Первый слайд презентации: Технологии логико- математического развития детей дошкольного возраста
Слайд 2: Цель лекции
Дать студентам представления о современных технологиях, применяемых в математическом развитии детей дошкольного возраста
Слайд 3: учебно-исследовательское задание
Разработать конспект занятия по математике с использованием понравившихся технологий и защитить его (возрастная группа детей на выбор)
Слайд 4: План
Понятие «технология», «педагогическая технология» Характеристики технологии элементарных математических представлений: а) проблемно– игровая технология ; б )логико-математические игры; в) исследовательская деятельность и экспериментирование; г) триз- технологии; д) технологии проектирования. е) технологии моделирования
Слайд 5: Литература
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – Воронеж, 2005- 392с. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Слайд 6: Технология
1) это совокупность методов изготовления, обработки, переработки (и подобных процессов) сырья, в результате которых исходное вещество изменяет свои свойства, превращаясь в желаемую продукцию. 2) это знания и умения изготовления чего-либо, будь то кефир из молока, атомная энергия или обучение детей чтению и арифметике. 3) технологиями именуются непосредственно сами технологические процессы изготовления чего-либо.
Слайд 7: Понятие технология
Технология в пер. с греч. « techne » - мастерство, искусство, « logos » - учение, наука. Дословно, технология- наука о мастерстве. В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How (ноу-хау) — знайте как (делать). Все технологии направлены на определенный продукт
Слайд 8: Использование термина
В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How (ноу-хау) — знайте как (делать).Используется во всех областях. Разрабатываются промышленниками, инженерами, технологами, аграриями, педагогами, медиками
Слайд 9: Терминологический словарь
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве. ("Толковый словарь русского языка"). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Слайд 10: Общая классификация технологий
по уровень сложности - простые и сложные. по области применения - научные, образовательные, производственные. по типу необходимых ресурсов - капиталоемкие, энергоемкие и наукоемкие.
Слайд 11: Виды технологий по отрасли производства
Производственные (машиностроительные, пищевые технологии, биотехнологии и т.п), либо по типу используемых материалов (химические, ядерные и т. п.). Военные - направлены на обеспечения эффективного проведения боевых действий; Космические – связаны с попытками человечества освоить космос.
Слайд 12: Виды технологий по отрасли производства
Транспортные – специализируются на обеспечении перевозок пассажиров и грузов. Информационные - это программно-технические и технологические средства и методы, направленные на сбор, сохранение, анализ, обработку и распространение информации в обществе. К ним относятся также технические и программные средства, организационно-методическое обеспечение. Телекоммуникационные – направлены на обеспечение связи. В современно мире это телевидение, радио, телефония
Слайд 13: Виды технологий по отрасли производства
Особняком ото всех вышеперечисленных видов технологий стоят инновационные. Их еще именуют "технологиями технологий". Они направлены на успешное внедрение новейших методик и способов производства
Слайд 14: Жизненный цикл технологии —
Проходит 5 этапов : Новейшая технология (любая новая технология, которая имеет высокий потенциал); Передовая технология ( зарекомендовала себя, но еще достаточно новая, имеет небольшое распространение); Современная технология ( является стандартом, повышается спрос на эту технологию); Не новая технология ( полезная технология, но уже существует более новая технология, поэтому спрос начинает падать); Устаревшая технология ( устаревает и заменяется более совершенной, очень малый спрос, или полный отказ от этой технологии в пользу новой).
Слайд 15: Педагогические технологии
относятся к образовательному виду – то есть к нематериальному производству. Это совокупность методов и приемов, применяемых для достижения заранее запланированных целей воспитательно-образовательного процесса
Слайд 16: Педагогическая технология
это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Слайд 17
Технология Методика Может быть реализована на любом учебном предмете / дисциплине (игровые технологии, проблемные технологии и т.п.) Реализуется на одном учебном предмете («Методика развития речи», Методика физического воспитания» и т.п.) Дают одинаковые результаты при использовании разными педагогами Не обещают гарантированных результатов Обладают инструментальностью (технология - инструмент при выполнении алгоритма: можно использовать один инструмент для разных алгоритмов ) Методика- алгоритм ( можно выполнять алгоритм с разными инструментами, т.е. использовать разные технологии в методике Отвечает на вопрос «Как учить эффективно?» Отвечают на вопрос «Чему учить?» «Зачем учить?», «Как учить ? в рамках определенной учебной дисциплины Отсутствие «если» ( талантливый педагог, способные дети, хорошие родители и т.п.) подразумевает вариативность способов реализации теоретических положений
Слайд 18: Требования к мыслительной деятельности ребенка дошкольника
1) развитие умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские )действия ; 2) умения соотносить действия с результатом( стремится к конечной целина основе прогнозирования( если так, то….) 3) объективно оценивать результат. Другими словами для успешной деятельности необходимо уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать сериационные зависимости
Слайд 19: а) Проблемно-игровая технология
Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает о т него положительного творческого результата, называется проблемно –игровой. В процессе ее применения ребенок не ограничен в поисках практических действий, разрешения противоречий, проявления радости и других интеллектуальных эмоций
Слайд 20: Проблемно- игровая технология
Главный компонент проблемно- игровой технологии является активный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу практических действий, ведущих к результату.
