Первый слайд презентации
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Преподаватель подполковник Бахуревич Виктор Степанович
Слайд 2
ТЕМА 3 : ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТЕРА ТЯГАЧА МТЛБ. ЗАНЯТИЕ 8: Электрооборудование МТЛБ (аккумуляторные батареи) и приборы наблюдения. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1.Изучить со студентами общее устройство электрооборудования транспортера тягача МТЛБ. 2.Изучить со студентами общее устройство приборов наблюдения транспортера тягача МТЛБ. 3.Воспитывать у обучаемых чувство уверенности в надежности и безотказности транспортера тягача МТЛБ. ВРЕМЯ : 2 часа МЕСТО: Класс технической подготовки МЕТОД: Групповое занятие ЛИТЕРАТУРА: 1.Техническое описание и инструкция по эксплуатации транспортера тягача МТЛБ. Часть 1. М., Воениздат, 1989. 2.Техническое описание и инструкция по эксплуатации транспортера тягача МТЛБ. Часть 2. М., Воениздат, 1990. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ : Плакаты: Макет МТЛБ Узлы и агрегаты электрооборудования 2
Слайд 3: УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Назначение и общее устройство источников электрической энергии. 2.Назначение и общее устройство потребителей электрической энергии. 3.Назначение и общее устройство Контрольно-измерительных и смотровых приборов
Слайд 4
1-й вопрос: Электрооборудование. Назначение и общее устройство источников электрической энергии.
Слайд 5: ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Электрооборудование транспортера-тягача состоит из: источников электрической энергии, потребителей электрической энергии» контрольно-измерительных приборов, вспомогательной аппаратуры и проводов. 5
Слайд 6
К ИСТОЧНИКАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ОТНОСЯТСЯ: две аккумуляторные батареи, генератор с реле-регулятором. К ПОТРЕБИТЕЛЯМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ: стартер, электродвигатели системы подогрева двигателя, системы отопления и вентиляции, вентилятора обдува и ФВУ, электромагнитный клапан, запальные свечи подогревателя и отопителя, звуковой сигнал, стеклоочистители, система обогрева лобовых и защитных стекол, электролампы системы освещения и сигнализации. 6
Слайд 7
К КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ПРИБОРАМ ОТНОСЯТСЯ: вольтамперметр, спидометр, манометры масла и воздуха, термометр для воды. К ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРЕ ОТНОСЯТСЯ: включатель батареи, выключатели потребителей электроэнергии, штепсельные розетки, предохранители, штепсельные разъемы, фильтр радиопомех, контактор включения реле стартера. 7
Слайд 8: ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ На транспортере-тягаче установлены две кислотные стартерные батареи 6СТЭН-14ОМ. Напряжение на зажимах каждой аккумуляторной батареи 12 В, емкость 140 А-ч, соединение батарей последовательное. Аккумуляторные батареи предназначены для питания всех потребителей электрической энергии при неработающем двигателе и при работе двигателя на малой частоте вращения, а также для питания потребителей совместно с генератором, когда потребляемый ими ток превосходит допустимую для генератора величину. 8
Слайд 9
