Формы мышления
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Операции мыслительной деятельности
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Свойства речи:
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4.
Культура речи
Задание на самоподготовку:
1/43
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 61)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (719 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4. Психологическая характеристика представления, воображения, мышления и речи

Изображение слайда
2

Слайд 2: Вопросы

Психологическая характеристика представления Психологическая характеристика воображения Психологическая характеристика мышления Психологическая характеристика речи

Изображение слайда
3

Слайд 3: Цель лекции :

сформировать научные и системные знания о представлении, мышлении, воображении и речи; развивать умение рассматривать полученные знания в контексте деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Изображение слайда
4

Слайд 4

1. Психологическая характеристика представления

Изображение слайда
5

Слайд 5: Представление

образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Свойства представлений:

Наглядность (чувственно-наглядные образы действительности). Фрагментарность (представления полны пробелов). Неустойчивость и непостоянство (воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его частей) можно удерживать в сознании лишь в течение короткого времени). Обобщенность (воспроизведенный образ каждый раз включает в себя наиболее информативные (по каким-то критериям) признаки, составляющие сущность объекта).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям

Изображение слайда
8

Слайд 8: Функции представления:

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Классификации

1.Классификация по виду анализаторов. Зрительные представления. Слуховые представления. Двигательные представления. Пространственные представления. 2. По степени обобщенности образов. Единичные представления. Общие представления.

Изображение слайда
10

Слайд 10

3. По степени проявления волевых усилий. Произвольные представления. Непроизвольные представления. 4. По информированности индивида об объекте представления. Представления памяти. Представления воображения.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления.

Изображение слайда
12

Слайд 12

2. Психологическая характеристика воображения

Изображение слайда
13

Слайд 13: Воображение

это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях; это познавательный процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений; это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Мыслительные операции

Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта. Абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает, способствует возникновению процесса воображения. В результате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта, в совокупности приводящие к совершенно новому образу нового объекта, не имеющему аналога в реальной жизни.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Способы синтеза образов воображения

Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Способы синтеза образов воображения

Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Способы синтеза образов воображения

Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов

Изображение слайда
18

Слайд 18: Способы синтеза образов воображения

Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Функции воображения

представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи; регулирование эмоциональных отношений; произвольная регуляци я познавательных процессов и состояний; формирование внутреннего плана действий; планирование и программа деятельности.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Формы воображения:

Мысленный эксперимент - это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Фантазия - это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Мечта - это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Грезы - это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир. Сновидения - это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому.

Изображение слайда
26

Слайд 26

3.Психологическая характеристика мышления

Изображение слайда
27

Слайд 27

Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, моделирование неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения

Изображение слайда
28

Слайд 28: Свойства (качества) мышления

глубина, прогностичность; широта; проницательность; оперативность; самостоятельность; критичность; гибкость, вариативность.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: Формы мышления

Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. Общие («темперамент»), единичные («сангвиник»), конкретные («кора головного мозга»), абстрактные («психическое развитие»).

Изображение слайда
31

Слайд 31

Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. формальное, характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность; эмпирическое, характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность проверки их истинности.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений: индукция ; дедукция ; аналогия ; предположение.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Операции мыслительной деятельности

Под операциями мыслительной деятельности понимают умственные действия по преобразованию объектов (психических состояний, идей, мыслей, образов и др.), представленных в форме понятий.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Анализ. Синтез. Сравнение. Абстрагирование. Обобщение (генерализация). Конкретизация. Систематизация.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Репродуктивное (нетворческое) Продуктивное (творческое)

Изображение слайда
36

Слайд 36

Стиль мышления - типичная для данного человека система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, которую он преимущественно использует в процессах мыслительной деятельности. Интеллект – индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере, прежде всего – мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр.; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Изображение слайда
37

Слайд 37

4. Психологическая характеристика речи

Изображение слайда
38

Слайд 38

Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Так сказать, язык в действии. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Свойства речи:

Содержательность. Понятность. Выразительность. Действенность.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Изображение слайда
42

Слайд 42: Культура речи

- нормативность (правильность) речи ; - речевое мастерство ; - точность речи ; - уместность ; - чистота речи ; - ясность.

Изображение слайда
43

Последний слайд презентации: Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.4: Задание на самоподготовку:

Изучить конспект лекции. Изучить соответствующие разделы в учебниках (Немов Р.С., Гуревич П.С., Дружинин Н.В.) Теоретические проблемы возникновения речи Воображение и творчество Психолингвистика

Изображение слайда