Презентация на тему: ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания

ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания Проблема Mind-body : подходы к ее решению Язык
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ « ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ»
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
Философия
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
Чем философия может быть полезна мне?
Ключевые философские проблемы
Структура философского знания
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
Философия формирует мировоззрение:
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК
Тело, мышление язык Мышление
Типы мыслительной деятельности:
что такое клиповое мышление?
«Дурная голова ногам покоя не дает »: как соотносятся мышление и тело?
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
Онтологическая постановка вопроса
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания
Язык – форма выражения мышления
1/23
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 51)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (448 Кб)
1

Первый слайд презентации: ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания Проблема Mind-body : подходы к ее решению Язык

Группа VK Философия: технологии мышления Чистякова Марина Георгиевна m.g.chistyakova@utmn.ru

Изображение слайда
2

Слайд 2: СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ « ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ»

Модуль I. Сознание и мышление Тело, мышление, язык: философские решения Модели сознания Сознание и бессознательное Модуль II. Глобальные изменения и антропоцен Человек как фактор развития природы Экологическое сознание и трансгуманизм Новые онтологии: человеческое и нечеловеческое Модуль III. Общество, техника, власть, этика Пересборка социального Технологии власти и/или власть технологий Моральные дилеммы цифровой эпохи

Изображение слайда
3

Слайд 3

«Цифровая эпоха» меняет мир. Сегодня мы стоим на пороге IV промышленной революции («Индустрии 4.0»), суть которой состоит в объединении промышленности и информационных технологий Технологии сливаются и границы материального, цифрового и биологического миров сливаются В новой ситуации меняется сознание человека, скорость обработки информации, способы коммуникации; возникают новые моральные дилеммы и т.д. Все это актуализирует обращение к философии, к поиску технологий мышления, адекватных современности. Задача – создание современной концепции человека

Изображение слайда
4

Слайд 4: Философия

Философия (от греч. рhilео — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости Это систематическая духовная деятельность, направленная на раскрытие предельных оснований бытия мира, человека и общества Возникает в Древней Греции в VI в. до н.э. По преданию, впервые употребил это понятие Пифагор Пифагор (2-я пол. VI в. — нач. V в. до н. э.): «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»

Изображение слайда
5

Слайд 5

В Др. Греции был совершен прорыв за пределы мифологического мировоззрения Философия - новый способ осознания мира с опорой на рациональные способы доказательств В эпоху античности философия включала в себя зачатки многих сфер знания, которые обретут самостоятельный статус значительно позже (математика, биология, физика, астрономия и т.д.)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Чем философия может быть полезна мне?

У чит критическому мышлению: с тавить проблему, всесторонне анализировать ее, подвергать сомнению; мыслить самостоятельно, последовательно П омогает лучше понять себя и других людей; справляться с осознанием трагичности человеческого существования. Ее задача – освободить нас от страхов. Философию нередко сводят к «критической рефлексии» или «теории аргументации». В действительности же она охватывает гораздо более широкий круг проблем

Изображение слайда
7

Слайд 7: Ключевые философские проблемы

Знание о мире, существующем за пределами нашего сознания. Знание о сознании других людей. Отношение между сознанием и мозгом. Как возможен язык? Обладаем ли мы свободой воли? Основание морали. Какое неравенство несправедливо? Сущность смерти. Смысл жизни.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Структура философского знания

1. Философская пропедевтика: - История философии - Логика 2. Философия теоретическая (ставит вопросы о природе мира и об инструментах его познания) - Онтология – теория бытия - Эпистемология – теория познания - Аксиология – теория ценностей 3. Прикладная философия (ориентирована на практику, на отдельные сферы деятельности человека) - Философия общества - Философская антропология - Этика – учение о морали - Эстетика – учение о чувственном познании мира - Ф илософия науки, техники, искусства, спорта и т.д.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Три измерения философии: разумность того, что существует (теория), жажда справедливости (этика) и поиски спасения (мудрость) Люк Ферри Специфика философских проблем – их предельный характер и концентрация вокруг проблемы человека.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Философия формирует мировоззрение:

Мировоззрение - устойчивое представление об окружающем мире; совокупность взглядов и убеждений, ценностей, идеалов и установок, определяющих отношение человека к миру Типы мировоззрений: мифологическое религиозное философское научное «Какова позиция «Я», таково и восприятие мира» Ж.-П. Сартр