Аккумуляторная батарея состоит из шести одинаковых по устройству аккумуляторов, помещённых в деревянном ящике, закрываемом крышкой. Ящик и крышка окрашены кислотостойким лаком. На передней стенке ящика закреплены выводные зажимы, закрываемые защитной коробкой, исключающей случайные замыкания зажимов аккумуляторной батареи. Правый выводной зажим положительный (+), левый отрицательный (—). На передней стенке ящика указан тип батареи 6СТЗН-140М. Цифры и буквы (маркировка) обозначают следующее: 6 — число соединенных последовательно аккумуляторов; СТ - назначение батареи, т.е. данная батарея стартерная; ЭН — материал — эбонит и способ изготовления пластин - намазные ; 140 - емкость батареи при 20-часовом режиме разряда; М — материал сепараторов - мипор или мипласт. Для удобства транспортирования на передней и задней стенках ящика предусмотрены ручки. 9
Слайд 10
КАЖДЫЙ АККУМУЛЯТОР СОСТОИТ ИЗ: призмы, Положительных и отрицательных пластин, отделенных друг от друга сепараторами. В каждом аккумуляторе находится девять положительных и десять отрицательных пластин. Сверху каждый аккумулятор закрывается крышкой и герметизируется мастикой. В крышке имеются три отверстия. Центральное отверстие, через которое заливается электролит, закрыто пробкой, через остальные два отверстия выведены штыри полублоков пластин. Аккумуляторные батареи размещаются в корзинах установленных в правой боковой полости грузовой платформы, и крепятся лентами и. Корзины крепятся к корпусу болтами через амортизаторы. В корзине уложена амортизационная прокладка. Положительный зажим аккумуляторной батареи Б1 соединен с отрицательным зажимом батареи Б2 проводом ; К отрицательному зажиму батареи Б1 подсоединяется провод включателя батарей. Положительный зажим аккумуляторной батареи Б2 соединен с силовым проводом стартера и проводом розетки внешнего запуска. 10
Слайд 11: Установка аккумуляторных батарей
11
Слайд 12: ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА
Генераторная установка, включающая генератор Г-290-0 и реле-регулятор РР-361А, предназначена для питания электрической энергией потребителей и подзарядки аккумуляторных батарей при работающем двигателе. ГЕНЕРАТОР Г-290-0 трехфазный, синхронный, переменного тока, с электромагнитным возбуждением, со встроенным кремниевым выпрямителем. Он вырабатывает номинальное напряжение 24 В и номинальный постоянный ток 150 А, является основным источником электрической энергии на транспортере-тягаче. Генератор устанавливается на кронштейне, закрепленном на верхней крышке блока цилиндров двигателя. К кронштейну генератор крепится двумя лапами, выполненными на крышках его корпуса. Лапы генератора соединяются с кронштейном двумя болтами. Третьей лапой генератор крепится к планке. Привод генератора осуществляется ременной передачей от шкива. Натяжение ремней обеспечивается натяжным устройством, которое состоит из кронштейна, ролика и натяжного винта. Возбуждение генератора включается включателем расположенным на щитке приборов водителя; при этом загорается контрольная лампа. 12
Слайд 14: РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РР-361А
Реле-регулятор РР-361А обеспечивает: подключение к бортовой сети и отключение от нее цепи об мотки возбуждения генератора при включении включателя на щитке приборов водителя; автоматическое поддержание напряжения генератора в пределах 26,5—29,56 В при всех изменениях частоты вращения ротора генератора, тока нагрузки и температуры; автоматическую защиту генератора от перегрузки (ограничение тока); автоматическую блокировку стартера, т. е. автоматическое отключение стартера после пуска двигателя и поддержание затем стартерной цепи в отключенном состоянии при работающем двигателе; автоматическую защиту полупроводникового триода (транзистора) от случайных коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения генератора. Реле-регулятор установлен на правом наклонном листе. 14
Слайд 15
2– й учебный вопрос: Назначение и общее устройство потребителей электрической энергии.
