Презентация на тему: Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта

Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы.
Проблема жанра
Проблема жанра
Внешний сюжет и внешний конфликт
Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта
Внутренний сюжет и внутренний конфликт
Мотив одиночества
Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта
Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта
Суть конфликта
Вишнёвый сад – символ эпохи
«Старая Россия»: Раневская и Гаев
Раневская
Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта
Гаев – «двойник» Раневской
Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад»
Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта
«Молодая» Россия: Аня и Петя Трофимов
Аня
Петя
Образ сада
З аключение
1/22
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 44)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1129 Кб)
1

Первый слайд презентации: Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы

Изображение слайда
2

Слайд 2: Проблема жанра

Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией — « комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого типа). К. С. Станиславский считал ее трагедией. М. Горький назвал «лирической комедией». Нередко пьесу определяют как «трагикомедию», «ироническую трагикомедию».

Изображение слайда
3

Слайд 3: Проблема жанра

Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Сочетание комического и серьезного — отличительная черта чеховской поэтики

Изображение слайда
4

Слайд 4: Внешний сюжет и внешний конфликт

Внешний сюжет «Вишневого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. Четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени :

Изображение слайда
5

Слайд 5

В начале пьесы сад, которому грозит опасность, притягивает к себе всю семью, собравшуюся после пятилетней разлуки. Но спасти его не дано никому, и в четвертом действии все вновь разъезжаются. Гибель сада привела к распаду семьи, развела по городам и весям всех бывших обитателей имения. Наступает тишина — завершается пьеса, смолкает мотив сада. Таков внешний сюжет пьесы.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Внутренний сюжет и внутренний конфликт

За бытовыми эпизодами и деталями ощущается движение «подводного течения» пьесы. Г лавное в драмах Чехова скрыто за словами, сконцентрировано в знаменитых паузах (в « Вишневом саде» — 32паузы). Такой «молчаливой» драматургии до Чехова не было. Паузы в значительной степени формируют подтекст пьесы, ее настроение, создают ощущение напряженного ожидания грядущих потрясений.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Мотив одиночества

Мотив одиночества, непонимания, растерянности — ведущий мотив пьесы. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей…

Изображение слайда
8

Слайд 8

«...никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться ». ( Епиходов ) «Кто я, зачем я, неизвестно ». (Шарлотта Ивановна)

Изображение слайда
9

Слайд 9

Непонимание, одиночество персонажей, сосредоточенность на собственных переживаниях отражаются в чеховском «диалоге глухих»: Гаев: Вот железную дорогу построили, и стало удобно. Съездили в город и позавтракали... желтого в середину! Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию... Лопахин: Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ! Гаев (зевая ): Кого? Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне ): Вчера было много денег, а сегодня совсем мало...»

Изображение слайда
10

Слайд 10: Суть конфликта

Причина разлада, источник конфликта — не в борьбе за вишневый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью. «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». (Лопахин) Виновник страданий и неудач в пьесе не персонифицирован. Виновно само «сложение» жизни. Главный конфликт чеховских пьес — «горькая неудовлетворенность самим сложением жизни» — остается неразрешенным.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Вишнёвый сад – символ эпохи

В пьесе все живут ожиданием неотвратимо надвигающейся катастрофы: расставания не с вишневым садом, а с целой тысячелетней эпохой — тысячелетним укладом русской жизни. П од топором Лопахина погибнет не только сад, но и многое из того, что дорого и Раневской, и Лопахину, и тем, кто верил, что «все будет иначе», — Ане и Пете Трофимову.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Старая Россия»: Раневская и Гаев

« Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни ». (М.Горький)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Раневская

Прототипами Раневской были русские барыни, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет... Сколько гибнет здесь русских женщин». (из письма О. Л. Книппер ) Вначале образ Раневской кажется привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Приведите примеры из текста пьесы, иллюстрирующие данные черты характера Раневской и нтеллигента, умна безвольна бескорыстна расточительна легкомысленна

Изображение слайда
15

Слайд 15: Гаев – «двойник» Раневской

Недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. В собственных глазах он аристократ высокого круга, Лопахина презирает, но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад»

Чехов подчеркивал, что роль Лопахина — центральная, что «если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится ». « Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, немелко, без фокусов ». (Чехов)

Изображение слайда
17

Слайд 17

В образ этого героя Чехов внес черты, характерные для некоторых русских предпринимателей начала ХХ века, оставивших свой след в русской культуре, — Саввы Морозова, Третьякова, Щукина, издателя Сытина. Лопахин не предлагает погубить сад, он предлагает его переустроить. Он один способен оценить вишневый сад, и сам же его губит. Личные его хорошие качества, добрые намерения нелепо расходятся с действительностью. И причин не может понять ни он сам, ни окружающие. И личного счастья Лопахину не дано…

Изображение слайда
18

Слайд 18: Молодая» Россия: Аня и Петя Трофимов

«Вся Россия наш сад» Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада...

Изображение слайда
19

Слайд 19: Аня

Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и смотрит в будущее: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу ». Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России. Её решимость и энтузиазм грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Петя

Пете 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России: « Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку…» Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Образ сада

В этом образе соединяются и конкретное, и вечное, абсолютное — это сад, «прекрасней которого ничего нет на свете»; это красота, прошлая культура, вся Россия. Название " Вишневый сад" связано с судьбами нескольких поколений героев — прошлых, настоящих и будущих. Судьбы персонажей соотнесены с судьбами страны.

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Своеобразие жанра пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта: З аключение

Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад» является одним из величайших произведений ХХ века. Благодаря новаторским чертам (« бессобытийный » сюжет, отсутствие персонифицированного конфликта, подтекст, жанровое своеобразие) она получила известность за рубежом еще при жизни автора.

Изображение слайда