Презентация на тему: Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания

Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Проверка уровня сформированности языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций
Итоги ЕГЭ-2019 в РМЭ Русский язык
Контрольно-измерительные материалы 2020 год
Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Задание 1
Задание 2
Задание 5
Задание 6
Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Задание 8
Орфография. А9–15
Орфография. А9–15
Орфография. А9–15
Орфография. А9–15
Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Задание 16
Задание 20
Задание 21 – география страны
Задание 21
Задание 21
Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Задание 26
Задание 27
Критерии оценивания задания 27
К2
К3
К4
Структура
Способы отсылки к тексту
Примеры-иллюстрации
Пояснения к примерам
Связь между примерами
Интервью с Ч.Т. Айтматовым «Книги, открывающие нас»
К5
К6
К7, К8
К9, К10
К11, К12
Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания
Спасибо за внимание
1/44
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 2)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3016 Кб)
1

Первый слайд презентации

Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин МарГУ Единый государственный экзамен по русскому языку

Изображение слайда
2

Слайд 2: Проверка уровня сформированности языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций

Итоговое сочинение ЕГЭ 9 класс Итоговое собеседование 11 класс ОГЭ

Изображение слайда
3

Слайд 3: Итоги ЕГЭ-2019 в РМЭ Русский язык

Количество проверенных работ в РМЭ – 3022. Средний балл по РМЭ – 71,35 (2018 г. – 73,22). Средний балл по РФ – 69,5 (2018 г. – 70,9). Не преодолели минимальный порог – 6 человек (0,2%). Получили 100 баллов – 11 человек (2018 г. – 8): 4 выпускника средних общеобразовательных школ, 5 – лицеев, 2 – гимназий. Набрали 81–100 баллов – 797 человек (26%) (2018 г. – 30%).

Изображение слайда
4

Слайд 4: Контрольно-измерительные материалы 2020 год

Изображение слайда
5

Слайд 5

Материалы сайта fipi.ru

Изображение слайда
6

Слайд 6

Количество заданий в части 1 27 (новое задание с 2019 г. №21 – пунктуационный анализ) Тип заданий С кратким ответом – 26 С развёрнутым ответом – 1 Уровень сложности: базовый повышенный высокий 24 3 (№25, 26, 27) 0 Максимальный первичный балл 58 баллов Общее время выполнения работы 210 мин. Сочинение №27 Критерии оценивания Изменены критерии оценивания задания №27 ЕГЭ-2020

Изображение слайда
7

Слайд 7

№ Темы и разделы Решаемость 2019 Часть 1 1 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров 91,36 2 Средства связи предложений в тексте 68,66 3 Лексическое значение слова 86,07 4 Орфоэпические нормы (постановка ударения) 90,54 5 Лексические нормы (значение, сочетаемость, паронимы) 84,22 6 Лексические нормы 91,93 7 Морфологические нормы (образование форм слова) 81,17

Изображение слайда
8

Слайд 8: Задание 1

5 вариантов, 2 из которых правильные 1 первичный балл

Изображение слайда
9

Слайд 9: Задание 2

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. Ответ: _____________ Местоимение Предлог Союз Вводное слово, вводная конструкция Наречие Частица

Изображение слайда
10

Слайд 10: Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники. Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований. Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её обладателя. В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства. Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели. Ответ: ___________________________.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Задание 6

Отредактируйте предложение, исправив лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этом пейзаже не было ни оной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озерца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: _____________ Отредактируйте предложение, заменив неверно употреблённое слово. Он бросил беглый глаз на гостя… Ответ: _____________

Изображение слайда
12

Слайд 12

№ Темы и разделы Решаемость 2019 8 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 78,13 9 Правописание корней 64,03 10 Правописание приставок 63,83 11 Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) 77,33 12 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени 45,47 13 Правописание НЕ и НИ 81,54 14 Слитное, дефисное, раздельное написание слов 82,23

Изображение слайда
13

Слайд 13: Задание 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1) Поражающие своей красотой и величием уникальные девственные островки природы ещё остались на карте области. 2) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта специалисты всегда вовремя оказываются на объектах. 3) А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя. 4) Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза. 5) Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь озёр, до которых добраться можно только через лес. 6) На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы. 7) Иван Грозный, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, старался привлечь на свою сторону новых подданных. 8) Проводник поезда спросил опоздавших пассажиров, в каком вагоне их места. 9) Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному мастерству.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Орфография. А9–15

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) заж..мать, отв.. рить (овощи), прим.. рение (сторон) 2) к.. сички, оз.. рение, г.. ревать 3) оп.. раться, зар.. сли, прик.. снуться 4) изл..жить, несг.. раемый, пон..мание 5) п.. рила, зам.. реть, ст.. листический Ответ: _____________ - безударная проверяемая гласная - безударная непроверяемая гласная - безударная чередующаяся гласная корня

Изображение слайда
15

Слайд 15: Орфография. А9–15

10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ра..буженный, бе..граничный, и.. вестить 2) н.. испособнейший, поз..вчера, н.. дстройка 3) сверх.. зысканно, меж.. здательский, пред.. дущий 4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу) 5) по..черкнуть, на.. пись, пре..писание Ответ: _____________ - приставки (неизменяемые, на -З / -С, ПРЕ- / ПРИ-) - разделительные Ъ и Ь - И / Ы после приставок

