Презентация на тему: Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1

Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1. Психология как наука о порождении, строении и функционировании психического отражения
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1.
Термины:
Домашнее задание:
1/46
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 9)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (933 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1. Психология как наука о порождении, строении и функционировании психического отражения реальности

Изображение слайда
2

Слайд 2

Цель лекции : формировать целостное представление о – формах психического отражения, сущности и строении психики, психологическом механизме воздействия правовых норм на сознание, личность и правомерное поведение.

Изображение слайда
3

Слайд 3

1. Развитие психики в филогенезе

Изображение слайда
4

Слайд 4

Филогенез – историческое формирование группы организмов. Онтогенез - процесс развития индивидуального организма, индивидуальной психики

Изображение слайда
5

Слайд 5

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объективно воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Отражение — это превращение свойств одной системы объектов в свойства другой. Таким образом, отражение всегда предполагает взаимодействие двух или нескольких систем и изменения, которые они производят друг в друге.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Допсихическое отражение можно назвать биологической формой отражения действительности, она присуща, в частности, органическому миру растений, раздражимость которых основывается на автоматических процессах, которые происходят в организме в результате физико-химических реакций

Изображение слайда
8

Слайд 8

Алексей Николаевич Леонтьев предложил в качестве объективного критерия психики рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные раздражители.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Уровень организма: Раздражимость – способность живой материи отвечать на воздействие реакцией. Чувствительность – способность иметь ощущения как первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции действий.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Психическое отражение возникает при переходе от биологической формы к психической форме. При этом выделяются следующие стадии : 1) сенсорная; 2) перцептивная ; 3) интеллектуальная.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Основные характеристики психического отражения: 1. Активность. 2. Процессуальность. 3. Пристрастность. 4. Многоуровневость. 5. Многокачественность.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Психофизиологическая проблема - отношение психики к мозгу. Решение: Первое — теория психофизического параллелизма. Второе - представлено идеей отождествления психических процессов с физиологическими. Третье - постулирует идею психофизиологического единства.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Деятельность — это тот процесс, который переводит отражаемое содержание в содержание отражения, она опосредует переход объекта в свою противоположность — психический образ, переход материального в идеальное.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Изображение слайда
15

Слайд 15

Существуют две системы отношения психики к материальному миру: отношение к мозгу (зависимость психики от мозга) и к объективной реальности (зависимость психики от воспринимаемого объективного мира).

Изображение слайда
16

Слайд 16

В ходе развития взглядов на психическое отражение и психику, формировались разные философские и психологические взгляды, а именно существует материалистический и идеалистический подходы к рассмотрению истоков психики.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Психика – существующее в разных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Функции психики : 1. Регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека:

Изображение слайда
19

Слайд 19

1.1. Экзопсихика – отражает внешнюю по отношению к организму реальность, например, источником зрительных образов выступают предметы внешнего мира; 1.2. Эндопсихика – отражает состояние нашего организма, например, потребности, эмоции, ощущения; 1.3. Интропсихика – мысли, волевые усилия, фантазии, сны, они не являются состояниями организма, но и не выступают источником внешней реальности, это собственно психические процессы;

Изображение слайда
20

Слайд 20

2. Регуляция поведения и деятельности. 3. Коммуникативная функция (речь и невербальное общение).

Изображение слайда
21

Слайд 21

Психические процессы, психические состояния и психические свойства проявляются в трех основных сферах психики – познавательной (познавательные процессы, состояния и свойства), эмоциональной (эмоциональные процессы состояния и свойства) и волевой (волевые процессы, состояния и свойства).

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

2. Осознаваемые и неосознаваемые явления в психике человека

Изображение слайда
24

Слайд 24

Сознание (сознательное) – высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Центральная тайна и центральная проблема психологии сознания — само, существование внутренних психических явлений, представленность в них предметов окружающей действительности, а также представленность внутренних психических явлений самому субъекту.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

Психическое, по мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна, имеет двоякую форму своего существования. Первая, объективная форма — выражается в жизни и деятельности - это первичная форма существования. Вторая, субъективная форма — это рефлексия, отражение психического в самом себе — это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся в жизни человека.

Изображение слайда
28

Слайд 28

С.Л.Рубинштейн выделил три основных характеристики сознания, в которых сознание представлено как единство противоположных сторон: 1. Сознание есть единство переживания и знания. 2. Сознание есть единство непосредственного и опосредованного. 3. Сознание есть единство субъективного и объективного.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Объективный мир в сознании человека отражается в виде образов, с одной стороны, с другой, человек может назвать эти образы, означить их, причем независимо от наличия или отсутствия реальных предметов, значения отрываются от предметов, которые они обозначают, тем самым давая человеку свободу в оперировании ими. Человек таким образом может произвольно называть эти образы, произвольно управлять этим вторым миром. Сознание можно назвать удвоенным отражением, вторичным отражением с помощью знаковых средств.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Различают следующие функции сознания : отражательную, рефлексивную, регулятивно - оценочную, духовную, порождающую (творческую или реактивную).