Изображение слайда
11

Слайд 11: ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК

Тело – живой организм в его сопряженности или соотнесенности с душой. Уже в античности было проведено различие между физическим телом и телом одушевленным Тело, понятое как выражение души, не тождественно телу как системе физико-химических элементов, сил и процессов. Мы воспринимаем жизнь через данное нам тело: оно выступает в качестве проводника. Оно репрезентирует нас в мире. Тело – способ нашей жизни, только с его помощью мы есть: «тело есть непосредственное человеческое бытие – бытие сознания» ( М.Мерло-Понти ), сознание не может пребывать вне тела. Человек – тело мыслящее Наше мышление ограничено возможностями нашего биологического тела, но не подчинено телу абсолютно Проблема: соотношение тела и души (сознания, мышления)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Тело, мышление язык Мышление

Человек ( homo sapiens sapiens ) обрабатывает информацию о мире посредством мышления, а не рефлексов и инстинктов, как животные Мышление – это процесс обработки информации о мире. Оно противопоставляется «низшим» формам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Мышление формирует автономию личности. Эта функция осуществляется онтогенетически, то есть с самого начала индивидуального развития. В результате работы мышления реальность перестает влиять на меня напрямую, потому что между нами появляется граница. Мышление образное (миф, искусство, религия) и абстрактное (наука, философия).

Изображение слайда
13

Слайд 13: Типы мыслительной деятельности:

Рассудок. Основные формы рассудочного мышления: понятие – определение, отражающее в обобщенной форме общие и специальные признаки явлений действительности и существенные связи между ними; суждение – высказывание, отражающее отдельные вещи, явления, процессы, их свойства, связи и отношения и индуктивные и дедуктивные умозаключения - мыслительные действия, посредством которых выводится новое знание. Разум – «бесконечное» мышление, высший уровень рационального мышления, творческое оперирование сложившимися абстракциями, критическое их переосмысление. Разум направлен на постижение сущности и закономерностей различных явлений и процессов мира.

Изображение слайда
14

Слайд 14: что такое клиповое мышление?

Атрибутами клипового мышления являются: алогичность, фрагментарность, нелинейность, нацеленность на развлекательно-релаксирующий контент Мышление цифровое: алгоритмичность, модульность, рациональность, многозадачность, оценка информации как высшей ценности.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Дурная голова ногам покоя не дает »: как соотносятся мышление и тело?

- мышление подчинено телесным желаниям, оно лишь продолжение инстинктов и рефлексов; - мышление управляет телом, мышление может функционировать независимо от тела; - мышление и тело взаимосвязаны – лишаясь способности мыслить, человек превращается в животное; лишаясь способности чувствовать, воспринимать человек превращается в растение.

Изображение слайда
16

Слайд 16

„ На Больших Антильских островах несколько лет спустя после открытия Америки, в то время как испанцы снаряжали исследовательские комиссии, чтобы установить, есть ли у туземцев душа, сами туземцы обходились тем, что белых узников бросали в воду, чтобы проверить, путем продолжительного наблюдения, подвержены ли их трупы гниению.“ ( К.Леви-Стросс „ Раса и история “) В чем проблема?

Изображение слайда
17

Слайд 17

РЕШЕНИЕ: Европейцы мыслили мир на основании сведения к телесному, им казалось очевидным, что единство мира покоится в его материальности, что тела устроены единообразно – состоят из вещества ( плоти ), имеют форму, подчиняются в своем существовании природной целесообразности, заложенной в мир Богом и возникают по причинам, имеющим естественный характер. Любое живое тело таково. Поэтому то, что индейцы имеют сходную телесность не вызывало сомнений. Но вот имеют ли они бессмертную, данную Богом душу ? Или это просто животные ? Во-втором случае, разумеется нет смысла жечь их на кострах за неприятие истинной веры. Индейцы мыслили мир на основе принципов 1) „ анимизма “ - все одушевлено, 2) тотемизма – души людей и не-людей ( животных, растений, камней ) не разделены, но связаны. Любое тело одушевлено ( вернее душа может быть телесна ), это не проблема – проблема в специфике Телесности. Каково тело испанца ? Как у рыбы или как у черепахи ? Оно дышит в воде ? А огня боится ? Или испанец больше камень (в его-то доспехах ) чем животное ? Разные идеи соотнесения „ тела “ и „ души “ организуют разный опыт и ставят вопрос : а откуда мы вообще можем что-то знать об этом ? Душа индейца неочевидна испанцу, как и тело испанца индейцу.

