Презентация на тему: Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические

Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические
1/25
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 82)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (93 Кб)
1

Первый слайд презентации

Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические концепции в онтологиии. .

Изображение слайда
2

Слайд 2

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Категорию «бытие» ввел греческий философ Парменид. Бытие, существование не возникает и не имеет конца, ибо иначе надо сказать, что в какой-то миг сущее не существует. Следовательно, бытие вечно — безначально и неуничтожимо, едино и неделимо, неподвижно, поскольку движение предполагает начало и конец, изменение, небытие. Бытие как абсолютная устойчивость является завершенным, определенным, замкнутым в себе и ни в чем не нуждается. Поэтому он сравнивает бытие с шаром как символом абсолютной замкнутости.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Другие греческие философы (Гераклит ) пытались объединить понятие бытия с понятием субстанции как первоосновы мира. Но в этом случае понятие бытия теряет свою специфику: подменяется понятием становления, имеющим противоположные бытию характеристики. Полное отождествление бытия и субстанции невозможно ; эти понятия пересекаются, но обозначают разные аспекты существования человека в мире. В концепции Платона бытие предстает в качестве идеальных сущностей — идей. Они порождают видимый мир, к познанию их стремится разум человека.

Изображение слайда
4

Слайд 4

В Средние века категория бытия и категория субстанции были фактически слиты воедино в персонифицированном образе Бога, который обладает «всей полнотой бытия». Но в сотворенном Богом мире бытие и субстанция «расходятся». В новое время вопросом, стоящим в центре философских исследований, становится вопрос о методах истинного познания. Понятие субстанции отделяется от понятия бытия, оно выражает лишь человеческую познавательную потребность, встраивается в логику познания — гносеологизация проблемы бытия.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Проблема бытия кардинальным образом меняется в философии XX в. Основы этой трансформации были заложены постклассической философией, в частности Артуром Шопенгауэром, пересмотревшим всю классическую традицию исследования проблемы бытия. В XX в. его идеи, а особенно идеи Ницше, подхватил немецкий философ Мартин Хайдеггер, объявивший, что тысячелетняя традиция онтологии привела к забвению бытия, к его утрате. Хайдеггер попытался выстроить проект фундаментальной онтологии, поставить проблему бытия так, чтобы не выводить ее из гносеологической проблематики, как это делали его предшественники. Его философию взяли на вооружение экзистенциалисты, окончательно зафиксировавшие проблему бытия в терминах человеческого существования.

Изображение слайда
6

Слайд 6

КАТЕГОРИЯ «МАТЕРИЯ» В ФИЛОСОФИИ Развернутое определение материи в различных философских системах давалось далеко не всегда. В античной философии поиски такой субстанции велись в рамках натурфилософского подхода. Однако с развитием логики понятия субстанции и материи претерпели значительную трансформацию

Изображение слайда
7

Слайд 7

Согласно Платону материя — это некий «универсальный материал», чистая возможность без каких-то конкретных свойств. Аристотель оставил за материей лишь функцию быть материалом; в его философии материя — пассивное начало, источник же движения для него заключается в форме, которая сливается с материей, образуя отдельные вещи.

Изображение слайда
8

Слайд 8

В философии Нового времени материя — уже не конкретный вид вещества, но лишь свойства вещей, обладающие все теми же традиционными признаками субстанциональности: непроницаемостью, протяженностью, весом, перемещением, фигурностью и т.п. Материя в представлении философов этого периода — прежде всего неизменные свойства вещества в различных его проявлениях. Декарт предложил «эфирную» концепцию материи. В начале XX века « материя исчезла».

Изображение слайда
9

Слайд 9

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Свойства материи: Абсолютность ( несотворимость, неуничтожимость ). Неисчерпаемость. Структурность Активность Отражение. Пространственно – временная форма существования.