Изображение слайда
31

Слайд 31

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом. Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений. Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Самосознание личности - это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений - самооценка.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Результатом развития самосознания человека является так называемая « Я-концепция ». Я-концепция – относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Компоненты Я-концепции : когнитивный, эмоциональный ( самоотношение ), оценочно-волевой (стремление повысить самооценку и пр.).

Изображение слайда
35

Слайд 35

Самооценка – аффективная оценка представлений о себе, которая может обладать различной интенсивностью в связи с тем, что конкретные черты образа «Я» вызывают более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением своих действий; оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Изображение слайда
36

Слайд 36

С самооценкой соотносится уровень притязаний - результат, которого субъект рассчитывает достичь.

Изображение слайда
37

Слайд 37

У. Джемс вывел формулу, определяющую самооценку: Самооценка = успех/притязания. Повышение самооценки – 2-мя способами: повышение уровня притязаний для того, чтобы пережить максимальный успех или снизить их во избежание неудачи.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Бессознательное – а) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; б) форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступаю как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Классификация: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные процессы».

Изображение слайда
39

Слайд 39

3. Психологический механизм воздействия правовых норм на личность и формирование правомерного поведения

Изображение слайда
40

Слайд 40

Рассмотрим условия, определяющие силу права и его эффективность. В наиболее общем виде можно выделить две группы условий эффективности права: первая группа - условия, связанные со свойствами самих правовых норм и установлений; вторая группа - условия, связанные со свойствами людей, которым они адресованы.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Условия первой группы заключаются в следующем: Правовая норма должна развиваться и изменяться с учетом изменений, происходящих в общественном правосознании и следовать за развитием общественных потребностей, материальных и духовных интересов общества. Правовые нормы должны быть ориентированы на улучшение жизни людей. Правовые нормы должны быть выполнимы (реалистичны) и соответствовать социальным ожиданиям Необходима продуманность возможных последствий действия права. Эффективность права определяется социальной и политической стабильностью общества, слаженностью в работе государственных и общественных институтов, высокой правовой культурой населения в целом. Влияние на реализацию правовых норм оказывает престиж права в обществе. В частности, уважение к праву дает возможность реализовать различные нормативные акты без использования санкций принуждения и контроля. Эффективность правовой нормы также повышается, если ее действие дополняют другие социальные нормы. Действенность правовой нормы зависит от ее оформления, а именно от понятности языка (определенности, не допускающей двойственных толкований), полноты, не оставляющей пробелов, которые порождают вопросы, домыслы и сомнения.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Вторая группа условий, определяющих силу права, связана с определенными психологическими особенностями людей, которым правовые нормы адресованы: С отношением к нормам, их одобрением или неодобрением, желанием (нежеланием) им следовать, возможностью их соблюдать. С уровнем развития индивидуального правосознания С некоторыми личностными качествами, например, чувством ответственности, которое отражает склонность личности придерживаться в своем поведении принятых в обществе социальных, в том числе и правовых, норм и готовность дать отчет за свои действия. Другое личностное качество, повышающее действенность права - социально-правовая активность личности, под которой понимается неравнодушное и активное отношение к праву и соответствующее правомерное поведение, например, защита потерпевшего от нападения (посягательства)

Изображение слайда
43

Слайд 43

Правовая социализация – усвоение правовых норм. Правосознание – сфера индивидуального, группового и общественного сознания, которая отражает правозначимые явления, то есть система духовного отражения правовой действительности. Выделяют следующие функции правосознания – познавательную, оценочную (эмоциональную) и регулятивную (поведенческую)

Изображение слайда
44

Слайд 44

Правомерное поведение (как и правосознание) является результатом правовой социализации и представляет собой поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат ценностям общества, выраженным в правовых нормах.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Термины:

Филогенез. Онтогенез. Допсихическое отражение. Отражение. Психика. Сферы психики. Сознание. Самооценка. Самосознание. Я-концепция. Бессознательное. Правосознание.

Изображение слайда
46

Последний слайд презентации: Тема № 2 «Психические феномены и их проявления в сфере права» Лекция 2.1: Домашнее задание:

Повторить конспект лекции. Доклады: 1) Культурно-историческая концепция Льва Семеновича Выготского. 2) Материалистические и идеалистические подходы к психике. 3) Сознание как феномен.

Изображение слайда