Слайд 16: ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
СТАРТЕР Электрический стартер СТ-103 с электромагнитным тяговым реле предназначен для пуска двигателя. Мощность стартера 9,5 л/с, напряжение 24 В, направление вращения правое. Стартер представляет собой сериесный электродвигатель постоянного тока. ОСНОВНЫМИ ЧАСТЯМИ СТАРТЕРА ЯВЛЯЮТСЯ: корпус, якорь, передняя и задняя крышки, привод включения, тяговое реле. 16
Слайд 17
Kopпyc изготовлен из мягкой стали в виде цилиндра. Внутри корпуса прикреплены винтами четыре полюсных сердечника обмоткой возбуждения. Якорь стартера размещен внутри корпуса. Он состоит из вала, сердечника, обмотки и коллектора. Обмотка якоря выполнена из толстого провода прямоугольного сечения. Опорами якоря служат три бронзовые втулки, расположенные в передней и задней крышках и промежуточной опоре. На заднем конце' якоря расположен коллектор. На переднем конце вала якоря нарезана прямоугольная четырехзаходная резьба механизма привода стартера. В задней крышке смонтирован щеткодержатель c меднографитовыми щетками. Всего в стартере установлено восемь щеток, по две на каждую полюсность. Все щетки изолированы. Привод стартера смонтирован в передней крышке. Он служит для соединения шестерни стартера с зубчатым венцом маховика во время запуска двигателя и автоматического отключения после запуска двигателя. Привод стартера состоит из барабана, пружины барабана, шестерни, пружины шестерни, переднего конца вала якоря с прямоугольной резьбой и упорного кольца. Барабан, свободно посаженный на резьбу переднего конца вала якоря, может передвигаться по ней: перемещать шестерню стартера, которая насажена на эту же резьбу, и вводить ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. Барабан с помощью приводного рычага соединен с реле стартера. Включение стартера дистанционное с помощью электромагнитного тягового реле. 17
Слайд 18: РАБОТА СТАРТЕРА
При нажатии на кнопку стартера ток от аккумуляторной батареи поступает во втягивающую и удерживающую обмотки реле. Под действием магнитного поля обмоток перемещается якорь и вместе с ним барабан, который, двигаясь вперед, вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика. Перемещение шестерни ограничивается упорным кольцом. После зацепления шестерни стартера с венцом маховика диск якоря замыкает контакты клемм стартера и включает силовую цепь стартера. Стартер начинает вращаться, проворачивая коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя число оборотов маховика возрастает и скорость вращения шестерни стартера резко увеличивается, значительно превышая скорость вращения вала якоря. Шестерня стартера, благодаря наличию резьбы, автоматически свинчивается, отходит назад, выходит из зацепления с венцом маховика и фиксируется в исходном положении. Стартером рекомендуется пользоваться не более 20 с. Повторный пуск можно производить через 1—2 мин. Допускается не более трех повторных пусков. Если двигатель не запускается, следует найти и устранить причину неисправности. Стартер установлен на блоке двигателя слева. Включается стартер нажатием на кнопку, расположенную на щитке приборов водителя. 18
Слайд 19: ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
Электродвигатель МБП-ЗН служит для привода насосного агрегата системы подогрева. Электродвигатель сериесный, постоянного тока двухрежимный. Направление вращения якоря правое. Включается двигатель переключателем расположенным на щитке подогревателя. Переключатель имеет три положения, которые соответствуют: « Нейтральное » — выключению двигателя; «Пуск» — пониженным оборотам двигателя; «Работа» — полным оборотам двигателя. Электродвигатель МЭ-65В отопителя служит для привода нагнетателя воздуха, топливного насоса и вентилятора подачи воздуха. Он монтируется внутри кожуха отопительно-вентиляционнон установки ОВ-66. Электродвигатель двухрежимный, включается переключателем установленным на щитке отопителя, расположенном на задней стенке отделения управления. Головка переключателя может занимать три положения : первое (положение «О») — головка вдвинута в корпус; в этом положении двигатель отключен; Второе (положение«1») — головка выдвинута из корпуса до первого фиксируемого положения; при этом положении электродвигатель включается на полные обороты; третье (положение «2») —головка выдвинута из корпуса во второе фиксируемое положение; при этом положении устанавливаются пониженные обороты двигателя. В цепь электродвигателя отопителя введено реле перегрева, которое служит для выключения электродвигателя при получении сигнала от датчика перегрева о перегреве отопительной установки (при нагреве воздуха выше 170°С). Реле перегрева установлено на щитке отопителя, датчик перегрева установлен в крышке кожуха отопителя в месте выхода нагретого воздуха. 19
Слайд 20
Электродвигатель МЭ-205 является приводом вентилятора обдува водителя, установленного в отделении управления на лобовом листе. Включается электродвигатель включателем расположенным на щитке приборов водителя. Электродвигатель ЭД-25 является приводом нагнетателя фильтровентиляционной установки. Он установлен внутри кожуха нагнетателя, включается включателем расположенным на щитке приборов водителя. ЗАПАЛЬНЫЕ СВЕЧИ Запальная свеча подогревателя установлена в камере сгорания и служит для зажигания рабочей смеси в момент пуска системы подогрева. Включается свеча включателем расположенным на щитке подогревателя. Свеча накаливания отопителя установлена в камере сгорания отопителя и служит для воспламенения смеси. Свеча накаливания включается включателем, расположенным на щитке отопителя. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ Для звуковой сигнализации на транспортере-тягаче применен электрический сигнал С314Г установленный на лобовом листе снаружи. Сигнал постоянного тока, безрупорный. Регулируется сигнал поворотом винта прерывателя со стороны дна корпуса. При вращении винта вправо потребляемый ток и амплитуда колебаний увеличиваются. Включается сигнал нажатием на кнопку расположенную на щитке приборов водителя. СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ Стеклоочистители предназначены для очистки ветровых стекол транспортера-тягача от атмосферных осадков. На транспортере-тягаче установлены два однощеточных электрических стеклоочистителя СЛ 231. Каждый из них включает электродвигатель, обеспечивающий колебательное движение щетки по ветровому стеклу, и щетки. Стеклоочистители включаются с помощью включателей, расположенных на редукторе стеклоочистителя. 20
Слайд 21: СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ
Фары ФГ-122Н 28 предназначены для освещения дороги впереди транспортера-тягача во время движения. Фары с герметичным оптическим элементом и светомаскировочной насадкой АС-122. Включаются фары центральным и ножным переключателями света. Переход на режим полного затемнения осуществляется поворотом светомаскировочного козырька насадки фары. Подфарники ПФ-101В служат передними световыми указателями габарита и поворота. Они установлены в передней части транспортера-тягача и закрепляются двумя болтами. Включаются подфарники центральным и ножным переключателями света. Плафон ПК-201А 32 служит для внутреннего освещения отделения управления, расположен на левом боковом листе. На корпусе плафона смонтированы две клеммы с винтами для подсоединения проводов. Клеммы изолированы и подсоединяются, в сеть по двухпроводной схеме. Включатель расположен рядом с плафоном. Плафон ПК-201Л служит для внутреннего освещения платформы. Установлен он в передней части платформы и включен в сеть по двухпроводной схеме. Рядом с плафоном находится его выключатель. Переносная лампа ПЛТ-50 предназначена для местного освещения. Для включения переносной лампы на транспортере-тягаче имеются три розетки: одна на щитке приборов водителя, вторая на щитке командира и третья на кормовом листе корпуса. 21
Слайд 22
