Презентация на тему: Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста

Реклама. Продолжение ниже
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
сенс О рное или с Е нсорное
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
ФГОС ДО (п. 2.7)
Ведущее средство сенсорного воспитания
Деятельностный подход
СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Концепция формирования перцептивных действий (Л.А. Венгер )
формирование предпосылок освоения сенсорной культуры:
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Первый этап (с 9–10 мес.)
Первый программный модуль - А
Использование практических проб в автодидактических условиях
Второй этап
Второй этап - освоение способа практического сопоставления формы / величины предметов
Требования к материалу
Диагностика – второй уровень
Третий этап
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Третий этап
Третий этап - продолжение
Третий этап – зрительное соотнесение величины / формы предметов
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Диагностика – третий уровень
Четвертый этап
Четвертый этап – соотнесение цвета предметов
4-й этап - соотнесение по цвету
Соотнесение по цвету: действие отбора, группировки, подбора в пары
4-й этап – упорядочивание предметов по величине в автодидактических условиях
Четвертый этап - продолжение
Четвертый этап - продолжение
1) усложнение условий зрительного соотнесения свойств предметов между собой 2) развитие пассивного словаря: понимание выражений «такой же величины (формы,
5-й этап
зрительное соотнесение предметов, одновременно различающихся по двум-трем свойствам
Блоки Дьенеша
зрительное соотнесение предметов, одновременно различающихся по двум свойствам
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Геометрическое лото
Геометрическое домино ?
Пятый этап
Шестой этап – дифференцированное соотнесение свойств предметов при решении практических и познавательных задач
Шестой этап – дифференцированное соотнесение свойств предметов при решении практических и познавательных задач
Шестой этап – дифференцированное соотнесение свойств предметов при решении практических и познавательных задач
Соотнесение свойств объемных и плоскостных предметов составной формы
«Сложи узор» Б.П. Никитин
5. Выбор в конфликтной ситуации
УПРАЖНЕНИЯ: найти по указанию «Названия свойств постоянно употребляются взрослыми, но только к самому концу года можно рассчитывать на их полное понимание и,
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Результат – сформированность предпосылок к освоению общепринятой сенсорной культуры:
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста
1/55
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 11)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (10543 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста

Хохрякова Ю.М., к анд. п ед. наук, д оцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГГПУ

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: сенс О рное или с Е нсорное

ВОСПИТАНИЕ или ОБУЧЕНИЕ

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: ФГОС ДО (п. 2.7)

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Ведущее средство сенсорного воспитания

«игры с составными игрушками» сборно-разборные игрушки автодидактические игрушки

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Деятельностный подход

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Концепция формирования перцептивных действий (Л.А. Венгер )

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: формирование предпосылок освоения сенсорной культуры:

формирование перцептивных действий, основанных на использовании индивидуальных предметных предэталонов ЦЕЛЬ сенсорного воспитания детей РАННЕГО возраста –

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Сенсорное воспитание детей раннего возраста

это целостный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое, индивидуализированное взаимодействие педагога с детьми, обеспечивающее своевременное формирование перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, как предпосылок к дальнейшему освоению сенсорной культуры.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Первый этап (с 9–10 мес.)

создавать условия для освоения детьми умений соотносить пространственное расположение взаимосвязанных объектов в процессе выполнения простейших соотносящих действий, направленных на соединение предметов или их частей (действия вкладывания, нанизывания и составления целого, выполняемые с автодидактическими игрушками и материалами)

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Первый программный модуль - А

Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных предметов (не требуется учета величины, формы или цвета): ДЕЙСТВИЕ ВКЛАДЫВАНИЯ (предмета в прорезь, втулку в отверстие) ДЕЙСТВИЕ НАНИЗЫВАНИЯ (кольца, втулки, шары, кубы) ДЕЙСТВИЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЦЕЛОГО (матрешка, бочонок, крышка)

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Использование практических проб в автодидактических условиях

Последовательно вкладывать три стаканчика Выбирать меньшие предметы и вкладывать в отверстие коробки Выбирать предметы одной формы для вкладывания в отверстие Выбирать предметы с отверстием и нанизывать на стержень Складывать двухместную матрешку

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: Второй этап

Создать условия для освоения способа практического сопоставления свойств предметов ( способ примеривания, или способ пробного прикладывания ) Один предмет как эталон для восприятия другого – предметный предэталон Смена практического действия внешним перцептивным действием

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Второй этап - освоение способа практического сопоставления формы / величины предметов

Соотнесение взаимосвязанных объектов ДВУХ ВЕЛИЧИН или ДВУХ ФОРМ (в действиях с автодидактическим материалом): размещать большие и малые вкладки в соответствующих им гнездах доски, собирать двухместную игрушку типа матрешки; размещать плоскостные вкладки двух контрастных форм в соответствующих им гнездах доски, вставлять объемные предметы двух контрастных форм в соответствующие отверстия коробки