Слайд 21: Характеристика проблемно-игровой технологии
Цель взрослого: обеспечить активность ребенка в деятельности через мотивацию. Цель ребенка: участие в интересной, в меру сложной деятельности, проявление соответствующих эмоций
Слайд 22: Средства проблемно- игровых технологий
1. логические и математические игры; 2. проблемные ситуации; 3. творческие задачи, вопросы, ситуации; 3. логико- математические игры; 4. эксперименты и исследовательская деятельность ? Приведите примеры логических и математических игр и дайте им характеристику
Слайд 25: Развивающие игры Вячеслава Воскобовича
Слайд 27: Фиолетовый лес» В. Воскобович )
Слайд 28: Цели логических игр
Освоение детьми средств познания : эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей, овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и др.; накопление логико- математического опыта; развитие мышления, смекалки, сообразительности.
Слайд 29: Принципы организации игр:
отсутствие принуждения; развитие игровой динамики (от малых успехов к большим) ; поддержка игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности ; переход от простейших форм и способов осуществлен игровых действий к сложным.
Слайд 30: Методика освоения логико-математических игр
Побуждение ребенка к активности, наблюдение за действиями сравнения, обобщения, классификации; наблюдения за умениями устанавливать связи и зависимости отдельных предметов по форме, размеру, пространственному расположению.
Слайд 31: Этапы освоения ребенком игр
игры со взрослыми и сверстниками ( совместные) ; игры на уровне проявления самодеятельности; Игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне
Слайд 32: Проблемная ситуация
Рассматривается как средство активизации мышления и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Назначение: способствовать развитию творческих способностей ребенка
Слайд 33: Структурные компоненты проблемной ситуации являются :
Проблемные вопросы ( «Как разрезать квадрат на треугольники?» «Как измерить воду в кувшине? и т.п.); занимательные вопросы (задачи- шутки, занимательные задачи и т.п. ? Приведите примеры занимательных вопросов или задач- шуток
Слайд 34: Проблемная ситуация
«Как разделить яблоко, чтобы хватило всем?» Цель: способствовать развитию творческих способностей ребенка.
Слайд 35: Этапы решения проблемной ситуации
Представление и осмысление проблемы детьми; выдвижение гипотез; практическая проверка гипотезы; анализ ситуации (опровержение или подтверждение гипотезы).
Слайд 36: б) Логико-математические игры
Рассматривается в качестве аналога современного занятия по математике. Для нее характерны: 1.)игровая направленность деятельности; 2) наличие ситуаций с элементами экспериментирования; 3) Развивающее воздействие ( развитие психических процессов и личностное развитие
Слайд 37: В процессе логико-математических игр дети:
1) познают свойства и отношения предметов по форме, величине, массе, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости, увеличение и уменьшение, преобразование и т.п; 2 ) осваивают связи и зависимости; 3)проявляют инициативу, самостоятеьность и творчество
Слайд 38: в)Понятие познавательно-исследовательская деятельность
познавательно-исследовательская деятельность- это совместная деятельность педагога с детьми, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания. Она направлена на постижение предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.
Слайд 39: Понятие исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность- особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на основе исследовательского поведения ( направленного на приобретение новой информации- Н.Н.Поддьяков).