Фонарь КЛСТ-64 расположен на правом щитке. Он имеет шторку для регулирования освещенности. Включатель расположен рядом с фонарем. Контрольная спираль включается в цепь свечи накаливания подогрева последовательно и контролирует ее работу. Контрольная спираль установлена на щитке подогревателя. Контрольная спираль включается в цепь свечи накаливания отопителя последовательно и контролирует ее работу. Контрольная спираль установлена на щитке приборов отопителя. Контрольный фонарь с зеленой линзой установлен на щитке приборов отопителя и служит для определения начала работы отопительной установки. Датчик горения установлен в выпускном патрубке отопителя. Как только начинает работать отопительная установка, контрольный фонарь загорается. Поворотная фара-искатель (прожектор) ФГ-16И предназначена для освещения дороги и предметов, расположенных по бокам за пределом зоны, освещенной фарами основного света. В фаре установлен оптический элемент, в котором устанавливаются гладкое прозрачное бесцветное стекло и двухнитевая лампа накаливания (используется нить дальнего света). Фара устанавливается на поворотный кронштейн в лобовом листе снаружи, что позволяет поворачивать ее в горизонтальной и вертикальной плоскостях рукояткой, расположенной в отделении управления на передней стенке. Включается фара включателем прожектора расположенным на щитке приборов водителя. 22
Слайд 23
Задние фонари ФП-101 38 служат для подачи светового сигнала торможения «Стоп», задних указателей, поворота и обозначения заднего габарита. Устанавливаются они на задней части наклонных листов крыши. Внутреннее пространство корпуса фонаря разделено перегородкой на две самостоятельные камеры, внутри которых находятся однонитевые лампы А24-3 и А24-21. Центральный переключатель света П-38 27 расположен на щитке приборов. Он служит для включения передних фар, подфарников, задних фонарей. Головка центрального переключателя света может занимать три положения: I (исходное; головка вдвинута в корпус ) — все указанные выше приборы отключены; II (головка выдвинута из корпуса до первого фиксируемого положения) —включены задние габаритные фонари. В этом положении ножным переключателем света П-39-4 можно включить подфарники или ближний свет фар; III (головка выдвинута из корпуса во второе фиксируемое положение ) — включены задние габаритные фонари. В этом положении ножным переключателем можно включить ближний или дальний свет фар. Обогревные стекла Особенностью обогревных стекол транспортера-тягача является то, что стекла нагреваются специальной токопроводящей пленкой, расположенной между двумя склеенными стеклами.Включается обогрев стекол включателями «Обогрев стекла», расположенными на щитке приборов водителя и правом щитке; 23
Слайд 24
3– й учебный вопрос : Назначение контрольно-измерительных и смотровых приборов.
Слайд 25: КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
ВОЛЬТАМПЕРМЕТР Вольтамперметр ВА-340 4 предназначен для измерения силы тока и напряжения в электрической сети транспортера-тягача. Вольтамперметр магнитоэлектрический. Он установлен на щитке приборов водителя и вмонтирован в металлический корпус. На лицевой стороне корпуса имеется кнопка, при нажатии на которую прибор подключается в сеть параллельно и работает в качестве вольтметра. Если кнопка не нажата, прибор включается в сеть последовательно и работает в качестве амперметра, показывая силу зарядного тока (отклонение стрелки вправо) или силу разрядного тока (отклонение стрелки" влево). СПИДОМЕТР Спидометр СП-135 служит для определения скорости движения и пройденного пути. Он установлен на щитке приборов водителя. Привод к спидометру осуществляется от левой бортовой передачи посредством гибкого вала ГВН-20В. ЭЛЕКТРОТЕРМОМЕТР Электротермометр ТУЭ-48-Т 3 служит для контроля температуры охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя. Он установлен на щитке приборов водителя; приемник электротермометр П-1-Т установлен в водяной трубе левой головки цилиндров. ЭЛЕКТРОМАНОМЕТР Электроманометры ТЭМ-15 2 служат для измерения давления в системе смазки двигателя и в пневмосистеме. Электроманометры установлены на щитке приборов водителя. Датчики электроманометров установлены: один — на правом блоке двигателя в масляной магистрали, другой — в воздухораспределителе. Электроманометр ЭДМУ-6Н 5 служит для контроля давлении в системе смазки главной передачи. Он установлен на щитке приборов водителя, его датчик на корпусе главной передачи. 25
Слайд 27: СМОТРОВЫЕ ПРИБОРЫ
УСТАНОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИБОРЫ три стеклоблока Б-2 ; два из них расположены в левой и правой боковых листах отделения управления, третий — в правом верхнем борту грузовой платформы; три смотровых прибора ТНПО-170 А водителя у лобового листа перед водителем; один смотровой прибор ТНПО-170 А н a правой двери кормы платформы ; два смотровых прибора с левой и правой стороны установки ТКБ-01-1. 27
Слайд 28: ПРИБОРЫ ТНПО- 170
Смотровые приборы ТНПО-170 предназначены для наблюдения за дорогой и местностью. Прибор ТНПО-170 представляет собой призменный перископ с электрообогревном входного и выходного окон. ПРИБОР СОСТОИТ ИЗ: корпуса верхней призмы, нижней призмы, крышек, донышка, штепсельного разъема, состоящего из вилки и розетки. Призмы уплотняются в корпусе герметиком и манжетами. К призмам приклеены обогревные стекла. Между призмами и стеклами находятся датчики температуры (термисторы). Приборы установлены в специальные шахты и уплотняются прокладками. К прибору подсоединяется кабель от регулятора температуры РТС-27-ЗЛ расположенного в отделении управления на лобовом листе. Один смотровой прибор водителя является ведущим. Ведущий прибор реагирует на изменение температуры и через регулятор температуры стекол РТС-27 управляет обогревом остальных стекол. В походном положении средний прибор ТНПО-170у4 укладывается в ящик, размещенный на левом наклонном листе в отделении управления. 28
Слайд 29: ТНПО- 170
Смотровой прибор ТНПО-170 А, 1 - обогревное стекло; 2 - корпус; 3 - герметик; 4 - нижняя призма; 5 и 7 —манжеты; 6 - прокладка; 8 - верхняя Призма; 9 и 11 - крышки; 10 - донышко; 12 - вилка; 13 - розетка 29
Слайд 30: СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРИБОРОВ ТНП0-170А
30
Слайд 31: ПРИБОР ТВН-2Б
Прибор ТВН-2Б предназначен для наблюдения за дорогой и местностью при вождении транспортера-тягача ночью. В комплект прибора входят: прибор наблюдения ТВН-2Б, блок питания, запасные части и принадлежности. Прибор ТВН-2Б и ЗИП к нему укладываются в ящик. Комплект прибора ТВН-2Б и фара ФГ-125 приобретаются и устанавливаются эксплуатирующей организацией. В походном положении, ящик с прибором ТВН-2Б и ЗИП к нему устанавливаются на стенке ограждения двигателя между двумя откидными сиденьями в проходе. Для установки прибора ТВН-2Б необходимо: вынуть из шахты средний прибор ТНПО-170 А механика-водителя и уложить его в футляр, находящийся на левом наклонном листе в отделении управления. Установить валик крепления прибора ТНПО-170у4 за налобник. Вынуть прибор ТВН-2Б с наставкой, прокладкой и тягами из укладочного ящика. Убедиться, что рукоятка шторки прибора занимает положение « Закр.»; вставить прибор ТВН-2Б в освобожденную шахту; надеть тяги на палец и завернуть гайки - барашки, добиваясь равномерного уплотнения прокладки по контуру прибора. Блок питания прибора устанавливается на двух кронштейнах, приваренных к центральной балке над ограждением кардана. В проушины панели блока питания продеваются амортизаторы. Затем блок крепится к кронштейнам. 31
Слайд 32: ТВН-2Б
Прибор ТВН-2Б: 1 - валик; 2 - прокладка; 3- наставка; 4 - палец; 5-тяга ; 6 - ввертыш ; 7- гайка-барашек; 8-ввод; 9 - рукоятка 32
Последний слайд презентации: ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Преподаватель подполковник Бахуревич Виктор Степанович
Кабель от блока питания к смотровому прибору прокладывается и крепится в скобках болтами, крепящими жгуты электрооборудования и лобового стекла. Для подсоединения кабеля к прибору свинчивается наконечник и штекер кабеля, которым он оканчивается, гайкой соединяется с высоковольтным вводом. Для крепления конца кабеля питания имеется зажим Провод блока питания одним концом подсоединяется на колодку, а другим концом заделывается в штепсельный разъем блока питания. Скобой закрепляются провод питания и кабель от блока питания к смотровому прибору. Скоба закреплена на бонке в районе установки блока питания. При работе прибора используются штатные фары, на которые устанавливаются инфракрасные фильтры ФГ2-200Г. Установка блока питания и укладка кабеля должны производиться до установки прибора ТВН-2Б в шахту. 33