Изображение слайда
18

Слайд 18

MIND — BODY проблема Проблема соотношения: души и тела, мышления и мозга, мышления и бытия Онтологический аспект: в каком смысле они существуют? Гносеологический аспект: как они познаются? ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА: ЧТО ПЕРВИЧНО? МОНИЗМ ИДЕАЛИЗМ МАТЕРИАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУАЛИЗМ ФИЗИКАЛИЗМ ЭМЕРДЖЕНТИЗМ ПАНПСИХИЗМ ТЕОРИЯ ДВУХ АСПЕКТОВ

Изображение слайда
19

Слайд 19: Онтологическая постановка вопроса

Соотношение тела и души интерпретируется либо дуалистически, когда они составляют две принципиально различные субстанции, либо монистически, когда они составляют два разных способа существования и проявления одной субстанции, которая может быть понята спиритуалистически (тело тождественно душе) или материалистически (душа–функция тела). Античная философия подчеркивала решающее значение души как начала, вдохновляющего тело и приводящего его в движение. Для Спинозы тело и душа – два способа существования одной и той же субстанции ( монизм ). Для немецких романтиков тело есть символ души, природа – символическое выражение душевно-духовных процессов, осознание которых является задачей трансцендентального идеализма

Изображение слайда
20

Слайд 20

Р. Декарт (1596-1650): «Я мыслю, следовательно, существую» Две субстанции – мыслящая (духовная) и протяженная (телесная), не зависят друг от друга. Рождение психофизической проблемы. „ Тело “ - это „ механизм “, подчиненный законам природы. „ Мышление “ принципиально несводим о к природе. „ Тела “ действуют „ потому-что “, а „ душа “ - „ для того, чтобы “ ( телеологизм ) Концепция Декарта приводит к дуализму „ тела “ и „ мышления “

Изображение слайда
21

Слайд 21

Феноменология тела Морис Мерло-Понти (1908 - 1961гг.) Тело и мысль невозможно разделить в духе Декарта. Источником смыслопорождения выступает „ тело “. Тело это не „ объект науки “ - оно может им стать, но это просто часть научного способа зрения. Тело не принадлежит к миру объектов ( оно всегда мое ), но не сводится и к тому знанию, которое может иметь о нем рефлексия ( его невозможно подчинить мысли ). Тело противоречиво, это двусмысленное существование. В опыте тела рефлексия обнаруживает свой предел. „ Тело – это наш общий способ обладания миром “ ( через движение-овладение пространством, что обеспечивает выживание ; через жесты, имитирующие и обыгрывающие первичные движения – танец ; через создание орудий и проектирование уже мира культуры ) Язык – это телесное выражение. „ Тело можно сравнить не с физическим объектом, а, скорее, с произведением искусства “

Изображение слайда
22

Слайд 22

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА два типа доступа к знанию о себе, о своем мышлении и своей телесности : д оступ от „ первого лица “ (к ментальному) и доступ от „ третьего лица “ (к физическому) Доступ от «первого лица» - э то наш непосредственно переживаемый субъективный опыт. С пособ интеллектуальной работы на уровне „ доступа от первого лица “ - рефлексия, осознание самого сознания, мышление о мышлении – я не только сознаю нечто, но и сознаю себя сознающим. Доступ от «третьего лица» - тот опыт, который мы получаем об объектах, не принимая во внимание субъективный опыт этих объектов „ изнутри “.

Изображение слайда
23

Последний слайд презентации: ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК: философские решения Специфика философского знания: Язык – форма выражения мышления

Язык функционирует в качестве условия возможности или в качестве образующего понимание проводника, который  выступает  содержательной структурой, действующей по своим собственным законам, и жестко предписывает, что мы увидим в мире, а чего не увидим. Язык - знаковая система, без которой мы не можем посмотреть на мир. Но он не может пропустить нас к доязыковой реальности. Мир, в котором мы живем, есть мир, означенный по законам языка. Языковые и мыслительные способности человека не совпадают Внутри структурализма язык является первичным резервуаром, реальностью, подключаясь к которой мы как носители этого языка проживаем осмысленную реальность. Структурализм утверждает, что  код всегда предшествует сообщению : нельзя сообщить информацию, пока не будет договоренности о некотором языке. Из этой аксиомы можно вывести, что язык, являясь бессознательной основой для организации нашего речевого понимания, выступает областью, к которой мы не имеем доступа и в которую не можем активно вмешиваться. Все, что мы делаем, проживая свою жизнь смыслов и жизнь пониманий, — это просто реализуем законы языка, которые управляют нами. Не мы пользуемся языком, а язык проговаривается через нас. Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление Мысль всегда оформлена языком. Язык представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания Язык и мышление образуют единство, но они не тождественны друг другу

Изображение слайда