Изображение слайда
16

Слайд 16: Орфография. А9–15

12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) занавеш.. нный, слыш.. мый 2) опаса.. шься, потрат.. вший 3) закле.. шь, неслыш.. мый 4) посе.. шь, потрач.. нный 5) помож..шь, дви́ж..мый Ответ: _____________ - окончания глаголов 1 и 2 спряжения - суффиксы причастий и отглагольных прилагательных - гласные перед Н и НН

Изображение слайда
17

Слайд 17: Орфография. А9–15

14.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг. (В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников. С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий. (В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России. Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них. Ответ: _____________ - наречия и наречные выражения - предлоги - союзы - частицы

Изображение слайда
18

Слайд 18

№ Темы и разделы Решаемость 2019 15 Правописание -Н- и -НН- 83,12 16 Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и ССП 83,98 17 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 77,93 18 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 72,04 19 Знаки препинания в СПП 79,85 20 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 56,75 21 Пунктуационный анализ 35,00

Изображение слайда
19

Слайд 19: Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти. 2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий. 3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному. 4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность. 5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Задание 20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов. Туманные громады поднимались по ночному небу (,) и (,) когда поглощён был последний звёздный просвет (,) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (,) после чего взлетел на крыши домов.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Задание 21 – география страны

21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Задание 21

Знаки препинания: запятая тире двоеточие Не более 9 предложений. Несколько номеров предложений в одном ответе (от 2). 1 первичный балл. Возможно несколько групп правильных ответов. 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Задание 21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

Изображение слайда
24

Слайд 24

№ Темы и разделы Средний балл 2019 22 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 70,00 23 Функционально-смысловые типы речи 56,00 24 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Устаревшие слова. Разговорные, книжные слова. Фразеологизмы… 91,00 25 Средства связи предложений в тексте 54,00 26 Речь. Языковые средства выразительности 75,00

Изображение слайда
25

Слайд 25: Задание 26

Изображение слайда
26

Слайд 26: Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Критерии оценивания задания 27

Изображение слайда
28

Слайд 28: К2

Изображение слайда
29

Слайд 29: К3

Изображение слайда
30

Слайд 30: К4

Изображение слайда
31

Слайд 31: Структура

31 Вступление. Основная проблема. Основная часть Комментарий к сформулированной проблеме: - 2 примера-иллюстрации из исходного текста - пояснения к примерам-иллюстрациям - связь между примерами-иллюстрациями Позиция автора Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + обоснование (аргумент) Заключение

Изображение слайда
32

Слайд 32: Способы отсылки к тексту

Ссылка на номера предложений Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе. Прямое цитирование «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная»,– пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки. Косвенное цитирование Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас. Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте В. Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных. 32

Изображение слайда
33

Слайд 33: Примеры-иллюстрации

Публицистический текст Художественный текст Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Писатель изображает (кого, что)… Автор не случайно приводит слова (кого): «Цитата». Герой говорит: «Цитата». Автор разделяет мнение (кого)…. Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… Автор спорит (с кем)… Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Особого внимания заслуживает мнение автора о… Симпатии автора на стороне героя, который… 33

Изображение слайда
34

Слайд 34: Пояснения к примерам

Публицистический текст Художественный текст Писатель хочет сказать, что… Автор не случайно обращает наше внимание на… Этот пример показывает, что… Смысл этого высказывания в том, что… Поступок героя показывает, что… Эти слова убедительно доказывают, что… Слова (мысли) героя позволяют понять…. Я думаю, этим примером автор хотел показать… Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Приведённые слова содержат глубокий смысл… Эти события автор описывает, чтобы… 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Связь между примерами

Противопо - ставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает … Размышляя над проблемой, автор противопоставляет… Сравнение, сопоставле - ние Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть … …Для сравнения обратимся к другому примеру Причина Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что … Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют… Уступка Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе. 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Интервью с Ч.Т. Айтматовым «Книги, открывающие нас»

Проблема Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов. Первый пример (1) Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное «звено в духовной связи людей». Пояснение к первому примеру (2) Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества. Второй пример (3) Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». Пояснение ко второму примеру (4) Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. Связь между примерами (5) Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения. Позиция автора Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир. 36

Изображение слайда
37

Слайд 37: К5

Изображение слайда
38

Слайд 38: К6

Изображение слайда
39

Слайд 39: К7, К8

Процент выполнения заданий части 1, проверяющих владение орфографическими нормами (задания 9–15), в 2019 г. составляет 71,08 %. Средний процент выполнения заданий части 1, проверяющих владение пунктуационными нормами (задания 16–21) составляет 67,59 %.

Изображение слайда
40

Слайд 40: К9, К10

Процент выполнения заданий части 1, проверяющих владение грамматическими нормами (задания 7–8), составляет 79,65 %. В части 1 соблюдение речевых норм проверяется выполнением заданий 3 (Лексическое значение слова»), 5 («Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)»), 6 («Лексические нормы»); средний процент их выполнения составляет 87,4 %.

Изображение слайда
41

Слайд 41: К11, К12

Изображение слайда
42

Слайд 42

№ Темы и разделы Решаемость 2019 Часть 2 1 Формулировка проблем исходного текста 96,79 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 70,10 3 Отражение позиции автора исходного текста 92,19 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме 86,73 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 80,08 6 Точность и выразительность речи 62,01

Изображение слайда
43

Слайд 43

№ Темы и разделы Решаемость 2019 Часть 2 7 Соблюдение орфографических норм 72,07 8 Соблюдение пунктуационных норм 58,46 9 Соблюдение языковых (грамматических) норм 59,27 10 Соблюдение речевых норм 55,06 11 Соблюдение этических норм 98,11 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 91,76

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: Т.А. Волкова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания: Спасибо за внимание

44

Изображение слайда