Изображение слайда
10

Слайд 10

В истории философии существовали два типа концепций об отношении пространства и времени к материи. Первую из них называют субстанциальной : пространство и время понимались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношения между пространством, временем и материей трактовались как отношение между независимыми субстанциями. Такой подход предполагал независимость свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Вторую концепцию называют реляционной : пространство и время являются не самостоятельными сущностями, а системами отношений между взаимодействующими материальными объектами. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют, считают представители реляционной концепции. Пространство и время здесь — общие формы координации материальных объектов и их состояний. Поэтому допускается зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

Изображение слайда
12

Слайд 12

В XVII—XIX вв. преимущество оставалось на стороне субстанциальной концепции. Она лежала в основе ньютоновской механики, господствовавшей в науке того времени. В пользу этой концепции говорили и открытия в сфере электродинамики. На ее подтверждение работала и эвклидова геометрия. Но уже в 1830-х гг., с открытием неэвклидовой геометрии Лобачевским, наметился грядущий кризис субстанциальной концепции.

Изображение слайда
13

Слайд 13

В начале XX в. Альбертом Эйнштейном была сформулирована теория относительности ; под ее влиянием были пересмотрены воззрения на пространство и время. Было доказано, что геометрические свойства пространства-времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства становится невозможным описать языком эвклидовой геометрии, а темп течения времени замедляется.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Теория относительности элиминировала из сферы науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Она обнаружила несостоятельность субстанциальной концепции пространства и времени. Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов ( материальных систем и процессов).

Изображение слайда
15

Слайд 15

Онтологическая проблема бога- многоаспектна Вопрос не только в том существует ли бог ? Гораздо больше вопросов вытекает из того, что он существует: Бог присутствует в природе или он трансцендентен ? Природа адекватна богу или он с ней несоизмерим ? Бог – это особое бытие ? Творение Богом мира – это разовый акт или непрерывный процесс ? А само творение – это здание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которые предполагают дальнейшую эволюцию природы, не нуждающиеся в добавочном божественном вмешательстве ? Особая этико – онтологическая проблема ставит вопрос о наличии корней зла и ответственности Творца за зло, которое существует на земле.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Теизм – бог абсолютная бесконечная личность, стоящая над миром ичеловеком. Деизм – бог – творец мира, но не участвует в жизни природы и общества. Пантеизм – отождествление бога с природой. Гилозоизм – природа подобно человеку одушевлена. Креационизм – возникновение мира, земли, жизни человека есть результат «божественного творения», отрицает изменение видов в их историческом развитии. Эсхатологизм – учение о «конце света». Провиденциализм – происхождение человека через «провидение» (т.е. «божья воля».

Изображение слайда
17

Слайд 17

В общем смысле все они отражают тенденции мирового уровня, соотносимые с развитием человечества и реалий современности: пристальное внимание к человеку как главному предмету философии; беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития ( алармизм ), поиски и предложения новых стратегических ориентиров; глобальные проблемы человечества; анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом; борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации; вечный поиск смысла и основ жизни и многие другие проблемы