Слайд 40: познавательно-исследовательская деятельность осуществляется в :
в виде опытов и экспериментов с объектами природы, окружающего мира ; в виде наблюдений; в виде вопросов, задаваемых взрослому; методом проб и ошибок; эвристических рассуждений, предположений («эврика»-открытие ). В основе деятельности экспериментирования лежат исследования Н.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова
Слайд 41
Н.Н. Поддъяков А. И. Савенков Исследовательской деятельностью детей занимались
Слайд 42: Понятие опыт и эксперимент
Опыт- это наблюдение в специально-организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей Экспериментирование –это преобразующая деятельность, изменяющая исследуемые объекты
Слайд 43: Источники и результаты детского экспериментирования
источник- детские вопросы. Результатом является: а)новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами; б) новая информация о другом дополнительном объекте; в) знания о способах исследования и результатах
Слайд 44: вопрос: Как измерить количество крупы в чашке? (длины стола )
Ответ: с помощью условной мерки (ложка, стакан)
Слайд 45: Использование Триз - технологий (теория решения изобретательских задач – автор Генрих Альтшуллер
творческие задачи ( вопросы, ситуации), имеют множество решений Ю.Г. Тамберг отмечал, что существую определенные трудности в выборе задач для детей: если сложная - дети отказываются решать; если простая -ребенку скучно; Уровни сложности задач: а) ребенок решает самостоятельно; б) самостоятельно решить не может, но может с помощью наводящих вопросов; в) не может решить, но может понять ход решения г) не может самостоятельно решить и не может понять ход решения, не понимает ответ ( как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты?») ( чем больше углов тем больше фигура похожа на круг
Слайд 46
ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности. Целью использования ТРИЗ – игр в математике является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Слайд 47
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Например: Что общее между плакатом и дверью?) Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. (Например, из геометрических фигур предложено придумать новый стул, удобный и красивый) Цель третьего этапа – придумывание необычайных названий ( Например, придумать необычное существо из геометрических фигур и дать ему название ) На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Слайд 48: ТРИЗ- игра "Необыкновенная математика "
Предлагается приготовить салат, прочитать его ингридиенты, назвать его необычно. ингридиенты для салата : 1 ложка орехов+1 ложка яблок+2 ложки малины + 3 ложки сахара = салат «ОРЕХОМАЛИСАХ» (от каждого ингридиента по части слова) Или «МАЛИЯБЛОРЕХ» (при замене мест ингридиентов другой салат: 1 ложка груши+1 ложка яблока+2 ложки клубники = салат « ГРУШАЯБЛОКЛУБ »
Слайд 49: Технология моделирования
Модель - заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступным к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенка (цифра, натуральный ряд чисел, календарь и т.п.). В математике рассматривается как вид знаково-символической деятельности (ЗСД), и как интеллектуальная способность.
Слайд 50: Моделирование
ЗСД представляется как особая деятельность со знаково-символическими средствами (ЗСС). Среди них выделяют схематизированные( план группы); знаковые ( формулы, знаки, обозначающие сложение, вычитание, умножение, деление, цифры и т.п.) Знаково-символические средства могут быть: а) вещественные ( блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера); б) графические (схемы, таблицы)
Слайд 51: В основе деятельности моделирования лежит:
Освоение деятельности замещения (Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, О.В. Суворова Н. И Непомнящая и др.). Так Н.И Непомнящая как дети дошкольного возраста могут усвоить понятие «часть- целое» при наглядном их представлении на модели
Слайд 52: Модели в ФЭМП
В процессе усвоения временных отношений дети используют модель часов, календарь года
Слайд 53
Слайд 54: Схемы блоков Дьенеша
Слайд 55: Картинки-схемы ( палочки Кьюзенера )
Слайд 56: ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения
В 2005 году на Российском рынке появился образовательный конструктор нового поколения для 3D-моделирования «ТИКО». Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В составе «ТИКО» различные многоугольники разных цветов, квадраты с цифрами, знаками действий, буквами и т.д., изготовленные из износостойкого гигиенически безопасного пластика.
Слайд 57: Разработчик Логинова Ирина Викторовна —руководитель городского клуба « ТИКО-мастера » Дворца детского (юношеского) творчества им. Л. Голикова города Великий Новгород, аспирант Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования начала знакомить педагогов Великого Новгорода и Санкт-Петербурга с образовательным конструктором ТИКО в 2010 году
Слайд 58: Комплектация ТИКО
В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов, рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста, а также для использования в качестве методических пособий воспитателями детских садов, педагогами школ и студентами педагогических вузов
Слайд 59: ТИКО способствует:
развитию навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников; запоминанию названий и облика плоскостных фигур (треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), малышу открывается мир призм, пирамид; развитию у дошкольников пространствен - ных и зрительных представлений; формированию универсальных логических действий; знакомству с плоскостным и объемным моделированием.
Слайд 60: ТИКО развивает
Творческие умения (дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым, развивая творческое мышление); Интеллектуальные умения (чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования, в какой последовательности будет их соединять)
Слайд 69: Проект, проектирование
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед), реалистичный замысел, план о желаемом будущем; совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.
Слайд 70: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проблема продукт поиск Информации проект презентация проблема предположение
Слайд 71: РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
6-7 лет 5-6 лет 3-5 лет
Слайд 72: Использование видов проектов В ФЭМП
информационный проект «Архитектура города»( размер, геометрические форма, симметрия- ассиметрия, счет этажей, колонн, балконов исследовательский проект «Путешествие по Севастополю» (Найди самый высокий шпиль, самый длинный балкон, памятник необычной формы, круглое окно под мансардой, зигзагообразная клумба и т.п.
Слайд 73
Проект творческий « Куда течет время» ( освоение временных характеристик( альбомы с фотографиями родителей в детстве, бабушек и дедушек, своих детских фотографий для понимания отношений «девочка- девушка, женщина- бабушка « и т.п.
Слайд 74: Вывод:
Разработка и выбор технологий ФЭМП зависит от того, что подлежит освоению, и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка. технологии способствуют эффективному установлению связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира, обеспечивают доступный ребенку уровень миропонимания
Слайд 75: Рефлексия
При изучении данной темы Я узнал (а)….. Я понял(а)………. Я научился( ась)…. Я хочу узнать …….