Презентация на тему: Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма

Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма
Эрих Фромм …
«Бегство от свободы»…
Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма
Первый механизм «бегства»…
Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма
Второй механизм «бегства »…
Третий механизм «бегства»…
Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма
Какой же выход предлагает Фромм ? Как обрести подлинную свободу, сохранить свою личность и при этом не впасть в состояние одиночества и бессилия?
Спасибо за внимание!
1/11
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 53)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2494 Кб)
1

Первый слайд презентации: Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма

Работу выполнила: Студентка спбгуга Факультета аитоп 292 уч. Гр. Целоусова ольга

Изображение слайда
2

Слайд 2: Эрих Фромм …

Э́рих Зелигманн Фромм (  23 марта 1900,  Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ,  социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и  фрейдомарксизма.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Бегство от свободы»…

В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм всесторонне анализирует проблему свободы человека. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремя для человека. «Свободу на» он мыслит как свободу для творческого саморазвития человека, необходимым условием которой является стремление к самопознанию, активная солидарность с другими людьми, позитивная деятельность. Фромм описал три типичных невротических механизма «бегства» (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садисткой страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий — в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению

Изображение слайда
4

Слайд 4

Эрих Фромм считает, что любой человек, эволюционируя в индивида, должен непременно определить свое отношение к миру и к другим людям, как к объектам, находящим вне сферы его личности: «Человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится «индивидом» - и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность ». « Бегство» от свободы как раз и происходит по пути уничтожения индивидуальности в человеке.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Первый механизм «бегства»…

Первый механизм «бегства» присущ личности авторитарного характера. Этот механизм «состоит в тенденции отказаться от независимости своей личности, слить свое «я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду… Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлениях к подчинению и к господству или в мазохистских и садистских тенденциях, существующих в той или иной степени и у невротиков, и у здоровых людей… Наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций - это чувства собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Часто они попросту не способны испытывать чувство «я хочу», чувство собственного «я». Жизнь в целом они ощущают как нечто подавляюще сильное, непреодолимое и неуправляемое» Фромм пишет, что все разнообразные формы мазохистских стремлений направлены к одному: избавиться от собственной личности, потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Кроме мазохистских тенденций, в том же типе характера всегда наблюдаются и прямо противоположные наклонности - садистские. Они проявляются сильнее или слабее, являются более или менее осознанными, но чтобы их вовсе не было - такого не бывает… Часто они полностью скрыты наслоениями сверхдоброты и сверхзаботы о других. Вот несколько наиболее частых рационализации: «Я управляю вами потому, что я лучше вас знаю, что для вас лучше; в ваших собственных интересах повиноваться мне беспрекословно» или «Я столь необыкновенная и уникальная личность, что вправе рассчитывать на подчинение других» и т.п.». Управляя другим человеком можно утверждать, что это делается в его интересах, и это часто выглядит как проявление любви; но в основе такого поведения лежит стремление к господству.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Второй механизм «бегства »…

Следующий механизм «бегства» от свободы называется конформизмом. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием »

Изображение слайда
8

Слайд 8: Третий механизм «бегства»…

Еще один механизм «бегства» можно обозначить как разрушительность или деструктивность. Его необходимо отличать от садистско -мазохистских стремлений, хотя они имеют много общего. Разрушительность отличается тем, что ее целью является уничтожение, устранение объекта. «Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим миром, разрушая этот мир – пишет Фромм. – Конечно, если мне удастся его устранить, то я окажусь совершенно одинок, но это будет блестящее одиночество; это такая изоляция, в которой мне не будут угрожать никакие внешние силы. Разрушить мир - это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня …

Изображение слайда
9

Слайд 9

Фромм считает, что чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению. Разрушительность - это результат непрожитой жизни.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Какой же выход предлагает Фромм ? Как обрести подлинную свободу, сохранить свою личность и при этом не впасть в состояние одиночества и бессилия?

Единственным конструктивным путем связи индивидуализированного человека с миром является, по мысли Фромма, активная солидарность с другими людьми, спонтанная деятельность (у Фромма – труд и любовь), соединяющие его с миром как свободного и независимого индивида. Однако если экономические, политические и социальные условия не способствуют такой позитивной реализации личности, то свобода, согласно Фромму, становится невыносимым бременем, источником сомнений, лишает жизнь цели и смысла.

Изображение слайда
11

Последний слайд презентации: Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма: Спасибо за внимание!

Изображение слайда