Изображение слайда
18

Слайд 18

Феноменология — одно из ведущих направлений философии XX в. Основоположник феноменологии — Эдмунд Гуссерль,который стремится сделать философию строгой наукой. Вопрос о сущности философии, ее предназначении — фундаментальный для Гуссерля. В настоящее время она не может претендовать на строгую научность. Не случайно поэтому предметная область, исследуемая феноменологией, новая и соответственно требует нового категориального аппарата. Речь идет о нашем сознании, о том, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять другого человека, наделенного таким же сознанием.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Чтобы достичь бесспорных основ знания, Гуссерль стремился сделать предмет науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным. Это принцип феноменологической установки, или феноменологической редукции. Ее суть заключается в том, что необходимо воздерживаться от всяких суждений, которые бы покоились на подобного рода установках. Наука должна оперировать только «очищенными» понятиями о предметах. Понятие о предмете в научном знании должно пройти процесс феноменологической редукции. Явление вещи, по сути, не вещь, а сознание, направленное к предмету. Сознание предметно потому, что оно интенсионально (лат. intentio — стремление). В интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующей направленности к предмету, впервые возникает феномен сознания, в отличие от явления сознания.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Основополагающие разработки общей теории герменевтики связаны с именем Ф. Шлейермахера. Он выделил в тексте предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Следует кратко обозначить основные категории герме­невтики. Предмет герменевтики можно определить как феномен понимания духовно-практической жизни человека. # К числу основных категорий относится и собственно понимание как метод философии. Суть герменевтики состоит в установлении понимания, т.е. связи и определенных отношений между интерпретатором и интерпретируемым, являющимися субъектами понимания.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Понятие «текст» несет в себе большую смысловую нагрузку, оно включает высказывания, письменные формы естественного языка, знаковые системы записи текста и др. Фундаментальные труды Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера способствовали выделению герменевтики в особую область онтологического исследования, отрасль философского знания.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Термин «экзистенциализм» происходит от лат. exsistentia — «существование» и означает философию существования. . Основная задача философии, по Ясперсу, — раскрытие так называемых «шифров бытия» как различных выражений трансценденции. Основные понятия философии Ясперса — экзистенция, пограничная ситуация, забота, страдание, вина, всеобъемлющее, философская вера. Человека нельзя рассматривать объективно: его следует понимать как экзистенцию, представляющую собой уровень человеческого бытия, уже не способный стать предметом рассмотрения науки. Вопрос об экзистенции поднимается в случае, если появляется потребность поставить поистине философский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Истинная философия не может быть ограничена ни определенным предметом, ни выбором метода. Она дает человеку ориентиры в мире, освещает первооснову всего, т.е. экзистенцию, и приближает душу человека к трансценденции.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Экзистенция — это сам человек. Если вдуматься в смысл слова « экзистенция », то становится очевидным, что человек — экзистенция, только когда он действует как свободное существо, не дает самому себе и другим людям превращать себя в объект манипулирования. Экзистенция неотделима от поисков непреходящего смысла бытия, от заботы о наличном бытии. Экзистенция постигается как «просвет бытия» в пограничных ситуациях; это ситуации страдания, смерти, борьбы, вины, болезни. Именно перед лицом смерти человеку открывается конечность его собственного существования, и экзистенция предстает перед ним со всей непосредственностью. Человек обречен на свободу: заброшенный однажды в мир, он в ответе за все, что делает, но ответственен не перед обществом, а перед самим собой, своим существованием. Следовательно, свобода абсолютна, а ответственность тотальна.( Сартр ).

Изображение слайда
24

Слайд 24

Структурализм как направление в гуманитарном знании связано с появлением в лингвистике структурного метода, суть которого состоит в понимании под структурой объекта совокупности отношений при определенных преобразованиях. Соответственно этому методу структура рассматривается не в качестве основы исследуемого объекта, а как совокупность правил. Следовательно, под структурализмом понимается процесс выявления глубинных универсальных ментальных структур, проявляющихся в социальных структурах всех уровней

Изображение слайда
25

Последний слайд презентации: Т.5. Онтология. 1.Основные проблемы онтологии. 2.Основные исторические

Леви-Стросс в результате своих исследований и наблюдений заметил и развил положение о неком едином, обобщающем начале в мышлении, культуре, деятельности, социальной жизни народов. Он пришел к выводу, что разные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее. Структуры едины для всех языков, т.е. они безразличны к материалу. Так, например, при всей кажущейся многоликости мифов различных стран и народностей, они имеют в своей основе лишь некоторое число простейших типов, поскольку за многообразными действующими лицами угадываются некоторые простейшие функции. Для логики мифа характерно построение на бинарных (двойных) оппозициях (светел — темен, огромен — мал, небо — земля, добро — зло и т.д.).

Изображение слайда