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
16

Слайд 16: Требования к материалу

Однородность по всем признакам, кроме изучаемого Возможность совершения не менее 4-5 однотипных действий при сохранении сложности поставленной задачи Широкая вариативность материала (предназначенного для решения одной и той же задачи) Достаточная контрастность и возможность ее постепенного уменьшения

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Диагностика – второй уровень

Вкладывает большие и маленькие треугольные вкладки в гнезда доски (доска содержит 4-5 больших и 4-5 маленьких треугольных отверстий) Вкладывает квадратные и овальные вкладки в гнезда доски (доска содержит по 4-5 овальных и квадратных отверстий равной величины) Складывает трехместную матрешку (меньший предмет неразборный высотой 5-6 см, средний – 9-10 см, большой – 12-14 см)

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Третий этап

Создавать условия для формирования собственно перцептивных (внутренних) действий, позволяющих ребенку осуществлять зрительное соотнесение величины или формы объектов на основе использования предметных предэталонов

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Третий этап – зрительное соотнесение величины / формы предметов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Третий этап

1. Размещать в гнездах доски (коврика) вкладки 3-5 форм, действуя на глаз 2. Размещать в гнездах доски (коврика) вкладки 3-5 величин, действуя на глаз 3. Складывать трех-пятиместную матрешку, нанизывать 4-5 колец на конусную основу, собирать набор из 4-5 стаканчиков-вкладышей 4. Объединять в пары плоскостные предметы двух величин («спрячь собачку в конуре», «найди гному домик», «подбери матрешке сарафан»)

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Третий этап - продолжение

5. Накладывать картонные вкладки 2-4 форм на их изображения – пособия типа «Закрой окошки» и «Сложи картинку» (домик, мишка, тележка и др.). 6. Раскладывать однородные предметы двух величин на группы (большие и маленькие машинки – по гаражам, по воротам и т.п.; матрешки – по скамейкам, за столы…) 7. Отбирать (или группировать) предметы заданной формы из 2-4 разновидностей («разложи фигурки по домикам»)

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Третий этап – зрительное соотнесение величины / формы предметов

Действия с условно автодидак-тическим материалом (наложение )

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24

Взял треугольник и квадрат, Из них построил домик. И этому я очень рад: Теперь живет там гномик. Геометрическая мозаика Квадрат, прямоугольник, круг, Еще прямоугольник и два круга. И будет очень рад мой друг: Машину ведь построил я для друга.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Диагностика – третий уровень

«почини дорожки» - на глаз выкладывает в соответствии с образцом дорожки из больших и из маленьких квадратов «кто в домике живет» – на глаз отбирает среди одноцветных треугольников, квадратов и кругов фигуры соответствующей образцу формы складывает пятиместную матрешку (с разницей в высоте смежных предметов не менее 2 см)

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Четвертый этап

создавать условия для освоения детьми различных действий, требующих соотнесения цвета однородных предметов (отбор, группировка, попарное объединение), совершенствовать зрительное соотнесение величины или формы объектов при выполнении детьми действий с разновидностями фигурных досок и геометрической мозаики, с автодидактическими игрушками, сконструированными по принципу сериационного ряда.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Четвертый этап – соотнесение цвета предметов

1. на поля соответствующей окраски («грибочки на поляне», «самолеты на аэродроме» и др.) 2. в емкости («ягоды в корзинки», «шарики в ведерки», «втулки на стержень», «карандаши в стаканчики» и др.) 3. по заданию (строительный материал, ЛЕГО, стаканчики из-под йогурта и др.) Отбор и группировка предметов разного цвета (одинаковых по форме, величине и материалу)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: 4-й этап - соотнесение по цвету

1. Раскладывать однородные предметы двух цветов на поле соответствующей окраски («грибочки на поляне», «самолеты на аэродроме» и др.) 2. Раскладывать предметы по цвету в 2-4 емкости («ягоды в корзинки», «шарики в ведерки», «втулки на стержень», «карандаши в стаканчики» и др.) 3. Отбирать предметы соответствующего образцу цвета среди 3-6 разновидностей (стаканчики из-под йогурта, строительный материал, ЛЕГО и др.) 4. Объединять предметы одинакового цвета в пары: в условиях полного сближения («спрячь мышку»…) в условиях неполного сближения («собери чайный сервиз», «подбери миски для котят», «одень кукол»…)

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Соотнесение по цвету: действие отбора, группировки, подбора в пары

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/8
30

Слайд 30: 4-й этап – упорядочивание предметов по величине в автодидактических условиях

?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
31

Слайд 31: Четвертый этап - продолжение

5. Размещать в гнездах плоскостные или объемные вкладки 6 и более видов форм. Накладывать картонные вкладки 6 форм на соответствующие изображения геометрических фигур 6. На глаз размещать в гнездах вкладки 5 и более величин с разницей смежных объектов до 1 см Накладывать картонные вкладки 4-5 величин на соответствующие изображения фигур (плоскостные пирамидки) 7. На глаз складывать набор из 6 и более стаканчиков-вкладышей, нанизывать 6 и более колец на конусную основу 8. Собирать башенку из 4-6 уменьшающихся кубов (с разницей в 3-2 см)

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Четвертый этап - продолжение

9. Попарно объединять разнородные объемные предметы двух величин («Приготовь постели для большой и маленькой куклы», «Одень кукол на прогулку», «Накорми кукол» (распредели посуду) и др ). Речевая задача : активизировать употребление слов «большой - маленький»: большой кукле – большую чашку, маленькой кукле – маленькую чашку

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33: 1) усложнение условий зрительного соотнесения свойств предметов между собой 2) развитие пассивного словаря: понимание выражений «такой же величины (формы, цвета)», слов-названий формы, цвета

1. Соотносить предметы по одному из свойств в условиях абстрагирования от различий других: форму предметов (2-6 видов) разной величины, форму предметов разного цвета, цвет предметов разной формы Пятый этап

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: 5-й этап

Задача 2. Соотносить предметы с одновременным учетом двух свойств : форму и величину в действиях с вкладками форму и величину в действиях с пособиями «закрой окошко» и «сложи картинку» форму и цвет («закрой окошко», «закончи картинку» и т.п.) величину и цвет («клумба», «цветные пирамидки», аналоги «геометрической мозаики» и др.), два свойства при отборе предметов, соответствующих образцу («строим дорожки»…)

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: зрительное соотнесение предметов, одновременно различающихся по двум-трем свойствам

Блоки Дьенеша

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36: Блоки Дьенеша

Задача 1: Соотносить предметы по одному из свойств в условиях абстрагирования от различий других, понимать выражения « такой же величины (формы / цвета)», слова-названия формы /цвета Упражнения: Сложи в коробку все большие фигуры / все фигуры такой же величины Дай мишке все фигуры такого же цвета – все синие фигуры, лисе – все фигуры такого цвета - красные… Размести фигуры по «домикам» (такой же формы)

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37: зрительное соотнесение предметов, одновременно различающихся по двум свойствам

Пятый этап

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
38

Слайд 38

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
39

Слайд 39: Геометрическое лото

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
40

Слайд 40: Геометрическое домино ?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
41

Слайд 41: Пятый этап

Задача 3. Соотносить свойства пространственно отдаленных предметов: пространство стола («лото»…) пространство комнаты («найди свое место / свой гараж / свою пару», «бегите ко мне», «строим дом»…) в сочетании с абстрагированием от различий других свойств при наличии отсрочки во времени (пауза 20-30 с)

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42: Шестой этап – дифференцированное соотнесение свойств предметов при решении практических и познавательных задач

допускающих альтернативные варианты действий, из которых только один полностью удовлетворяет исходным требованиям:

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
43

Слайд 43: Шестой этап – дифференцированное соотнесение свойств предметов при решении практических и познавательных задач

допускающих альтернативные варианты действий, из которых только один полностью удовлетворяет исходным требованиям: 1. Нанизывать на стержень 5 и более колец (или шаров, или кубов) пирамидки (с разницей смежных деталей не менее 1 см) 2. Попарно объединять разнородные предметы 3-5 величин («три медведя») 3. Ритмично (А-Б-А-Б) чередовать предметы двух величин (потом двух форм, потом двух цветов) 4. Соотносить свойства объемных и плоскостных предметов составной формы («Сложи узор» Б.П. Никитин, «геометрическая мозаика».) 5. Соотносить свойства предметов в конфликтной ситуации

Изображение слайда
1/1
44

Слайд 44: Шестой этап – дифференцированное соотнесение свойств предметов при решении практических и познавательных задач

допускающих альтернативные варианты действий, из которых только один полностью удовлетворяет исходным требованиям Задача 3. Создавать упорядоченный ( сериационный ) ряда предметов по принципу их ритмического чередования по одному свойству (А-Б-А-Б-А-Б): Нанизывание бус больших и маленьких Нанизывание шаров и кубов Выстраивание забора из красных и синих кубов Выкладывание бус из кругов и овалов, дорожек из квадратов и треугольников… Недоступно: рисование, вырезывание фигур

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45: Соотнесение свойств объемных и плоскостных предметов составной формы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46: Сложи узор» Б.П. Никитин

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
47

Слайд 47: 5. Выбор в конфликтной ситуации

Найди все  фигуры такого же цвета, как  эта. Теперь найди все фигуры такой же формы.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
48

Слайд 48: УПРАЖНЕНИЯ: найти по указанию «Названия свойств постоянно употребляются взрослыми, но только к самому концу года можно рассчитывать на их полное понимание и, тем более, активное использование детьми» (программа «Развитие», вторая младшая группа)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
49

Слайд 49

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
51

Слайд 51

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
52

Слайд 52

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
53

Слайд 53: Результат – сформированность предпосылок к освоению общепринятой сенсорной культуры:

Способность зрительно соотносить (сопоставлять) предметы по цвету, форме и величине, использовать один и тот же ситуативный предметный эталон в разных сопоставлениях Способность к речевым обобщениям

Изображение слайда
1/1
54

Слайд 54

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
55

Последний слайд презентации: Технология с енсорного воспитания детей раннего возраста

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
Реклама. Продолжение ниже